"Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной, —
Тот может быть изменником, лгуном,
Грабителем: его души движенья
Темны, как ночь, и, как Эреб, черна
Его приязнь. Такому человеку
Не доверяй.."
«Венецианский купец»
-это признание в любви к музыке у Шекспира.
Существует четырнадцать опер на тему «Ромео и Джульетты» Шекспира (в том числе Гарсиа, Цингарелли, Далейрака, Меркаданте, Беллини, Гуно), не говоря уже о неоперных произведениях: драматической симфонии Берлиоза, увертюре-фантазии и дуэте Чайковского, балете Сергея Прокофьева.
Понятно, больше всего импонировал трагический материал:
«Гамлет»
(Лист, Гаде, Чайковский, Тома, частично Берлиоз),
«Макбет» (Шпор, Верди, Рихард Штраус—назову лишь главнейшие имена),
«Король Лир» (Берлиоз, Балакирев),
«Отелло» (Россини, Верди),
Scala di Milano
- direttore Riccardo Muti Interpreti
Otello:Placido Domingo
Jago : Leo Nucci
Cassio: Cesare Catani
Desdemona . Barbara Frittoli
Emilia : Rossana Rinaldi
«Юлий Цезарь» (Шуман, Бюлов),
«Ричард III» (Фолькман, Сметана).
Но и комедии Шекспира неоднократно подвергались музыкальной разработке. Больше всего повезло образу Фальстафа:
он фигурирует у Диттерсдорфа, Антонио Сальери (очаровательная двухактная опера-буфф «Falstaff ossia le tre burle» на либретто Франчески, 1798 (О «Фальстафе» Сальери см. Adrea della Corte. Un italiano all’estero. Torino, 1936. )),
Адана — вплоть до заслуженно популярной оперы Отто Николаи
и гениальной музыкальной комедии «Фальстаф» восьмидесятилетнего Верди — последнего его театрального создания.
Одно из лучших произведений позднего Берлиоза—изящная и ритмически изысканная опера «Беатриче и Бенедикт»—написана по «Много шуму из ничего».
К той же комедии интересную музыку написал Э. В. Корнгольд.
еще «Укрощение строптивой» Германа Гетца
и о ранней опере Рихарда Вагнера «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру»—единственной творческой встрече Вагнера со страстно почитаемым им Шекспиром.
Были музыкально «озвучены» и «Зимняя скачка» (Флотов, Биттнер, Гольдмарк), и «Двенадцатая ночь» (Гольдмарк).
Наконец, шекспировская фантастика эльфов, зачарованного леса и любовных метаморфоз воздушной комедии
«Сон в летнюю ночь»
нашла исключительное по яркости воплощение в гениальной музыке Мендельсона.
марш знаком каждому
разнообразны и музыкальные жанры, в которых осуществлялись шекспировские темы и сюжеты. Работа над Шекспиром раскрывает перед композиторами увлекательные перспективы: шекспировские характеры, страсти, драматические коллизии, юмор, трагические монологи и буффонады.
В 1869 году Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) создаёт увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Сюжет, подсказанный Балакиревым, настолько захватил композитора, что он пишет музыку буквально на одном дыхании. Это произведение часто исполняется музыкантами разных стран,а компакт-диск с этой увертюрой в сувенирном магазинчике у Дома Джульетты в Вероне.
На музыку Чайковского Сергеем Лифарём был поставлен балет. Существует также цветной телевизионный фильм-балет (Экран,1968) с хореографией Н.Рыженко и В.Смирнова. Джульетта — Наталия Бессмертнова, Ромео — Михаил Лавровский. Теме любви, всесокрушающей, всепобеждающей - той, что сильнее смерти,
В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету «Ромео и Джульетта».
Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.
Большой интерес обычно вызывает музыка из кинофильмов. Так, очень популярны в мире саунд-треки к фильмам Лурманна и Дзеффирелли. Тема любви, написанная композитором Нино Рота к картине Дзеффирелли,
служит своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В наше время Ромео и Джульетта являются героями не только классической музыки, но и поп- и рок-композиций (Дайе Стрейтс, Дитер Болен), и многих других музыкальных фантазий.
Трагедия была экранизирована уже более 50 раз. Среди них были фильмы и английского, и итальянского, и американского производства.
Фильмы-оперы, балеты, классические и
даже такие с Леонардо Ди Каприо
http://kinoprofi.org/4426-romeo-dzhuletta-1996.html
и современные кино постановки.-
2013г
Вечная тема любви...
Весь мир- театр!....