-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ася_Карповна_777

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

все что делает мою жизнь интереснее...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2017
Записей: 3554
Комментариев: 15
Написано: 6747


Основы фотографии 6

Среда, 12 Апреля 2017 г. 12:02 + в цитатник

3. Режим, позволяющий явно указать снимаемый сюжет (или «сценический» режим)

Обозначается словом «Scene» (с англ. дословно – «сцена») или его сокращениями, например, «SCN», как в случае с фотоаппаратом, изображённым на рис. 1. Также, во многих камерах все «сцены», доступные для выбора в конкретной модели, обозначены непосредственно на колесе выбора съёмочных режимов. Что свойственно компактным и зеркальным цифровым фотоаппаратам, которые производители относят к классу «для начинающих».

Когда я впервые взял в руки подаренный мне на совершеннолетие цифровой фотоаппарат, это была «относительно» компактная камера от Olympus со впечатляющими даже по современным меркам характеристиками и качеством изображения, я стал пользоваться возможностью «подсказывать» фотоаппарату, какой сюжет планирую сейчас фотографировать. Результат получался более ожидаемым и приятным глазу, чем при съёмке в автоматическом режиме. Кстати, первым кадром я запечатлел свою красавицу-кошку. Получился потрясающий снимок, который я до сих храню. Недавно кошка умерла от старости, а фотография согревает и напоминает мне о тех временах, когда она лазила по узкому внешнему подоконнику и в итоге, однажды, упала вниз с четвёртого этажа, благо, зацепившись в полёте за разросшийся виноградник.

Со временем я стал снимать сюжеты, выходящие за рамки того набора «снимаемых сцен», которые были реализованы в моём первом фотоаппарате. И был вынужден освоить другие режимы, обеспечивающие мне бОльшую техническую гибкость и точность.

В современных моделях цифровых фотоаппаратов реализован впечатляющий набор сюжетов, который, по моим наблюдениям, с течением времени лишь пополняется. Набор настолько расширился, что обозначения всех «сцен» уже не удаётся разместить на небольшом колесе выбора съёмочных режимов (как в примере, изображённом на рис. 1).

Я не буду перечислять всевозможные «сцены», которые встречал в инструкциях к фотоаппаратам при подготовке настоящей статьи. В некоторых моделях камер отдельные «сцены» уникальны. Назову лишь те, которые я отмечал в большинстве моделей, ещё со времён появления в моих руках цифрового фотоаппарата: «Спорт», «Портрет», «Пейзаж», «Макросъёмка», «Ночной пейзаж», «Портрет на фоне достопримечательности».

В любом из этих «подрежимов» Вы, по-прежнему, едва ли сможете управлять всеми изменяемыми параметрами фотоаппарата и съёмки. Тем не менее, у Вас появится возможность отчётливо увидеть разницу между «сценами», проявляющуюся в работе камеры и, чаще всего, в получаемых снимках.

Например, выбрав «Спорт» и зажав кнопку спуска затвора, последний будет срабатывать несколько раз в секунду, пока Вы держите нажатой кнопку или пока не переполнится оперативная память (буфер) фотоаппарата. В итоге, Вы получите несколько фотографий, хотя бы на одной из которых, скорее всего, запечатлеете, например, как мчащийся по ипподрому конь «парит» над землёй или ребёнок, раскачивающийся на качелях, «зависает» в воздухе.

В режиме «Портрет» одному нажатию кнопки, сколько бы оно не длилось по продолжительности, скорее всего, будет соответствовать одно срабатывание завтора. Как следствие, Вы получите один снимок за одно нажатие кнопки спуска затвора.

Таким образом, производитель вывел сочетание «средних» параметров съёмки для каждого сюжета из некоторого набора, определённого путём сбора информации о предпочтениях пользователей. Эти сочетания таковы, что помогают пользователю реализовать востребованный им (опять-таки, по статистике) художественный эффект для каждого сюжета из набора.

Тем не менее, например, движущиеся объекты можно фотографировать по-разному. Реализовывать как минимум три различных художественных эффекта, их я подробно опишу в пятой части «основ», снимая каждый с тремя различными сочетаниями параметров и в трёх-четырёх различных техниках. При этом, «сценический» режим, предназначенный для съёмки движущихся объектов («Спорт»), чаще всего, один.

Наконец, опишу четвёртый режим съёмки, который я отношу к группе автоматических. Он отличается от режима, описанного мной вначале, одной, но значительной деталью.

4. Автоматический режим без применения вспышки

Данный режим часто обозначается «перечёркнутой молнией» или подобным знаком, где участвует «молния» – традиционное обозначение вспышек (импульсных источников света).

Такой режим может быть аналогичным автоматическому режиму за исключением того, что ни при каких условиях фотоаппарат не будет задействовать дополнительный источник света – вспышку, встроенную в фотоаппарат, или внешнюю вспышку, дополнительно подключённую к камере. Как я отметил в первом описании, встроенная вспышка может задействоваться по «решению» фотоаппарата. Исключить её влияние, увы, без физического воздействия, например, перекрыв поток света непрозрачным предметом, пользователь едва ли сможет.

Режим становится полезным в тех ситуациях, когда съёмка с импульсным источником света неуместна в силу внешних обстоятельств или неудобна по каким-то соображениям. Например, в музее или в портретировании новорождённого малыша, в съёмке с близкой дистанции крошечного цветка, который распускается так редко и так быстро, что хочется его сфотографировать даже в сложных условиях: без применения штатива и\или при низкой интенсивности освещения. Или, когда Вам кажется, что из-за применении вспышки страдает композиция кадра или искажается атмосфера снимаемой сцены: тела и лица портретируемых изображаются плоскими, тени от снимаемых объектов – густыми и с очерченными краями, снимаемые объекты или задний и передний планы освещаются неравномерно.

Здесь я завершу обзор автоматических режимов. Добавлю, в различных моделях фотоаппаратов, особенно различных производителей, названия автоматических режимов могут отличаться друг от друга в зависимости от маркетинговой кампании и качества перевода руководств и спецификаций с языка, родного производителю, на другие языки. Также, в конкретной модели камеры могут быть реализованы различные автоматические режимы, помимо тех, которые я описал выше. Суть их остаётся прежней: пользователю не требуется специальных знаний и навыков, чтобы фотографировать, а большинство изменяемых параметров фотоаппарата и съёмки заблокированы и/или скрыты.

Следующая группа, вторая из четырёх, включает 6 съёмочных режимов. Я назвал её «полуавтоматические режимы». Во многих инструкциях и описаниях к фотоаппаратам совокупность режимов, которые я рассмотрю далее, маркетологи и переводчики называют «творческими». Я считаю это именование малоподходящим, потому что, снимая даже в автоматическом режиме, я творю. Фотоаппараты пока ещё остаются неодушевлёнными предметами, едва ли могут испытывать и переживать эмоции и руководствоваться ими в выборе момента съёмки, содержимого кадра и условий освещения – всего того, что отражает индивидуальные и, часто, мимолётные движения человеческой души.

28/10/2014    Просмотров : 46177    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок

 

Основы фотографии # 4.10

https://photo-monster.ru/books/read/osnovyi-fotografii--4.10.html

В предыдущей статье я рассмотрел автоматические режимы съёмки.

Здесь я обращусь к съёмочным режимам, объединённым в наиболее объёмную группуполуавтоматических режимов: программному «классическому», программному «гибкому», приоритета диафрагменного числа, приоритета выдержки, приоритета значения чувствительности, приоритета выдержки и значения диафрагмы.

Полуавтоматические режимы съёмки обладают двумя общими свойствами. Первое заключается в родстве с автоматическими режимами.

Фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, один или два из трёх параметров съёмки, влияющих на экспозицию – значение диафрагмы, выдержку и значение чувствительности – выбирает пользователь. Значения оставшихся (одного или двух), «независимых», параметров «выбирает» фотоаппарат: рассчитывает по определённому алгоритму и устанавливает компьютер, встроенный в камеру.

Расчёты производятся по тому же принципу, что и в автоматических режимах съёмки (его я раскрою в восьмой части «основ», посвящённой гистограмме). Соответственно, в тех случаях, в которых фотоаппарат, работая в автоматическом режиме, некорректно определяет экспозицию: снимаемые объекты изображаются на фотографии слишком светлыми или слишком тёмными – съёмка в одном из полуавтоматических режимов без вмешательства пользователя едва ли исправит ситуацию.

Тем не менее, в отличие от «традиционных» автоматических режимов (я выделил их под 1-ым и 4-ымномерами, в которых пользователь едва ли может оказывать влияние на выбор художественного эффекта или приёма съёмки, любой из полуавтоматических режимов позволяет фотографу достичь нужного эффекта или реализовать желаемый приём. При этом, выразить содержание снимаемой сцены можно с необходимой точностью и гибкостью, в отличие от «усовершенствованных» автоматических режимов (я описал их под 2-ым и 3-им номерами).

Второе общее свойство полуавтоматических режимов заключается в родстве с ручным режимом.

Пользователь может уточнять параметры съёмки, которые в автоматических режимах были заблокированы: их значения выбирал фотоаппарат. Например, режимы измерения экспозиции, спуска затвора, работы автофокуса, определения баланса белого и так далее. Перечисленные параметры я рассмотрю в следующих, от пятой до восьмой, частях серии «Основы фотографии».

Также, снимая в любом из полуавтоматических режимов, у пользователя появляется возможность влиять на значения «независимых» параметров, участвующих в управлении экспозицией. Хотя, фотоаппарат выбирает значения таких параметров самостоятельно, предварительно измеряя интенсивность освещения снимаемой сцены. Данная возможность приобретает смысл в сложных условиях освещения, когда камера может «ошибиться» в выборе оптимальной экспозиции, и в ситуациях, когда переэкспонирование или недоэкспонирование снимка является осознанным выбором фотографа, по сути, художественным приёмом.

Указанную возможность обеспечивает функция, называемая в большинстве руководств к фотоаппаратам, статьях и книгах по основам фотографии (я буду следовать здесь традиции)коррекцией экспозиции или компенсацией экспозиции. Другими словами, снимая в одном из полуавтоматических режимов, я могу «попросить» фотоаппарат уменьшить или увеличить предложенную им экспозицию на определённую величину, например, на 1/3 EV, на 2/3 EV, на 1 EV и так далее. Значения «независимых» параметров фотоаппарат установит самостоятельно в соответствии со сделанной мной поправкой. Приведу пример, демонстрирующий функцию «в деле».

Пусть я фотографирую в одном из пользовательских режимов. Мне доступны для выбора значения диафрагмы и чувствительности, а выдержку определяет фотоаппарат. Я выбрал значение диафрагмы равным 4 и чувствительность равной 100 ISO, чтобы создать портрет «по грудь» с минимальным уровнем цифрового шума и нужной глубиной резко изображаемого пространства (далее, ГРИП). Я хочу добиться того, чтобы и кончик носа, и ушные раковины портретируемого изобразились в резкости, а фон не акцентировал на себе внимание зрителя, оставаясь «размытым».

Фотоаппарат, измерив освещение снимаемой сцены, установил выдержку равной 1/250 секунды. Выдержка мне подходит. Я сделал снимок. Лицо портретируемого получилось слишком тёмным, хотя в целом снимок выглядит нормально экспонированным. Меня устраивают значение диафрагмы, создаваемый благодаря ему художественный эффект, и значение чувствительности, при котором сохраняется высоким техническое качество фотографии. Я хочу лишь скорректировать экспозицию, чтобы изобразить лицо более светлым. Для этого я задействую коррекцию экспозиции, установив значение компенсации равным +1 EV. Тогда фотоаппарат предлагает мне выдержку равную 1/125 секунды. Такая выдержка мне тоже подходит (о причине Вы сможете узнать из следующей, пятой, части «основ»). И я делаю нужный мне снимок.

Обратите внимание, в примере я не рассчитывал и не устанавливал самостоятельно один из параметров съёмки – выдержку. Фотоаппарат выполнил эту процедуру вместо меня, учитывая моё пожелание по увеличению экспозиции. Таким образом, коррекция экспозиции – это функция, с помощью которой пользователь может осуществлять косвенное, «неявное», управление экспозицией. В то время как в ручном режиме, который я подробно рассмотрю в следующей статье, управление экспозицией осуществляется прямо, «явно».

Для эффективного применения рассмотренной функции пользователю могут понадобиться знания основ фотографии. А именно, понимание того, что такое экспозиция, в каких единицах она измеряется, что такое недо-, пере- и нормально экспонированная фотография, а также с какими параметрами съёмки и по каким законам связана экспозиция. Эти знания Вы можете почерпнуть изпервой части серии «Основы фотографии».

Коррекция экспозиции и значение компенсации, выражаемое в EV, обозначается, обычно, пиктограммой, изображённой на рисунке 1.

Рис. 1. Общепринятое обозначение компенсации экспозиции.

Функция может быть задействована с помощью различных элементов управления, в зависимости от модели фотоаппарата. Например, на корпусе большинства зеркальных камер реализована кнопка, обозначенная изображённой выше пиктограммой. Значение коррекции устанавливается с помощью основного или вспомогательного колёс управления, расположенных «под» большим или «под» указательным пальцами правой руки, соответственно. В фотоаппаратах, встроенных в некоторые современные мобильные устройства, коррекцию экспозиции можно производить с помощью меню. А в системных и в некоторых компактных цифровых фотоаппаратах производства Fujifilm инженеры выделили для функции отдельное колесо на верхней части корпуса.

Прежде, чем перейти к подробному описанию особенностей каждого из шести режимов, сделаю два замечания. Первое касается управления чувствительностью сенсора в съёмке в полуавтоматических режимах, второе – доступности для пользователя параметров фотоаппарата.

Съёмка в любом полуавтоматическом режиме открывает перед фотографом возможность указывать точные значения многих параметров съёмки, часть из них я перечислил ранее. В том числе, чувствительности. Однако, в отличие от перечисленных параметров, чувствительность наравне с выдержкой и значением диафрагмы влияет на экспозицию. Во всех, кроме одного, полуавтоматических режимах, которые я опишу, при первом включении съёмочного режима фотоаппарат может установить значение чувствительности равным базовому (100 ISO или 200 ISO). Если пользователь не изменит его, оно останется постоянным на протяжении всей съёмки и после выключения-включения камеры. В итоге, управление экспозицией в каком-либо из полуавтоматических режимов, чаще всего, сводится к непрерывному соотнесению между собой значений лишь двух параметров из трёх: выдержки и значения диафрагмы. При этом, значение одного или обоих параметров определяются фотоаппаратом самостоятельно, автоматически.

Касаемо изменяемых параметров камеры, к которым относится, например, глубина цвета, степень расширения динамического диапазона светочувствительного сенсора, назначение универсальных элементов управления и так далее – набор видимых и доступных для изменения параметров в одном из полуавтоматических режимов, обычно, увеличивается. Производитель предполагает, что пользователь, фотографирующий в полуавтоматических режимах, обладает специальными знаниями: знаком с основами фотографии и функциями конкретной модели фотоаппарата.

Подробнее о точности цветопередачи, динамическом диапазоне и других характеристиках светочувствительных сенсоров Вы можете узнать из третьего раздела четвёртой части «основ».

Тем не менее, если Вы хотите осмотреть все изменяемые параметры камеры, то включите ручной режим. Обычно, я так делаю, если впервые беру в руки какую-либо модель фотоаппарата, прежде, чем обратиться к инструкции. Тогда я могу понять, что мне знакомо, а какую информацию мне потребуется уточнить в руководстве пользователя.

Теперь подробнее опишу каждый из шести съёмочных режимов. Нумерацию продолжу в соответствии с изложением предыдущей статьи.

5. Программный режим

Обозначается латинской буквой «P» (аббр. от англ. «program» – «программный»).

Является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов.

«Классический» программный режим восходит к автоматическому режиму, описанному первым впредыдущей статье. А именно, значения параметров, влияющих на экспозицию – диафрагменное число и выдержку – выбирает фотоаппарат. Как я отметил выше, значение чувствительности пользователь может указывать самостоятельно. Таким образом, снимая в программном режиме, фотограф освобождается от необходимости управлять экспозицией, и может больше своего внимания уделить содержанию фотографии и художественным средствам, выражающим последнее.

В отличие от автоматического режима программный режим предоставляет пользователю две возможности, которые я описал ранее. Здесь обозначу их кратко. Во-первых, большинство изменяемых параметров фотоаппарата и съёмки становятся доступными для свободного выбора их значений фотографом. Во-вторых, пользователь может косвенно влиять на экспозицию, определённую фотоаппаратом.

Помимо указанных особенностей, призванных расширить возможности фотографа, программный режим может быть интересен своими модификациями, одну из которых я рассмотрю подробно, а другую лишь затрону – обе в следующем описании.

6. Режим с возможностью выбора между эквивалентными экспопарами (или «гибкий» программный режим)

По-прежнему обозначается латинской буквой «P». В некоторых моделях фотоаппаратов к основному обозначению добавляется метка, указывающая на «гибкость» данного режима. Например, в зеркальных цифровых фотоаппаратах, производимых компанией Nikon, в качестве метки выступает астериск («звёздочка»). При этом, режим может обозначаться на основном и/или вспомогательном экране фотоаппарата как «P*», а на колесе выбора съёмочных режимов как «P».

Суть «гибкого» программного режима заключается в следующем. Пользователь может выбирать между парами чисел «выдержка – значение диафрагмы». В первой части серии «Основы фотографии» я отмечал, что диафрагма и затвор независимо друг от друга влияют на один и тот же параметр съёмки – экспозицию. Различные комбинации, составленные из значения диафрагмы и выдержки – экспопары – позволяют фотографу получать одинаковую экспозицию.

Например, при неизменных условиях освещения снимаемой сцены фотоаппарат, находясь в программном режиме, может предложить пользователю на выбор несколько пар чисел «выдержка – значение диафрагмы», при которых экспозиция останется постоянной. Другими словами, несколько эквивалентных экспопар, например: …, «1\250 – 2,8», «1\200 – 3,2», «1\160 – 3,5», «1\125 – 4», «1\100 – 4,5», … . Вращая основное или вспомогательное колесо или используя другие элементы управления, фотограф может выбрать любую пару из набора эквивалентных экспопар, предлагаемом фотоаппаратом.

Отмечу, что в зависимости от условий освещения, количество предлагаемых эквивалентных экспопар различается. Вероятна и такая ситуация: фотоаппарат сообщит пользователю о том, что не может предложить ни одной экспопары в текущих условиях освещения.

В чём заключается особенность режима? Управление экспозицией «берёт на себя» фотоаппарат, Вы получаете возможность сосредоточиться на содержании фотографии и на тех средствах его выражения, которые зависят от диаметра относительного отверстия, образованного лепестками диафрагмы, и длины выдержки. Выбирая экспопару, исходя из значения диафрагмы, Вы точно и гибко управляете, в частности, ГРИП. Выбирая экспопару, исходя из выдержки, Вы регулируете степень «размытия» движущегося объекта. Пока Вы занимаетесь содержанием кадра и выразительными средствами, камера «следит» за тем, чтобы экспозиция оставалась, по её «мнению», нормальной.

О глубине резко изображаемого пространства, об изображении фона «расплывчатым» и снимаемых объектов чёткими, Вы можете узнать из третьей части «основ». А приёмам съёмки, связанным с работой затвора, посвящена следующая, пятая, часть.

Когда же выбранная фотоаппаратом экспозиция оказывается ненормальной для Вас, другими словами, когда фотоаппарат «ошибается» в её определении или когда переэкспозиция или недоэкспозиция являются художественным приёмом, Вы можете «взять на себя» управление экспозицией, скорректировав её с помощью соответствующей функции.

Теперь коротко опишу ещё одну модификацию «классического» программного режима. Я встречал её лишь в цифровых фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax, например, в модели K-5.

Свой модифицированный программный режим производитель камер Pentax назвал гиперпрограммным. Снимая в нём, пользователь может изменить выдержку и\или значение диафрагмы. То есть, управлять экспозицией непосредственно, как если бы фотографировал в ручном режиме. При этом, пара «выдержка – значение диафрагмы» изначально выбирается фотоаппаратом, как в традиционном программном режиме. После «гиперперехода» в ручной режим пользователь может вернуться к автоматически выбранной экспопаре, используя одно нажатие кнопки.

По сути, гиперпрограммный режим создаёт для фотографа возможность быстрого перехода от программного режима к ручному, и обратно, исключив как минимум одно телодвижение пользователя: изменение съёмочного режима с помощью отдельного элемента управления – колеса.

Впервые я столкнулся с гиперпрограммным режимом на своих занятиях, отвечая на вопрос участника о том, что обозначает буква «P» в его фотоаппарате. Я предложил ученику сразу осваивать наиболее похожий, на мой взгляд, режим – ручной – чтобы ученик мог быть более независимым от технических средств. Производители реализуют ручной режим съёмки во всех зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратах.

В своей практике «классический» и «гибкие» программные режимы я не использовал. Они какое-то время оставались для меня загадкой, так как в них автоматически изменялись сразу два параметра съёмки – выдержка и значение диафрагмы. Я едва ли мог разобраться, чем управляю. Более лёгкими в восприятии для меня оказались режимы, в которых я мог выбирать значение хотя бы одного из параметров (их я рассмотрю далее). Тем не менее, я встречал нескольких пользователей, для которых программный режим оказался понятным и удобным в применении. И они успешно фотографировали в нём.

Любой съёмочный режим, в том числе программный, создан прежде всего для того, чтобы пользователь мог уделить наибольшее внимание главному в фотографии: содержанию и тому, что это содержание подчёркивает, выражает. Иногда фотограф применяет только одно выразительное средство. Например, снимая различные статичные портреты (одиночные, парные, групповые; в полный рост, «по пояс», лицевые и так далее), он может сосредоточиться лишь на управлении ГРИП – «размытии» заднего плана и изображении в резкости одного или нескольких портретируемых на среднем или передних планах. В данном случае выдержка и значение чувствительности будут играть техническую роль: обеспечивать нормальную экспозицию.

В тех съёмочных ситуациях, в которых пользователь отдаёт предпочтение одному из параметров съёмки, влияющих на экспозицию, приобретают смысл полуавтоматические режимы, «ставящие в приоритет» предпочитаемый параметр. Снимая в одном из таких режимов, фотограф может точно и гибко управлять одним параметром, а остальные, «независимые», параметры «передавать в управление» камере.

7. Режим приоритета диафрагменного числа

Обозначается латинскими буквой «A» (аббр. от англ. «aperture» – «апертура», «диафрагма») или буквосочетанием «Av» (аббр. от англ. «aperture value» – «значение диафрагмы»).

Является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов.

В рассматриваемом режиме пользователь может выбирать любое значение диафрагмы из доступного диапазона, который обусловлен техническими характеристиками объектива, присоединённого к фотоаппарату в момент съёмки. Обычно, диапазон начинается от светосилы объектива – минимального значения диафрагмы – и заканчивается значениями 16, 22, 32 или 64.

Когда Вы выбрали значение диафрагмы, фотоаппарат устанавливает выдержку, обеспечивающую нормальную, по «мнению» камеры, экспозицию. Если Ваше мнение расходится с «мнением» фотоаппарата, то Вы можете скомпенсировать экспозицию с помощью соответствующей функции.

Режим может быть полезным в тех съёмочных ситуациях, в которых основным выразительным средством является ГРИП. Ведь она зависит, в частности, от значения диафрагмы.

Также, режим пригодится в тех случаях, когда Вам требуется достичь максимального качества изображения, создаваемого объективом. При определённых значениях фокусного расстояния (если объектив является вариофокальным) и диафрагмы, конкретных для каждой модели объектива, любой объектив демонстрирует наилучшее качество получаемого с помощью него оптического изображения.

Подробнее об этой особенности оптических систем Вы можете узнать в статье, раскрывающей оптические свойства и искажения объективов, которая является дополнением ко второй части «основ», посвящённой объективам.

Завершая описание, приведу связанные с ним личный опыт и наблюдения за коллегами и учениками.

Среди своих коллег, специалистов в различных видах и жанрах фотографии, я знаю многих, кто снимает в режиме приоритета диафрагменного числа. До тех пор, пока я не освоил ручной режим на высоком уровне, я, чаще всего, фотографировал в рассматриваемом режиме. Потому что постановочная фотография малоподвижных снимаемых объектов, будь то природных ландшафтов, людей или неодушевлённых предметов, меня интересовала и продолжает интересовать больше остальных видов съёмки. В такой фотографии в большинстве съёмочных ситуаций я управляю ГРИП и стремлюсь использовать объективы на максимуме их технических возможностей.

8. Режим приоритета выдержки

Обозначается латинскими буквой «S» (аббр. от англ. «shutter» – «затвор») или буквосочетанием «Tv» (аббр. от англ. «time value» – «количество времени»).

Наравне с предыдущим режимом является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов.

Пользователь может выбирать выдержку из некоторого диапазона. В большинстве фотоаппаратов со светочувствительном слоем малого формата (о форматах светочувствительных слоёв читайте в третьем разделе четвёртой части «основ») диапазон ограничен выдержками равными 1/8000 или 1/4000 секунды с одной стороны и 30 секундам с другой.

Значение диафрагмы рассчитывает и устанавливает фотоаппарат в соответствии с выбранной пользователем выдержкой и измерением интенсивности освещения снимаемой сцены. При необходимости пользователь может скорректировать экспозицию.

Рассматриваемый режим может быть полезным в съёмке движущихся объектов. А также, для реализации художественного приёма, в результате которого получается абстрактное изображение за счёт эффекта «смазывания». Приёмы съёмки, основанные на работе затвора, я рассмотрю в следующей части «основ».

9. Режим приоритета значения чувствительности

Обозначается латинским буквосочетанием «Sv» (аббр. от англ. «sensitivity value» – «значение чувствительности»).

Я встречал данный режим лишь в современных зеркальных цифровых фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax, например, в моделях 645Z, 645D, K-3, K-5.

По своей сути рассматриваемый режим похож на «классический» программный режим. Пользователь выбирает значение чувствительности из диапазона, определённого характеристиками фотоаппарата, например, от 100 ISO до 51200 ISO. Затем фотоаппарат подбирает экспопару, с которой снимок получится нормально экспонированным (снова-таки, по «мнению» камеры). При необходимости пользователь может скорректировать экспозицию с помощью соответствующей функции.

Отличие режима приоритета чувствительности от «классического» программного режима заключается в двух моментах.

Во-первых, изменение чувствительности осуществляется с помощью одного элемента управления, обычно, основного колеса. То есть, быстро. Чтобы изменить значение чувствительности, фотографируя в программном режиме, например, с камерами Nikon D3100, Nikon D4, Canon EOS-6D, я вынужден сначала нажать левой или правой рукой одну кнопку и удерживать её нажатой, чтобы изменить значение чувствительности с помощью основного колеса управления.

Во-вторых, в современных зеркальных фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax, существуют так называемые «программные линии». С помощью них фотоаппарат «предлагает» пользователю ту пару «выдержка – значение диафрагмы» из набора эквивалентных экспопар, которая позволила бы реализовать определённый художественный эффект или приём. Для ясности перечислю названия некоторых «программных линий»: «малая ГРИП», «большая ГРИП», «съёмка движущихся объектов», «максимальное качество изображения, создаваемое объективом».

Данный режим может быть полезным в съёмочных ситуациях со специфическими условиями освещения: когда интенсивность последнего периодически меняется, а снимаемый сюжет остаётся примерно постоянным. Приведу два примера таких ситуаций. Первый родился в процессе наблюдения за строительством жилых домов, которое проходит за окнами моего рабочего кабинета, другой я взял из собственной практики.

Представьте съёмку в течение дня действующей строительной площадки в одном неподвижном ракурсе. Интенсивность освещения в обозначенной снимаемой сцене может постоянно меняться: солнце «зашло» за облака, солнце «выглянуло» из-за облаков, наступили сумерки, стемнело и включилось искусственное освещение и так далее. Фотографу может понадобиться в соответствии с каждым изменением интенсивности (особенно, когда она уменьшается) выбирать значение чувствительности. Чтобы обеспечить постоянство экспозиции, ГРИП, качества изображения, создаваемого объективом, и способа передачи движения снимаемых объектов, если последнее имело место в исходном сюжете (например, перемещения стрелы строительного крана, людей и автомобильной техники по площадке).

Также, в рассматриваемом режиме съёмки я бы с удобством фотографировал репортаж мероприятия, проходящего в закрытом помещении с искусственным освещением.

Сюжеты в такой съёмочной ситуации, в основном, неизменны: одиночные портреты в полный рост, по пояс, групповые портреты по пояс и прочие. По крайней мере, редко требуется изменять выдержку и значение диафрагмы. Однако, в разных зонах помещения интенсивность освещения различается. Так как интенсивность искусственного освещения, обычно, значительно ниже, чем интенсивность естественного освещения в дневное время, то мне приходится часто, при каждой смене точки съёмки, изменять значение чувствительности, чтобы обеспечить оптимальную экспозицию.

К сожалению, когда я находился в съёмочной ситуации из последнего примера, в тех камерах, с помощью которых я фотографировал, рассматриваемый режим не был реализован производителем. Тем не менее, я нашёл эффективное решение. Чтобы рассказать о нём, опишу последний в группе полуавтоматический режим.

10. Режим приоритета выдержки и значения диафрагмы

Обозначается латинским буквосочетанием «TAv» (аббр. от англ. «time and aperture values» – «количество времени и значение диафрагмы»).

Как и предыдущий режим я обнаружил рассматриваемый режим в «чистом виде» лишь в современных зеркальных цифровых фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax. Неявно, то есть без обозначения на колесе выбора съёмочных режимов или в меню, такой режим реализован в камерах других производителей, например, в Canon EOS-6D и Nikon D600 (610).

Рассматриваемый режим подобен ручному режиму. Вы можете выбирать и выдержку, и значение диафрагмы, фотоаппарат установит соответствующее нормальной экспозиции значение чувствительности.

Чем интересен режим? В съёмочных ситуациях, в которых необходимо реализовывать в разных фотографиях различные выразительные средства, как с помощью диафрагмы, так и с помощью затвора, например, в свадебной фотографии, рассматриваемый режим позволяет пользователю управлять экспозицией за счёт чувствительности. При этом, «отдав штурвал в руки» камеры. Тогда фотограф может выбирать выдержку и значение диафрагмы, прежде учитывая свои художественные потребности, без оглядки на то, обеспечит ли выбранная им экспопара нормальную экспозицию. При необходимости пользователь может скорректировать экспозицию.

Как данный режим можно реализовать в неявном виде? С помощью функции, которая называется в инструкциях «Автоматическое управление чувствительностью». Такой функцией производители оснащают некоторые модели зеркальных цифровых фотоаппаратов. Суть её заключается в том, что камера «выбирает» любое значение чувствительности из диапазона, заранее заданного пользователем, так, чтобы обеспечить нормальную экспозицию. При этом, фотоаппарат будет «стремиться» к выбору наименьшего значения из диапазона, чтобы сохранить максимально высоким техническое качество фотографий.

Другими словами, вместо точного значения чувствительности и, я могу указать точные границы изменения чувствительности. И обеспечить себе более удобные условия для фотографирования, например, в ручном режиме. В частности, в съёмочной ситуации, которую я привёл в последнем примере из предыдущего описания, я использовал данную функцию.

Здесь я завершаю описание второй группы съёмочных режимов. Следующей рассмотрю группу ручных режимов.

31/10/2014    Просмотров : 51506    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок

 

http://photo-monster.ru/books/read/osnovyi-fotografii--4.11.html

Ранее я описал автоматические и полуавтоматические режимы съёмки. Настал черёд ручных.

Третья группа – наименьшая по объёму – объединяет ручной и пользовательский режимы. Последний расширяет возможности практического применения не только первого, но и полуавтоматических и, даже, некоторых специальных режимов съёмки.

Начну рассматривать третью группу с основного в ней элемента, благодаря которому она приобрела своё название.

«Зёрна» знаний о ручном режиме я «сеял» в предыдущих двух статьях. Как в вводных, так и в подробных описаниях я периодически соотносил различные съёмочные режимы с ручным. Почерпните подготовительную информацию, если Вы не сделали этого ранее, прочитав с начала раздел «Режимы съёмки».

В настоящей статье я предлагаю Вам «собрать урожай». Другими словами, структурировать знания о ручном режиме. Они могут Вам понадобиться. Применяя их в методичных тренировках, в какой-то момент Вы обнаружите, как исчезнут трудности в управлении экспозицией, в какой бы съёмочной ситуации Вы не находились. Вместо трудностей появятся задачи, которые Вы сможете решать самостоятельно, быстро и эффективно. А высвободившуюся энергию и время – сосредоточить на содержании создаваемых Вами фотографий.

Я акцентирую внимание не только на возможностях, особенностях ручного режима, но и покажу, что в управлении экспозицией последний мало отличается от любого из «полуавтоматов». К тому же, для большинства специальных режимов, которые я рассмотрю в следующей статье, ручной режим является общим «предком».

По традиции продолжаю нумерацию, начатую в первой статье четвёртого раздела.

11. Ручной режим

 

Обозначается латинской буквой «M» (аббр. от англ. «manual» – «ручной»).

Является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов. Обычно, реализован в камерах, относимых их производителями к профессиональной серии. Общий как для аналоговых, «плёночных», так и для цифровых фотоаппаратов, как для камер малого, так и среднего и большого форматов. В механических аналоговых фотоаппаратах, не оснащённых компьютером, является основным и, иногда, единственным режимом съёмки.

Если бы меня попросили коротко, скажем, одним предложением, описать рассматриваемый режим, то оно было бы следующим. В тех ситуациях, где пользователь сталкивается с ограничениями, снимая в «автоматах» и «полуавтоматах», он свободен, фотографируя в ручном режиме.

Значения всех съёмочных параметров, в том числе тех, которые оказывают влияние на экспозицию, фотограф может указывать точно и фиксировать. При этом, во многих моделях цифровых фотоаппаратов он может предоставить выбор значений некоторых параметров, например, чувствительности и баланса белого, «автоматике» камеры. А при необходимости вернуть управление «в свои руки».

Пользователь может видеть и выбирать значения всех изменяемых параметров фотоаппарата. Одни параметры являются общими для разных моделей камер, например, шаг изменения выдержки, значений диафрагмы и чувствительности – 1/3 EV, 1/2 EV или 1 EV. Другие параметры уникальны, например, отображение/не отображение в видоискателе точных значений тангажа и крена фотоаппарата относительно уровня горизонта.

Управление экспозицией – основная задача, которую фотограф решает, выбирая себе в помощь тот или иной съёмочный режим (вспомните определение последнего, приведённое в начале четвёртого раздела) – здесь осуществляется прямо, «явно». То есть, пользователь выбирает значения всех тех параметров, которые влияют на экспозицию: выдержку, значения диафрагмы и чувствительности. Коррекция экспозиции – функция, в которой нуждался фотограф, снимая в любом из «полуавтоматов», в ручном режиме теряет смысл. Чтобы показать разницу между «неявным» и «явным» управлением экспозицией приведу пример-эксперимент, который рекомендую Вам повторить. Сначала опишу съёмочную ситуацию.

Я фотографирую с зеркальной цифровой камерой одну и ту же сцену с неподвижными объектами, сюжет и интенсивность освещения постоянны. Чтобы содержимое кадра оставалось неизменным, я зафиксировал фотоаппарат на устойчивой поверхности. Значение чувствительности выбрал равным 100, тем самым обеспечил наименьший уровень цифрового шума и максимальную ширину динамического диапазона светочувствительного сенсора, установленного в фотоаппарате.

О цифровом шуме и динамическом (тоновом) диапазоне сенсора, их связи с чувствительностью Вы можете узнать из второго раздела четвёртой части «основ»).

Далее я могу действовать по одному из нескольких путей. Опишу два из них. На первом пути я снимаю в одном из полуавтоматических режимов и управляю экспозицией «неявно» – с помощью коррекции экспозиции. На втором пути я фотографирую в ручном режиме и управляю экспозицией «явно», самостоятельно устанавливая выдержку и значение диафрагмы.

Опишу первый путь

Я выбираю программный «гибкий» режим съёмки. Фотоаппарат «предлагает» мне на выбор несколько эквивалентных экспопар. Устанавливаю пару «выдержка – значение диафрагмы» равную «1/30 – 7,1».

Спускаю затвор. Оцениваю «светлоту» полученного снимка по экрану фотоаппарата. Делаю вывод, что экспозицию следует увеличить вдвое, то есть на 1 EV. Нажимаю и удерживаю нажатой кнопку, активирующую коррекцию экспозиции (такая кнопка, обычно, обозначается пиктограммой, изображённой на рис. 1 в предыдущей статье). Устанавливаю значение компенсации равным +1 EV и отпускаю кнопку. Фотоаппарат оставил прежним значение диафрагмы, но изменил выдержку. Теперь она равна 1/15 секунды. Так как камера закреплена на устойчивой поверхности, и снимаемые объекты неподвижны, то изменение выдержки не повлияет больше ни на что, кроме экспозиции. Я спускаю затвор и получаю фотографию нужной «светлоты».

Теперь опишу второй путь

Выбираю ручной режим съёмки. Устанавливаю значение диафрагмы равным 7,1, чтобы обеспечить одновременно желаемую глубину резко изображаемого пространства (далее, ГРИП) и высокое качество оптического изображения, создаваемого объективом.

О том, как значение диафрагмы влияет на качество изображения, формируемого объективом, я расскажу в статье, посвящённой оптическим свойствам и искажениям объективов, являющейся дополнением ко второй части «основ». О связи значения диафрагмы и ГРИП Вы можете узнать изтретьей части.

Как определить выдержку? Я свободен в выборе, так как закрепил фотоаппарат на устойчивой поверхности, и снимаемые объекты неподвижны. Поэтому выдержку я подберу так, чтобы получить нормально экспонированный снимок.

При необходимости уточните определения нормально экспонированной, недо- и переэкспонированной фотографии в первой части «основ».

Нажимаю кнопку спуска затвора на половину её хода и смотрю на шкалу в видоискателе или на экране фотоаппарата, схематично изображённую на рис. 1. «Риска» (метка 3 на рис. 2) находится в зоне, отмеченной знаком «минус» (метка 4 на рис. 2). Вращаю основное колесо управления (на моём фотоаппарате оно позволяет мне изменять выдержку) до тех пор, пока «риска» не занимает положение напротив нулевого значения (метка 2 на рис. 2). Такое положение «риски» означает, что при текущих выдержке, значениях чувствительности и диафрагмы я получу нормально экспонированный, по «мнению» фотоаппарата, снимок.

Спускаю затвор. Оцениваю «светлоту» изображения по экрану фотоаппарата, «на глаз». Делаю вывод, что экспозицию необходимо увеличить вдвое, на 1 EV. Я по-прежнему свободен в выборе выдержки. Значения остальных, двух из трёх, параметров, влияющих на экспозицию, я установил заранее и зафиксировал, чтобы реализовать выразительное средство – «размыть» фон позади объекта, наведённого на резкость – и, одновременно, достигнуть высокого технического качества изображения.

Нажимаю на кнопку спуска затвора на половину её хода. Около шкалы появляется «риска». Она находится напротив нулевого значения, ведь я пока ещё не изменял экспозицию. Вращаю основное колесо управления до тех пор, пока «риска» не займёт положение напротив символа «+1» или первой большой полоски в зоне, отмеченной знаком «плюс» (метка 5 на рис. 2). Наконец, «риска» заняла положение напротив обозначения «+1». Обращаю внимание на выдержку, она равна 1/15 секунды. Спускаю затвор и получаю снимок нужной «светлоты».

Как Вы думаете, есть ли принципиальное отличие двух путей? Приводят ли оба пути к одному и тому же результату – получению фотографии нужной «светлоты»? Целесообразно ли Вам знать, что такое экспозиция, EV, экспопара, выдержка, значение диафрагмы, чувствительность и смежные понятия?

Когда я только освоил ручной режим, фотографировав долгое время в одном из «полуавтоматов», я почувствовал разочарование: «Экспозиция как получалась не всегда корректной, так и получается – что в режиме «M», что в любом другом! В чём же смысл ручного управления?».

Разочарование, как я убедился впоследствии, касалось не конкретного режима съёмки, а того, как фотоаппарат измеряет интенсивность освещения снимаемой сцены. В съёмке в ручном режиме неэффективность измерения проявилась «во всей красе».

Для эффективного управления экспозицией вне зависимости от съёмочного режима мне потребовалось научиться соотносить результаты измерений с характером освещения снимаемой сцены и её содержанием. Прежде всего, освоить различные измерительные инструменты, изучить их особенности. Предлагаю Вам сделать то же самое.

Опишу устройство, которым современный цифровой фотоаппарат измеряет интенсивность освещения снимаемой сцены, другими словами, выполняет экспозамер. В примере выше я представил «рецепт» использования такого устройства. Далее затрону принцип работы последнего и возможность эффективного применения. Наконец, представлю другие инструменты, с помощью которых фотограф может оценивать интенсивность освещения.

Итак, речь пойдёт об экспонометре, встроенном в камеру: что и как он «сообщает» пользователю.

 

Рис. 1. Шкала экспонометра (индикатор экспозиции). Один из вариантов оформления. Индикатор может отображаться в горизонтальной или вертикальной форме на основном экране фотоаппарата, в видоискателе и на дополнительных экранах, которые могут быть расположены на корпусе камеры.

Шкала, изображённая на рис. 1, которая в некоторых моделях фотоаппаратов в съёмке в каком-либо полуавтоматическом режиме может выполнять дополнительную функцию: использоваться для коррекции экспозиции, уточнять значение компенсации – в ручном режиме работает по своему прямому назначению. Она называется шкалой экспонометра или индикатором экспозиции.

Шкала экспонометра помогает пользователю на этапе построения кадра, до спуска затвора, получить представление о количестве света, который отражается от снимаемых объектов в объектив фотоаппарата. Она оказывает «помощь» следующим образом.

Когда пользователь нажимает на кнопку спуска затвора на половину её хода, включается экспонометр. Специальный датчик (метка 12 на рис. 1) или сам светочувствительный сенсор измеряет количество света, прошедшего через объектив. За таким способом измерения закрепилось название TTL (аббр. от англ. «through the lens» – «через объектив»). Затем экспонометр соотносит в режиме реального времени измеряемую интенсивность освещения снимаемой сцены с установленными в данный момент выдержкой, значениями диафрагмы и чувствительности.

Рис 2. Различные индикаторы экспозиции и их элементы оформления: 1 – шкала, позволяющая точно оценивать отклонение экспозициикоторая будет достигнута после спуска затвора при текущих выдержке, значениях чувствительности и диафрагмы, от «нормальной» экспозиции, рассчитанной экспонометром с учётом интенсивности освещения снимаемой сцены, 2 – нулевое значение, соответствующее «нормальной» экспозиции (отклонение равно нулю), 3 – «риска», позволяющая определить точное значение отклонения, 4 – зона «недоэкспозиции», 5 – зона «переэкспозиции», 6 – шаг экспозиции (в большинстве современных цифровых фотоаппаратов может регулироваться и быть равным 1/3, 1/2 или 1 EV), 7 – промежуточные значения отклонения (например, -1,3 EV, -0,7 EV, -0,3 EV, 0,3 EV и так далее), 8 – целые значения отклонения (например, -2 EV, -1 EV, 1 EV и так далее), 9 – нумерация целых значений отклонения, 10 – символ, обозначающий отклонение, которое больше длины зоны (в данном случае, больше 2 EV «в плюс»).

Рис. 3. Варианты оформления горизонтальных шкал и события, о которых экспонометр сообщает пользователю: а) и б) – экспозиция нормальная, в) – переэкспозиция на 2/3 EV (0,7 EV), г) и д) – переэкспозиция на 1 целую и 1/3 EV(1,3 EV), е) переэкспозиция больше, чем на 2 EV. В зависимости от модели фотоаппарата шкала экспонометра может оформляться по-разному. «Риска» (а, в) может быть заменена вереницей точек (б, г, д, е), начинающейся на нулевом значении и оканчивающейся на значении отклонения. Если вереница превратилась в одну точку-полоску (б), то отклонение равно нулю. Зоны «переэкспозиции» (отмечена знаком «плюс») и «недоэкспозиции» (отмечена знаком «минус») находятся симметрично относительно нулевого значения. Длина каждой зоны зависит от модели фотоаппарата и, как правило, равна 2, 3 или 5 EV. Длины обоих зон равны друг другу. Обычно, чем длиннее зоны (больше масштаб шкалы), тем удобнее пользоваться индикатором. Зона, отмеченная знаком «минус» («плюс»), может находится слева (справа) от нулевого значения, а может – справа (слева) (г, д). Положение зон может управляться с помощью одного из изменяемых параметров фотоаппарата (например, во многих камерах производства Nikon этот параметр называется «Инвертировать индикаторы»). Существуют нумерованные (а, в) и ненумерованные (б, г, д, е) шкалы.

Если комбинация значений трёх параметров, влияющих на экспозицию, позволяет по «мнению» экспонометра получить нормально экспонированную фотографию, то он «информирует» об этом пользователя, устанавливая «риску» напротив нулевого значения шкалы (ситуации а и б на рис. 3).

В противном случае экспонометр вычисляет отклонение экспозиции, которая будет достигнута после спуска затвора при текущих выдержке, значениях чувствительности и диафрагмы, от «нормальной» экспозиции, рассчитанной экспонометром с учётом проведённых измерений с помощью датчика. Завершив вычисления (на современных цифровых фотоаппаратах они выполняются «мгновенно»), экспонометр «сообщает» пользователю на сколько EV нужно изменить выдержку и/или значение диафрагмы, и/или значение чувствительности и в какую «сторону»: увеличить или уменьшить – чтобы фотограф мог получить нормально экспонированный снимок. В рассматриваемом случае пользователь может видеть «риску», смещённую относительно нулевого значения (ситуации вг и дна рис. 3).

Чем сильнее смещение «риски», тем сильнее отклонение. Если последнее больше масштаба шкалы (ситуация е на рис. 3), то, обычно, экспонометр «сообщает» об этом отдельно (метка 10 на рис. 2).

В примере, где я демонстрировал последовательность действий в съёмке в ручном режиме, вращение основного колеса управления приводило к перемещению «риски» вдоль шкалы. По факту, вращая колесо, я изменял выдержку. Так как экспонометр «мгновенно» рассчитывает отклонение экспозиции и смещает «риску», то может казаться, что, вращая колесо, я перемещаю «риску».

Резюмирую. В ручном режиме съёмки экспонометр, встроенный в фотоаппарат, с помощью индикатора «показывает» пользователю отклонение экспозиции при текущих выдержке, значениях диафрагмы и чувствительности от измеряемой экспозиции (количества света, которое попадает на датчик экспонометра). В любом полуавтоматическом или автоматическом съёмочном режиме экспонометр работает так же. Отличие состоит в том, что последний не «информирует» пользователя об отклонении, а сразу изменяет значение одного из параметров (или нескольких), влияющих на экспозицию.

Если фотограф целиком полагается на измерение и расчёты, проводимые встроенным экспонометром, то в каком бы режиме пользователь не снимал, его может ожидать разочарование. Встроенный экспонометр едва ли во всех съёмочных ситуациях предоставляет актуальную информацию. Причины могут быть следующими.

Во-первых, TTL-экспонометр может «не знать» по какому объекту сцены нужно проводить измерения. Например, по светлому небу позади группы моделей или по их затенённым лицам. Здесь на выручку приходит фотограф и разнообразие способов экспозамера, которое производители современных цифровых камер реализуют в выпускаемых устройствах.

Во-вторых, расчёты проводятся по «идеализирующему» алгоритму, не учитывающему индивидуальные предпочтения фотографа. «Нормальность» экспозиции – понятие субъективное. «Правильная», «идеальная» экспозиция могут не соответствовать замыслу автора, свести выразительность фотографии на «нет».

О принципе, лежащем в основе такого алгоритма, и режимах экспозамера я расскажу в восьмой части серии «Основы фотографии».

В-третьих, встроенный в фотоаппарат экспонометр с помощью датчика измеряет интенсивность отражённого света от снимаемых объектов в объектив, «предполагая», что их способность отражать свет одинакова. Однако, окружающий мир разнообразен. Приведу пример.

Количество света, которое отразит кожа негроида, будет отличаться от количества света, которое отразит кожа европеоида. Экспонометр не «знает», кого я фотографирую. К тому же, по умолчанию он настроен (откалиброван) на отражающую способность поверхности, окрашенной 18-ти процентным серым: смесью чёрной и белой краски в соотношении 18 к 82. Поэтому в съёмке людей со смуглой, тёмной кожей (особенно, лицевых портретов) возрастает вероятность переэкспонирования.

Таким образом, эффективное использование экспонометра, скорее, заключается в том, чтобы знать, в каких условиях съёмки он может демонстрировать результат некорректного измерения. В восьмой части «основ» я расскажу о таких условиях и о том, как определить меру «некорректности» (она зависит, в частности, от модели камеры).

Есть ли другие, возможно, более эффективные, способы оценки? Да, есть. Пользователь цифрового фотоаппарата может аккуратно оценивать интенсивность освещения снимаемой сцены по гистограмме и с помощью внешнего экспонометра. Последний позволяет измерять интенсивность света, падающего на объект, что во многих съёмочных ситуациях является более точным измерением, чем по свету, отражённому от снимаемого объекта. Ценность внешнего цифрового экспонометра возрастает в съёмке сцен, освещаемых импульсными источниками или смешанными источниками – постоянного и импульсного освещения.

Если Вы хотите уточнить понятия «падающий» и «отражённый» свет, взгляните на путь, который проходят световые лучи от источника до фотоаппарата. Путь изображён на рисунках-схемах 4 и 5 в первом разделе четвёртой части «основ».

Тому, как оценивать корректность экспозиции по гистограмме, я посвятил, также, восьмую часть «основ». Дополнительно, в статье я приведу пример того, как пользоваться внешним цифровым экспонометром.

Каждый из трёх способов оценки – по гистограмме, с помощью встроенного экспонометра по отражённому свету и внешнего экспонометра по падающему свету – обладает ограничениями. Однако, грамотное сочетание всех инструментов позволяет фотографу проводить наиболее аккуратную оценку.

Таким образом, съёмка в ручном режиме – недостаточное условие для эффективного управления экспозицией. Вам понадобится самостоятельно «взвешивать» информацию, полученную из различных источников, соотносить её друг с другом, анализировать и принимать решение, полагаясь на свой знания и опыт.

В чём же потенциал ручного режима? В отсутствии зависимости фотографа от съёмочной ситуации, условий съёмки, и от камеры, которой он пользуется в данный момент. Поясню на примерах.

Модель бежит, я включаю режим приоритета выдержки. Через минуту, в следующем сюжете, модель неподвижна, и я хочу «размыть» фон позади неё, выбираю режим приоритета диафрагмы. Затем я планирую подсветить модель внешним источником импульсного света, включаю какой-то третий режим, в котором «автоматика» помогает мне синхронизировать момент вспышки с открытием затвора (с описанной ситуацией связано понятие «выдержка синхронизации», которое я введу в следующей, пятой, части «основ»). В ручном режиме я могу фотографировать все три сюжета.

Также, я знаю, что фотоаппарат не выберет неудобное мне значение какого-либо параметра.

Например, первоначально я фотографировал в облачную погоду. Через несколько минут небо прояснилось, вышло солнце. Те снимаемые объекты, которые ранее равномерно освещались, теперь сочетают на своей поверхности яркие блики и отбрасывают глубокие тени. Также, общая интенсивность освещения увеличилась. Если я фотографирую в каком-либо из полуавтоматических режимов, то камера «выберет» новые значения параметров, влияющих на экспозицию, с изменением освещения. В итоге, на фотографии блики могут получиться слишком яркими: в соответствующих им областям изображения произойдёт потеря деталей. Или, наоборот, фотоаппарат «решит» настроить экспозицию по бликам, тогда может произойти потеря деталей в областях изображения, которым соответствуют тени в снимаемой сцене.

С другой стороны, съёмка в ручном режиме требует от меня – фотографа – большей собранности. Если я вижу, что освещение изменилось или в кадр вошли достаточно большие по площади светлые или тёмные объекты (например, к группе подружек присоединилась невеста, одетая в пышное белое платье), мне следует заново оценить корректность экспозиции и при необходимости изменить соответствующие съёмочные параметры. Иначе фотография может получиться недо- или переэкспонированной, потерять детали в областях, соответствующих бликам и\или теням в снимаемой сцене.

 

....

Рубрики:  ИССКУСТВО ФОТОГРАФИИ/ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку