Екатерина Великая прославилась не только, как талантливая правительница, но и как женщина неуёмная в своих плотских желаниях. Роман с молодым Александром Дмитриевым-Мамоновым развивался по известному сценарию. Закончился он изменой фаворита и его женитьбой на фрейлине Дарье Щербаковой. После женитьбы фавориты при дворе заговорили о доброте Екатерины II, легко простившей изменника. Однако месть её оказалась куда страшнее, чем можно себе представить.
После смерти сердечного друга Сашеньки Ланского, императрица пребывала в печали, а придворные партии старательно искали кандидата на роль нового фаворита. На некоторое время это место занял тогдашний адъютант Потёмкина Александр Ермолов. Однако Екатерина Великая довольно быстро охладела к Александру Петровичу, да и он сам необдуманно решил действовать против своего покровителя Потёмкина.
Место в сердце императрицы было свободно в то время, когда верный Потёмкин прислал к ней в покои своего очередного адъютанта и дальнего родственника Александра Дмитриева-Мамонова. Однако картину, с коей прислали к императрице молодого человека, Екатерина отправила назад, обозначив: краски на рисунке неважные.
Григорий Потёмкин воспринял намёк как сигнал к действию и стал лично готовить потенциального фаворита. Вскоре 28-летнего Александра Матвеевича официально ввели на поклон к Екатерине II, коей к тому моменту было 57 лет.
Молодой красавец был принят весьма благосклонно и получил должность флигель-адъютанта. Высокий брюнет с правильными чертами лица и выразительными чёрными глазами очень быстро очаровал свою покровительницу. Во время свиданий он мог порадовать её не только плотскими удовольствиями, но и умной беседой, умением развеселить императрицу и даже определёнными творческими наклонностями. Он сочинял стихи и пьесы, в дела государственные не вмешивался и был чрезмерно благодарен Потёмкину за своё «повышение».
Екатерина не скупилась на подарки для своего нового фаворита. В короткий срок отец его стал сенатором, а сам Александр Матвеевич получил звание генерал-адъютанта, стал владельцем 27 тысяч крепостных душ, а уж презентов, пожалованных Александру Дмитриеву-Мамонову, было вовсе не счесть. Годовой доход его за должности и звания оценивался в 200 тысяч рублей. Он же всем дарам предпочитал бриллианты, со временем научился капризничать и сказываться больным, дабы получить желаемое.
Известен случай, когда он захотел получить в награду орден Александра Невского. Тогда Екатерина Великая сочла его желание блажью и одарила всего лишь дорогой тростью. Капризный фаворит очень обиделся на покровительницу и три дня не выходил из своих покоев, притворившись больным.
Вскоре до Александра Дмитриева-Мамонова дошли слухи о внимании императрицы к секунд-майору Казаринову. А после Екатерина Великая умело сыграла на этом, лишь намекнув о своей благосклонности к другому. Её фаворит тут же натурально лишился чувств и спасла его лишь покровительница, самолично явившаяся в его покои. После примирения фаворит получил-таки вожделенный орден.
Александр Матвеевич научился в полной мере пользоваться своим положением и отношением к нему Екатерины. Он беззастенчиво пользовался своим влиянием и даже пытался поучаствовать в делах государственных, однако в этом не преуспел: больно скучными казались ему эти все заседания да разглагольствования. После светских приёмов фавориту тоже приходилось несладко: Екатерина Алексеевна устраивала ему сцены ревности, заприметив, как он глазеет на молоденьких красоток. Впрочем, и ей самой фаворит мог устраивать сцены, едва заподозрив в благосклонности к какому-либо мужчине. Но как раз императрицу его ревность делала вполне счастливой.
Мужских качеств Дмитриева-Мамонова хватало с избытком и на удовлетворение желаний своей высокопоставленной возлюбленной, и на отношения с юной любовницей из числа фрейлин.
В течение целого года он был влюблён и тайно встречался с 15-летней фрейлиной Екатерины II Дарьей Щербатовой. Считали, что это юная прелестница соблазнила фаворита императрицы, а после и забеременела от него.
Когда Екатерина Алексеевна почувствовала охлаждение со стороны любовника, она сама предложила ему жениться и подобрала невесту. Тут и открылась правда о наличии у него новой возлюбленной.
Императрица была оскорблена до глубины души. Но виду не подала и даже благословила молодых, одарив их по случаю свадьбы больше, чем двумя тысячами крепостных душ, да и на деньги не поскупилась. Но месть обиженной женщины не заставила себя долго ждать.
Говорили, что во время традиционного прихорашивания фрейлины перед венчанием в присутствии императрицы, последняя самолично пожелала украсить голову Дарьи Щербатовой шпилькой. И с такой силой вонзила её в голову невесты, что у той ещё несколько дней болела голова.
После венчания и свадьбы молодожёнам было приказано покинуть Санкт-Петербург. Поселились они в столице, однако счастья своего так и не нашли. Бывший фаворит быстро охладел к своей супруге. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что невеста оказалась с «приданным» в виде больших долгов, которые теперь пришлось выплачивать её супругу. Он же расставаться с деньгами не любил.
Ходили слухи, что однажды в дом супругов прибыли люди в военной форме и в масках и нещадно выпороли обоих. Впрочем, никто ни опровергнуть, ни подтвердить этого факта так и не смог.
Александр Дмитриев-Мамонов в письмах молил Екатерину о пощаде, просил соизволения вернуться в Санкт-Петербург. Однако раз за разом получал отказы. Его место уже было занято юным Платоном Зубовым, 22-летним красавцем, которого теперь осыпала милостями императрица.
Бывшему фавориту оставалось лишь страдать, вспоминая расположение Екатерины Алексеевны, да обвинять супругу во всех своих бедах. Впрочем, супруги тоже вместе долго не прожили. Дарья родила ему четверых детей, а вскоре супруги разъехались.
Когда пишут о ее фаворитах, главное внимание обычно уделяют Григорию Орлову и Григорию Потемкину, что неудивительно, ведь они сыграли заметную роль не только в личной жизни государыни, но и в общественно-политической жизни страны. Чего нельзя сказать о Платоне Зубове,его называли бледной тенью предшественников. А вот сама императрица, последний фаворит которой был моложе ее на 38 лет, так не считала… https://kulturologia.ru/blogs/220319/42601/