-Метки

20 лет без бодрова shaman «вещий клич» русской поэзии (продолжение) «гормоны счастья» «да вот еще примерно сорок лет... » «зима в простоквашино» «от праздников духоподъемных... » «первое правило одиночества» «сирень» — стихотворение бориса пастернака «тактика» — мудрая притча «я русский» — shaman Анна Ахматова Вечер а жизнь начинается каждое утро... анна кирьянова антон павлович чехов архитектура балет благовещение борис акунин будапешт васильевский остров венгрия вербное воскресенье весна ветреное утро вечернее видео воздушные небесные дали война время города дмитрий мельников доброе доброе утро доброе утро! добрый донецк достопримечательности душа женщина женщины живопись животные жизнь здоровье зима интересно иосиф бродский искусство история история жизни июль как сварить осенний суп счастья. анна кирьянова картина «грачи прилетели» картины кино книги композиторы кот коты коты и кошки кошки красота крым кулинария лето литература любовь марина цветаева мои фотографии мой сад море мосты мудрость мудрые мысли музыка мысли настроение небо николай васильевич гоголь новый год ночь одиночество осень откровенность отношения пасха певцы пейзаж песни песня пирография писатели письма пожелания поздравления полезно поэзия поэт поэты православие православные праздники праздник благовещения пресвятой богородицы праздники прекрасное преподобный силуан афонский пресвятая богородица природа притча «летал орел в высоте... » притчи прогулки по васильевскому острову простой алгоритм решения личных проблем психология путешествия размышления рассказы рецензия розы россия русские с новым годом! с рождеством христовым! санкт-петербург светлое воскресенье святой николай святые сериалы снег советы статьи стихи стихотворения стихотворения дмитрия мельникова страны счастье творчество текст и подтекст утро фильмы фото фото дня фотографии фотографии из личного архива христианство художник художник алексей саврасов художники цветы цитата цитаты человек чтение чувства шахтёры эмоции эссе

 -Рубрики

  • (0)

 -Цитатник

«Грачи прилетели» художника Алексея Саврасова, моя любимая картина - (0)

                    Грачи прилетел...

Праздник Святого Николая Чудотворца - (0)

    Святитель Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Фера...

Старик, Море и... Хемингуэй - (0)

"ЛЕса вытягивалась в длину все больше и больше, и, наконец, поверхность океана перед лодкой взду...

Зима Исаака Ильича Левитана. Картина «Деревня. Зима» - (0)

    Исаак Ильич Левитан   «Ах, были бы у меня деньги...

С Благовещением Пресвятой Богородицы! - (0)

  ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Надежда_Курганская

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2861


Музей - Заповедник Михайловское

Четверг, 08 Июня 2017 г. 11:59 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

 

Михайловское...

С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 гг.

...В разны годы 
Под вашу сень, Михайловские рощи, 
Являлся я; когда вы в первый раз 
Увидели меня, тогда я был 
Веселым юношей, беспечно, жадно 
Я приступал лишь только к жизни; годы 
Промчалися, и вы во мне прияли 
Усталого пришельца.

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия "Борис Годунов", центральные главы романа "Евгений Онегин", поэма "Граф Нулин", окончена поэма "Цыганы", задуманы "маленькие трагедии", написаны такие стихотворения, как "Деревня", "Пророк", "Я помню чудное мгновенье", "Вновь я посетил" и многие другие.

 

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраива-лось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован "сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.". "Запущенный сад" с. Михайловского, зеленые дубравы, "беспечный мир полей" и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.

Дуб в  Пушкиногорье

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения "Деревня" и "Домовому":

Поместья мирного незримый покровитель, 
Тебя молю, мой добрый домовой, 
Храни селенье, лес и дикий садик мой 
И скромную семьи моей обитель...

Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.

"Бешенство скуки пожирает мое глупое существование", - пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с.Михайловского даже на любую из крепостей.

 
Василий Андреевич Жуковский. Портрет работы К.П. Брюллова

Друзья стараются успокоить его. "На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал В.А.Жуковский из Петербурга. - Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство".

Тем временем Пушкин и сам заметил: "Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман" ("Евгений Онегин"). Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:

Здесь меня таинственным щитом 
Святое провиденье осенило, 
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня 
И я воскрес душой.

 

"Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

людская и кухня: Михайловское, 

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы "Борис Годунов", которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно "смиренный и величавый" образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы." (Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. - М.: Отчий дом, 1996. - С. 80)

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

ледник

Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, и А.М. Горчаковым, - новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.

 
И.И. Пущин
 
   

А.М. Горчаков. Неизв. худ. 1810-е гг.

"Знаешь ли мои занятия? - писал он брату Льву, - до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания."

А.А. Дельвиг. В.П.Лангер. 1830

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. "Он все с ней, коли дома", - вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.Тяжело пережил ссыльный Пушкин известие о событии в Петербурге 14 декабря 1825 г. - восстание против царя, в котором участвовали друзья поэта, расплатившиеся за это кто жизнью, кто - каторгой.

Тригорское
 

Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где "находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста".

Алексей Николаевич Вульф. Акварель А.И. Григорьева. 1828

"Роман "Евгений Онегин" "почти весь был написан в моих глазах, - вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. - Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них".

Льнохранилище

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту "краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России" (А.И.Тургенев).

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее "благородными курганами" и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею - "все волновало нежный ум" Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

П.Ф.Соколов. Портрет князя П.А.Вяземского. 1824. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Литературный музей Князь Петр Андреевич Вяземский (1792–1878)

Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией "Борис Годунов", П.А. Вяземский писал: "... ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал".

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился "вольным в покинутую тюрьму" и провел в Михайловском около месяца.

В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навестил Алексей Вульф из Тригорского: "По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. ... Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал. "Пушкин начал писать первое свое произведение в прозе - роман" "Арап Петра Великого".

Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе "Арап Петра Великого" Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над "Историей Петра Великого". В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.

 
Петровское.Дом-музей А.П. Ганнибала.Михайловский заповедник, Пушкиногорский район

Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал "про стародавних бар рассказы" от старых слуг Ганнибала.

Стол, за которым работал Александр Сергеевич Пушкин. Дом-музей Ганнибалов в селе Петровском

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.

Савкина горка

Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

Именно в Михайловском в первый и последний раз в своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: "Je sens que mon ame s' est tout-a-fait developpee, je puis creer." (Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить).

Это - творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. "Опять на родине"- так озаглавил В.А. Жуковский при публикации стихотворения Пушкина "...Вновь я посетил...", написанное им во время пребывания в Михайловском осенью 1835г.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.

Живу, пишу не для похвал 
Но я бы, кажется, желал 
Печальный жребий мой прославить, 
Чтоб обо мне, как верный друг, 
Напомнил хоть единый звук ...

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей.

Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником "Михайловское", овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

Михайловское — дворянское имение в Псковской области. Известно с XVIII века, как часть владений царской семьи  — Михайловская губа. Предположительно название происходит от находившегося на расположенной поблизости Савкиной Горке «Михайловского монастыря с Городища».

Усадьба Михайловское в 1837 г., литография П. А. Александрова по рисунку И. С. Иванова

Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.

Портрет, некоторыми[1] исследователями атрибутированный, как портрет Абрама Петровича Ганнибала.

12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу «арапу Петра Великого».

После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.

В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта. 

Более двадцати лет дом стоял без хозяина, постепенно разрушаясь.

В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.

Григорий Александрович Пушкин (1835-1905) - русский офицер, мировой судья, сын Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.

В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.

Музей-усадьба Михайловское. Банька

В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. Из усадебных построек уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника.

В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками.

В 1944 г. дом-музей А.С. Пушкина был уничтожен.Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего». В здании «колонии литераторов», построенном в 1911 году по проекту архитектора Щуко, до 1992 года размещалась администрация Пушкинского заповедника.

Святогорский монастырь. Учащиеся пушкиногорской средней школы у могилы поэта. Февраль 1947г. Крайний слева А.М. Гордин

В 1998-1999 годы в Михайловском были проведены реставрационно-восcтановительные работы, что позволило создать условия для дальнейшего сохранения музея-усадьбы, хранения экспонатов, представленных в музейных экспозициях, удобства для посетителей.

Пушкинские Горы. Митинг, посвященный 112-й годовщине со дня смерти А.С.Пушкина. У входа в монастырь-музей. 1949 г. Фото А.С.Шарова

Дом-музей А.С. Пушкина.

Экскурсия по дому-музею начинается в передней. Здесь представлены литография сельца МихайловскогоП. Александрова 1838 года, сделанная по рисунку псковского землемера И. Иванова (единственное сохранившееся изображение усадьбы пушкинского времени), план владений О.А. Ганнибала 1786 года, потешная пушечка-мортирка 1831 года. Экспозиция передней посвящена истории усадьбы.

Дверь налево из передней ведет в комнату няни (девичью).

Здесь под руководством няни Пушкина Арины Родионовны Яковлевой (1758-1828) занимались рукоделием дворовые девушки. В витринах представлены копии автографов поэта с изображениями няни, ее писем к Пушкину, написанных под диктовку. Особенно ценными экспонатами являются вышивки, сделанные дворовыми девушками Михайловского и Тригорского.

Няня Александра Пушкина Арина Родионовна Яковлева. Портрет работы неизвестного художника.

Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости (1828)

Из комнаты няни дверь ведет в комнату родителей. Здесь представлены портреты отца, матери, брата и сестры поэта - С.Л. Пушкина (рис. К. Гампельна, 1824), Н.О. Пушкиной (худ. Ксавье де Местр, миниатюра, 1810), Л.С. Пушкина (рис. А.О. Орловского, 1820е гг.), О.С. Павлищевой (худ.Е. Плюшар, акварель, 1830е гг.).

Копии автографов писем и черновиков произведений поэта передают настроение его отчаяния в начальный период ссылки, переход к «воскресению» через творчество. Главной меморией является икона «Троица», которой отец Пушкина благословил брата поэта Л.С. Пушкина при его женитьбе. Экспозиция посвящена первым месяцам михайловской ссылки А.С. Пушкина.

В следующей комнате - гостиной-зальце - «портреты дедов на стенах». Представлены портреты: И.А. Ганнибала (худ. Левицкий, холст, масло, копия) - двоюродного деда Пушкина; А.Ф. Пушкина (неизв. худ., холст, масло, копия) - прадеда поэта; Е.П. Ганнибал (неизв. худ., холст, масло) - его троюродной сестры; предполагаемый портрет Н.О. Пушкиной (неизв. худ., холст, масло, копия); В.Л. Пушкина (рис. Ж. Вивьена, 1823, копия) - дяди поэта. Экспонируется акварель «Две собаки», предположительно написанная О.С. Пушкиной (Павлищевой). Из окон зальца открывается вид на ландшафт, воспетый поэтом в романе «Евгений Онегин», стихотворении «Деревня».

Картина Николая Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском»

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.

В следующей за тем столовой продолжается рассказ о творчестве и деревенской жизни Пушкина, воплощении творческих замыслов в контексте биографических событий 1825-1826 гг., встречах с друзьями-лицеистами, посетивших его в ссылке, подведении Пушкиным итогов ссылки через 10 лет, в 1835 году. Представлены портрет И.И. Пущина (рис. Д. Соболевского, 1825, копия); портрет А.М. Горчакова (худ. Полнезич, акварель, копия); портрет А.А. Дельвига (худ. П. Борель, литография с рис. В. Лангера, 1830); портрет В.В. Кюхельбекера (худ. И.И. Матюшин, гравюра к. XIX в.); портрет А.С. Пушкина (худ. О. Кипренский, холст, масло, 1827, копия 1860х г.г.), заказанный А.Дельвигом и скопированный в 60-е годы прошлого века для Пушкинского музея Алексанровского Лицея. Наибольший интерес представляют мемориальные вещи: предметы посуды из семьи Пушкиных и Ланских (блюдо, подставки, бокалы), бильярдные шары и кий из с.Михайловского, пресс-папье из сосны, воспетой поэтом в стихотворении «Вновь я посетил ...».

Кабинет А.С. Пушкина воссоздан по воспоминаниям современников, переписке поэта, его произведениям. Здесь находятся мемориальные вещи, связанные с памятью о поэте:стол письменный из Тригорского красного дерева конца XVIII - начала XIX вв., кресло тверских друзей поэта, этажерка сына поэта Г.А. Пушкина, скамеечка подножная А.П. Керн, чернильница из имения Гончаровых Полотняный завод (2-ая полов. XVIII в.), подсвечник с колпачком и щипцами (серебро, 1831г.), подставка для перьев, трость А.С. Пушкина.

Усадебные постройки Михайловского

Домик няни слева от входа в дом-музей. Восстановлен в 1947 году, реконструирован в 1999 г. в соответствии с «Описью сельца Михайловского» 1838 г.: «Деревянного строения, крыт и обшит тесом, в нем комнат - 1... Под одной связью баня с голландскою печью, и в ней посредственной величины котел».

Село Михайловское. (Псковская область). Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское». Коттедж няни А. С. Пушкина.

В летнее время в светелке жила няня поэта Арина Родионовна. В баньке (мыльне) Пушкин, так же, как и герой его романа, Онегин, принимал ледяные ванны. Среди предметов обихода XIX века деревянная шкатулка Арины Родионовны, подаренная ею поэту Н.М.Языкову, когда он гостил в с. Тригорском и посещал Михайловское летом 1826 года.

Кухня-людская расположена справа от входа в дом-музей. Флигель восстановлен в 1951 году, реконструирован в 1999 г. в соответствии с «Описью сельца Михайловского» 1838 г.: «В нем 2 комнаты с двумя русскими печьми, к ним железные заслонки и чугунные вьюшки, окон малых с рамами и стеклами 5. Дверей простых на крюках и петлях железных 3. Крыт тесом.»

 Опочка, село Михайловское

В первой комнате располагалась господская кухня, в которой готовились блюда для барского стола. Во второй половине флигеля, вероятно, жила кухарка Пушкиных Неонила Онуфриевна (упоминаемая в переписке А.С. Пушкина), ее муж Иван Максимов, дочь Ольга и сын Александр. В кухне представлены предметы деревенского усадебного быта и кухонного обихода XVIII - нач. XIX в.: тазы для варки варенья; рогатки (мутовки); деревянные долбленые ночвы для хранения муки, очистки зерна и замешивания теста; рыбница для заливной рыбы; формы для бланманже; сечки; ковши; различные горшки; лопата деревянная для хлебов.

В жилой комнате на столе медный самовар священника Опоцкого. По преданию, А.С.Пушкин пил из него чай, будучи однажды в Опочке в гостях у священника.

Село Михайловское. (Псковская область). Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское». Бывший дом управляющего усадьбы "Михайловское".

Село Михайловское. (Псковская область). Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское». Беседка на Аллее Анны Керн.

Далее расположены усадебные флигеля - дом управляющего и контора управляющего, в которых размещаются служебные помещения. Колония литератороврасположена напротив дома-музея. Построена в 1911 году по проекту архитектора Щуко для нужд колонии литераторов. С 14 февраля 2002 года в здании колонии литераторов открывается экспозиция «Хранитель Пушкиногорья», посвященная 100-летию со дня рождения С.С. Гейченко и 80-летию Пушкинского заповедника.

Село Михайловское. (Псковская область). Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское». Часовня Михаила Архангела на Поклонной горке

Село Михайловское. (Псковская область). Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское». Изба людей рабочих усадьба (Музей истории усадьбы

Село Михайловское. (Псковская область). Государственный музей-заповедник Александра Пушкина «Михайловское». Гейченко дом (бывший усадебный дом управляющего Богданова)Большой каменный амбар построен сыном поэта Г.А. Пушкиным для хранения льна. После реконструкции 1999 года используется как выставочный павильон.

Михайловское заповедник: Пушкиногорский район, Псковская область

От автостоянки к дому-музею следует двигаться через праздничную поляну, далее по горбатому мостику через «пруд под сенью ив густых» непосредственно к центру усадьбы.

 

С околицы Михайловского открывается вид на озера Кучане (Петровское) и Маленец, пойму реки Сороть, «холм лесистый» и Савкину горку - классический русский пейзаж, нашедший отражение в поэзии А.С. Пушкина.

Предыстория музейного собрания была начата в 1899 году, когда отдельные предметы выставлялись в избе-читальне при Святогорском монастыре. Это были случайные вещи, подаренные первыми посетителями «Пушкинского уголка», не составлявшие коллекций.
Комплектовать коллекции музея на научной основе стали при подготовке к 100-летнему юбилею со дня смерти А.С.Пушкина и открытию музея в 1937 году.

Создалась значительная коллекция предметов прикладного искусства, живописи, графики, книг, документов. Основу довоенного собрания составляли вещи из Михайловского, Тригорского, Петровского, Малинников, в том числе и мемориальные, принадлежащие Пушкину и его друзьям.

Музей-Усадьба Михайловское (Пушкинский Музей-Заповедник). Памятник Пушкин лицеист.

К сожалению, почти все погибло в годы оккупации. В 1943 году немцы эвакуировали музейное имущество из Михайловского. Сохранилась инвентарная опись, сделанная в феврале 1943 года управляющим музеем, с перечислением того, что было отправлено в Германию.
1945-1946 годы. В Пушкинском Заповеднике ведутся работы по восстановлению разрушенных во время фашистской оккупации домика няни и дома-музея А.С.Пушкина в Михайловском, Успенского собора в Святогорском монастыре. И в это же время начинается активная работа по комплектованию музейных фондов.

Работы по комплектованию велись по разным направлениям. Основой музейных фондов стали предметы, переданные Институтом русской литературы Академии Наук СССР. Среди них были вещи из музея в Михайловском, вывезенные фашистами. Они были обнаружены в Латвии в 14 ящиках и из Москвы переданы в Ленинград в Институт Литературы Академии наук СССР. Актом от 1 февраля 1946 года Институт Литературы передает вещи Пушкинскому Заповеднику

.


Среди возвращенных в музей вещей бювар П.А.Осиповой с надписью «Вот что осталось от щастливого времени моей жизни», самовар медный и живописная работа неизвестного художника голландской школы 18 века из Тригорского, секретер из Малинников, два парных канделябра стиля ампир, два парных подсвечника, часы стиля ампир, подставка для чернильного прибора, канделябр золоченой бронзы, глиняная фляго 17 века, портрет Пушкина-лицеиста работы Гейтмана,

Аллея Керн

«Пушкин в гробу» автолитография Ф.Бруни, портреты Алекскандра I, Ганнибалов и Пушкиных, Жуковского, Вяземского, Языкова, Одоевского, Веневитинова, Арендта, Булгарина, Бестужева, гравюры С.Галактионова, литографии из альбома «Виды Пскова и его окрестностей» художника Александрова и книги со штампом «Государственный Пушкинский уголок», живописные работы Б.Щербакова.

В те годы плодотворной была работа с местными жителями. Осуществлялись заказы со стороны заповедника художникам по зарисовкам состояния музейных объектов после освобождения, на изготовление специальных планов военно-оборонительных сооружений немцев в период оккупации, копии графических и живописных работ, имеющих экспозиционную ценность, фотографам - на изготовление фотоснимков с изображением восстановительных работ в заповеднике.

Пушкинская деревня Бугрово

Закупаются предметы в антикварных магазинах, у коллекционеров. Участие в комплектовании фонда принимают и государственные структуры.


В последующие десятилетия комплектование фонда осуществлялось по тематическому принципу и подчинялось главной задаче - экспозиционной.

Главной в формировании фонда была тема «Михайловское в судьбе А.С.Пушкина». Такой подход был вполне оправдан, так как на протяжении начиная с 40-х годов по 90-е в Пушкинском Заповеднике велись восстановительные работы, а в конце 90-х начале 2000-х г.г. работы по реконструкции музейных комплексов Михайловского, Тригорского, Петровского, Бугровской мельницы и наполнении их экспозиционным материалом.

Анна Хорошилова, дочь Констанции Исааковны, урожденной Ганнибал .Мария Хорошилова, дочь Констанции Исааковны, урожденной Ганнибал

На восстановительном этапе и этапе реконструкции этот принцип свою задачу выполнил: музейные экспозиции обеспечены первоклассными вещами, имеющими экспозиционное и коллекционное значение.

Дом приказчика Михайла Ивановича Калашникова в Михайловском. Воссоздан в середине ХХ века. В настоящее время в доме располагаются кассы музея

главный дом: Михайловское, Пушкиногорский район, Псковская область

Савкина горка

флигель «колония литераторов»: Михайловское

В последние десятилетия наряду с экспозиционными решаются и собирательско-коллекционные задачи комплектования.
В настоящее время музейный фонд Пушкинского Заповедника насчитывает около 48 тысяч предметов. Из них предметов основного фонда около 36 тысяч, научно-вспомогательного фонда - 12 тысяч.





Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным. Ворота напротив дома-музея ведут в парк Михайловского, образец садово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX вв.. Мемориальная еловая аллея посажена в 1780-х

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку