направление в искусстве,
возникшее во Франции в 1870—1880-х годах
Символисты использовали символику, недосказанность, намёки, таинственность и загадочность.
«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, вот формула символизма»
фрагмент картины Галилео Кини «Весна классическая»
150 картин, скульптур и гравюр, собранные из государственных и частных коллекций по всей Европы, представляют символизм как язык со многими акцентами.
Сирена
Аристид Джулио Сарторио
1893, 71×142 см
Художники из Великобритании, Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Италии отправлялись на поиски новых форм для выражения универсальных ценностей, таких как жизнь, смерть и любовь. Их вдохновляли классические мифы, подпитанные зарождающимся психоанализом Зигмунда Фрейда (монография «Толкование сновидений» была опубликована в Вене в 1900 году).
Гесиод и Муза
Гюстав Моро
1891, 59×34.5 см
Поль Серюзье, «Колдовство (Священный лес)» (1891). Музей изящных искусств, Кемпер (Франция)
Другим важным источником влияния на символистов считается поэзия Шарля Бодлера. Стихотворения из его сборника «Цветы зла» сопровождают экспозицию, занимающую две тысячи квадратных метров и разделённую на 18 тематических секций.
Здесь объединяются образы из снов и кошмаров, ангелы и роковые женщины, откровения немца Макса Клингера и австрийца Альфреда Кубина, бельгийцев Фернана Кнопфа и Фелисьена Ропса, французов Одилона Редона, Гюстава Моро, Мориса Дени и «набидов», итальянцев Джованни Сегантини и Гаэтано Превиати.
Любовь - источник жизни
Джованни Сегантини
1896, 72×100 см
Одилон Редон, «Уродливый полип плавал на побережье, изображая улыбку, и Ужасный циклоп» (1883)
«Символизм. Искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Великой войны» — это часть специальной программы в Королевском дворце Милана, посвящённой концу XIX — началу XX века. Она началась осенью 2015 года выставкой «Альфонс Муха и атмосфера ар-нуво», которая продлится до 20 марта нынешнего года.
Витторио Цеккин, «Принцессы в саду» из цикла «Тысяча и одна ночь» (1914)
В завершении выставки символистов кураторы решили отдать дань Sala dell’Arte Del Sogno (Зал «Искусство сновидения») — той части Венецианской биеннале 1907 года, которая освятила появление символизма в Италии. На экспозицию в Милане венецианский дворец-музей Ка' Пезаро прислал цикл Джулио Аристида Сарторио из 14-ти декоративных панелей под названием «Эпическая поэма человеческой жизни». Это произведение был создано специально для центрального зала биеннале в том году.
Джулио Аристид Сарторио, фрагмент левого крыла триптиха «Девы мудрые и девы неразумные» (1890 — 1891)
В Королевском дворце сейчас можно увидеть также полиптих Сарторио «Девы мудрые и девы неразумные» (1890 — 1891) из Муниципальной галереи современного искусства в Риме. Это произведение среди десятка других было отреставрировано специально к показу в Милане.
Избранный
Фердинанд Ходлер
1903, 222×298 см
Выставка «Символизм. Искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Великой войны» в Королевском дворце Милана продлится до 5 июня.
Искусство. Нежность сфинкса
Фернан Кнопф
1896, 150×50 см
По материалам официального сайта Palazzo Reale Milano и The Art Newspaper.
Автор: Влад Маслов