"Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь!", "Композитор, нажми на клавиши - продай талант!" — эти фразы цитируют уже несколько поколений зрителей.
«Михаил Водяной — лицедей, который…
Который переиграл на сцене одесской оперетты (и не только на ней!) десятки разнообразных образов, первым из артистов "легкого" жанра получил звание народного артиста СССР и еще при жизни назван "Королем оперетты". Что любопытно, он не был одесситом по рождению. Кстати, настоящая фамилия Михаила Григорьевича — Вассерман, что дословно переводится как "водный человек". Отсюда и псевдоним, Водяной.
Михаил Григорьевич родился в Харькове. Недалеко от места, где жила семья, стояла церковь. Говорят, Миша в 3 года буквально дневал и ночевал в ней, слушая хор. Как-то служитель церкви вывел его на улицу, к родителям, взволнованным длительным отсутствием сына, со словами: "Ваш сын будет знаменитым человеком".
Хотя позже, когда перед войной семья жила в Кисловодске, отец Миши говорил: "В семье не без урода. Мой старший сын два института окончил, а младший — все драмкружки да переодевания".
В 1976 году Михаил Водяной стал народным артистом Советского Союза , а спустя три года — возглавил родной театр, Одесский театр музыкальной комедии. В репертуаре Михаила Водяного были и Дулиттл, и Бони, и Реб Тевье, но наиболее органично и самобытно он выглядел в ролях одесситов — Яшки-Буксира и Мишки-Япончика. В ролях, в общем-то, не выписанных авторами пьес и музыки, обрекающих исполнителя на одну-две краски. И тем не менее, Водяной сумел выжать из этого скудного материала фигуры, ставшие культовыми. Вот что говорит о творчестве Михаила Григорьевича театральный критик Евгений Женин:
— Слава пришла к Михаилу Григорьевичу стремительно....Причем произошло это задолго до выхода на экран фильма "Свадьба в Малиновке". В 1957 году режиссер Григорий Натансон экранизировал оперетту "Белая акация", и Михаил Водяной вместе с Идалией Ивановой (Тоська) и Евгенией Дембской (Лора) оказался в центре всеобщего внимания. Его Яшка-Буксир был не просто стилягой — о, нет, это был фирменный вариант одесского фраера пятидесятых годов. Второго такого и впрямь не было. Его фраза: «Лора, я человек честный и привык смотреть опасности прямо в глаза. Если Костя приедет в Аркадию — мы спрячемся» — с характерными, чисто одесскими интонациями, стала нарицательной. Эти самые интонации Водяной не играл, они были неотъемлемой частью дикции артиста. Не зря его считали настоящим одесситом.
Особая манера разговора достигалась благодаря имевшемуся у актера небольшому дефекту речи. Тысячи одесситов называли его Мишей. Фамилию добавлять нужды не было — все сразу понимали, о ком идет речь. Актера не только знали в лицо, здоровались с ним на улицах — им гордились. Он не кривил душой, когда говорил, что в любом спектакле настоящий актёр играет с полной отдачей, выкладываясь без остатка. Михаил Григорьевич Водяной сыграл более ста ролей и каждую из них (в любом спектакле или кинофильме!) на пределе. Так он играл и в июле 1987-го на гастролях в Киеве в мюзикле Джерри Бока «Скрипач на крыше» роль Тевье-молочника. По единодушному мнению критиков эта роль была вершиной в творчестве актёра. 11-го сентября 1987-го года его не стало. Он скончался от сердечного приступа в возрасте 62 лет. Михаил Григорьевич Водяной похоронен в Одессе, на 2-м Христианском кладбище.
Однажды Алексею Арбузову, отдыхавшему в Одессе, сказали, что по его пьесе, "В этом милом старом городе", поставили спектакль — "Поздняя серенада", где Гусятникова играет Водяной. "Водяной играет Гусятникова! — вскричал Арбузов, — Не пойду". Драматурга затащили силой. После спектакля он сказал Водяному:
"Вы - не явление, вы - настоящее театральное чудо"...»