-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ВалИв

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2016
Записей: 26302
Комментариев: 1846
Написано: 28828


Как появились загадочные овощные портреты Джузеппе Арчимбольдо и в чем секрет его прижизненной славы?

Понедельник, 15 Июля 2024 г. 12:11 + в цитатник

 

Кажется, что эти картины были созданы в последние 200 лет. Не поразительно ли, что такой феномен, как творчество Арчимбольдо, существовал в 16 веке? Таинственный художник был признан при жизни, служил при дворе Габсбургов 26 лет и был титулован императором. Его фантазия и новаторское творчество не высмеивались, а высоко ценились современниками. Так в чем заключаются тайна необыкновенного художника?

Натюртреты или портреморты?


«Голова и корзина с фруктами», около 1590, относится к серии так называемых «перевёртышей»

«Голова и корзина с фруктами», около 1590, относится к серии так называемых «перевёртышей»

Когда зритель впервые смотрит на картину Арчимбольдо, хочется задать человеку вопрос о том, что он видит перед собой? Это портрет или натюрморт? Издалека или немного прищурившись, наблюдатель различает человека, причудливые формы и линии на холсте стремятся создать подобие лица. Но если уделить немного внимания деталям, становится очевидно, что это композиция из бытовых предметов. В 16 веке, когда жил Арчимбольдо, натюрморта, как самостоятельного жанра, еще не существовало. Никто не изображал на своих холстах предметы быта и продукты питания. Художник был абсолютным новатором в этом плане. Он оживлял привычные всем вещи, превращая их в людей и удивляя современников. Но как ему удалось придумать этот стиль? Давайте обратимся к биографии творца.

От провинциала до маэстро карнавалов


Эскизы к карнавальным костюмам

Эскизы к карнавальным костюмам

Художник родился в Милане и помогал живописцу отцу в росписи миланского собора. Молодой Арчимбольдо учился всему у бригады разных мастеров, которые также писали фрески Миланского собора. Там же его заметил будущий римский император, который, проезжая через город, заказал у него свой родовой герб. Работа Арчимбольдо понравилась аристократу, и, через несколько лет, он пригласил художника к себе на службу.

Всего два года художник был при дворе Фердинанада I. Скоро император скончался. Но и наследник престола Максимилиан II относился к нему с дружеским доверием. Арчимбольдо выполнял работу не только живописца. Он доверял ему, как главному придворному художнику, организацию празднеств и советовался во всех вопросах, требующих творческого взгляда. Изобретательность и фантазия молодого автора радовали всех приглашенных на торжества гостей.

Как возник стиль Арчимбольдо?


«Времена года», 1563, цикл из четырёх картин: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

«Времена года», 1563, цикл из четырёх картин: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Но самое интересное, что свой знаменитый стиль Арчимбольдо изобрел, когда получил заказ от императора. Тот попросил его написать серию карнавальных масок, олицетворяющих четыре времени года. Придумывая, как изобразить природные фазы, художник создал новый живописным прием, закомпоновав предметы в человеческую форму. Картины символичны, и их герои легко угадываются по объектам, составляющим композицию.

Таинственный коллекционер


«Четыре стихии», 1566, цикл из четырёх картин: «Земля», «Вода», «Воздух» и «Огонь»

«Четыре стихии», 1566, цикл из четырёх картин: «Земля», «Вода», «Воздух» и «Огонь»

Арчимбольдо был чрезвычайно инициативным человеком, изобретателем с ослепительной фантазией. Он создал музыкальный инструмент «цветовой клавесин», для которого вместо нот использовалась особенная система с цветовыми пятнами. Художник увлекался и изучением природы. Он рисовал с натуры животных, растения и их плоды, перед тем, как раположить их в своих работах.

Когда император Рудольф II пригласил к себе в Прагу Арчимбольдо, жизнь художника стала еще более насыщенной, чем прежде. Новый правитель оказался ценителем диковинок и загадочных артефактов, поэтому Арчимбольдо стал заниматься сохранением и пополнением его огромной коллекции.

Фантастическая известность, забвение и возрождение наследия Арчимбольдо


«Вертумн», 1590-1591, портрет Рудольфа II

«Вертумн», 1590-1591, портрет Рудольфа II

Судьба Арчимбольдо сложилась так, что слава и признание сопутствовали ему всю жизнь. Его работы копировались, распространялись по всей Европе, а в Священной Римской империи, где он был придворным художником, особенно ценились.

Свои две самые известные работы творец закончил уже дома, в Милане. Он продолжал удаленно служить Рудольфу II, и тот наградил Арчимбольдо за свой портрет в образе Вертумна титулом графа Палатина. Кроме Арчимбольдо, во всей Италии 16 века этой чести удостоились только Содома и Тициан.

После смерти художника многие работы были утрачены, и автора забыли вплоть до конца 19 века, когда его наследием постепенно стали увлекаться искусствоведы. С появлением сюрреализма его наследию было посвящено много статей, творца сопоставляли и сравнивали с модным течением.

Действительно, сейчас сложно поверить, что картинам художника около 500 лет. Искусствоведы причисляют портретиста к одним из выдающихся представителей маньеризма - неоднозначного и интересного стиля, пришедшего на смену ренессансу.

Автор статьи: Аглая Генерозова

Источник

Рубрики:  Живопись, художники
Живопись, художники
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку