Шестикилограммовая золотая солонка Сальера маэстро Челлини |
Сегодня, рыская по просторам инета в поисках нужной мне информации, наткнулась на фотографии солонки Франциска I, предмета весьма и весьма известного, считающегося шедевром эпохи Возрождения. Не могу не поделиться с вами этакой красотой. Этот предмет сервировки был выполнен в середине 16 века Бенвенуто Челлини и является единственным ювелирным произведением, авторство которого не вызывает сомнений и бесспорно приписывается великому флорентийцу.
Челлини многое сделал за свою довольно продолжительную жизнь, ведь он обладал неуёмной энергией, весьма темпераментным нравом и разносторонними талантами — скандалист и бретёр, искусный ювелир и скульптор, тонкий живописец и музыкант, умелый воин и автор трактатов. Ювелирным делом он увлёкся в первой половине жизни, пойдя, вопреки желанию отца, прочившего сыну музыкальную карьеру, в ученики к золотых дел мастеру. Будучи всего лишь 19-летним молодым ювелиром Бенвенуто уже привлёк к себе внимание своими изумительными и необычными работами, ведь именно он, одним из первых, придумал использовать драгоценные камни как элемент рисунка, превратив огромный бриллиант в трон Бога-Отца на одном из выполненных им чеканных украшений.
Все дороги, как известно, ведут в Рим, и наш герой, не заставив себя долго ждать, направился в Вечный Город. Здесь Челлини довольно быстро стал известен и востребован в самых высоких кругах. Он вполне мог бы остаться в Риме навсегда и стать придворным ювелиром Ватикана, ведь святые отцы благоволили к мастеру и заказывали ему изготовление церковных реликвий и шикарных предметов интерьера, однако горячий нрав флорентийца не давал ему засидеться на одном месте, заставляя ввязываться в драки и потасовки. Неукротимый взрывной характер сделал невозможным дальнейшее пребывание в Вечном Городе и обрёк Челлини на стремительное бегство в Париж.
Однако он не стал долго сокрушаться о вынужденном переезде, тем более, что его талант и мастерство открыли ему двери ко Двору Его Величества короля Франциска I. Париж принял страстного маэстро с распростёртыми объятиями. В конце концов, и в Париже было предостаточно желающих стать обладателями роскошных вещиц, вышедших из рук импозантного итальянца. Именно здесь, в Париже, Челлини и создаёт знаменитую солонку Сальера, для изготовления которой художнику королевская казна выдала тысячу золотых дукатов, что составляет примерно 6 кг золота.
Теперь о самой солонке, хотя, глядя на этот шедевр, не сразу и догадаешься, что это, вполне себе утилитарный, предмет сервировки. Великолепная золотая статуэтка, размером 30 на 30 см, изображающая союз Океана и Земли, украшенная для пущей эффектности цветной эмалью, считается вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма. В основе композиции искусно выполненные скульптуры Нептуна и Цереры, сидящие лицом друг к другу. Их окружают фигуры животных, олицетворяющие стихии воды и земли — морские кони, рыбы, львы и слоны. Собственно сама солонка — это большая золотая ладья, скользящая по волнам по правую руку от Нептуна. Если принять во внимание, что соль раньше была предметом роскоши и являлась общепризнанной валютой, то такой размер будет оправдан. Чем больше соли на столе, тем богаче хозяева! Как пить дать, сегодня эта солонка звалась бы икорницей, а ладья была бы доверху наполнена чёрной икрой!
Гугл утверждает, что золотой храм, что по правую руку от Цереры — это ни что иное, как перечница. Смотрите сами, я не особо поняла, как можно приспособить это сооружение для подобных целей.
Постамент солонки сделан то ли из слоновой кости, то ли из чёрного дерева (на сей счёт Гугл даёт противоречивые сведения), и украшен изящными фигурами, изображающими, по словам самого Челлини, ночь, день, сумерки и зарю и четыре главных морских ветра.
За свою более чем 550-летнюю историю солонка побывала на столах многих монархов Европы. Король Карл IX подарил Сальеру Фердинанду Тирольскому, выказав ему с помощью этого бесценного дара свою признательность и уважение. До 19 века она оставалась жемчужиной замка Амбрасс, а после учреждения Художественно-исторического музея в Вене солонка переместилась туда и по сей день услаждает своей исключительной красотой и тонкостью исполнения взоры посетителей музея. Но не только услаждает, но ещё и вдохновляет современных художников на воспроизведение творения великого мастера, переосмысляя его на современный манер.
Рубрики: | Истории вещейИстории вещей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |