Парижанин Генрих Брокар приехал в Россию, чтобы найти место на парфюмерном рынке
. Он первым из косметических предпринимателей XIX века решил, что продавать ароматное мыло и духи можно не только богачам-ценителям, но и людям со скромным достатком. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как крестьянское мыло за копейку и даровой парфюм превратились в большое доходное дело.
О том, какая женская профессия считается древнейшей, известно всем. В то же время о самой старинной мужской знают не все. Связана она не с интимными услугами, как можно подумать. Называлась она… «парасит» и именно от нее произошло известное ругательство «паразит», обозначающее дармоеда.
Алексис Фализ (1811-1898), основатель знаменитой династии ювелиров, родился в Льеже. Его отец, родом из городка Юи в Бельгии, был сапожником и умер рано. Алексиса, которому было всего одиннадцать лет, отправили к двоюродному дедушке, Жан-Пьеру Фавра, в Париж. Карьеру ювелира талантливый юноша начал в компании Mellerio dits Meller. В 1838 году он основал собственную мастерскую, в которой особое внимание уделялось изысканным и сложным техникам эмалирования. Во времена Второй Французской империи (1852-1870), когда у власти оказался Наполеон III, во Франции возродилась придворная жизнь с присущей ей тягой к роскоши: грандиозные балы, светские развлечения и театры. Появление нового эклектичного стиля, основанного на разнообразном сочетании элементов искусства разных стран и эпох, как нельзя лучше отражало это стремление к внешнему великолепию.
Дизайн броши в неогреческом стиле, Алексис Фализ, около 1855 г., музей Купера-Хьюита.
Генрих Даниэль Гамбс (1765-1831) мебельный мастер родом из прусского городка Нойвид, был учеником и помощником выдающегося мастера-мебельщика Давида Рёнтгена. В 1790 году он приехал в Санкт-Петербург, сопровождая крупную партию мебели мастерской Рёнтгена, заказанную императрицей Екатериной II. Оценив возможности российского рынка, Гамбс открыл мебельную мастерскую в Санкт-Петербурге на паях с австрийским коммерсантом Ионафаном Оттом в 1795 году.
Из объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под №297 магазин для продажи всяких мебелей».
Пусть увидят все вокруг, что живёт на свете вот такой красивый ЖУК
Наряжаются ЖУКИ,
Надевают сюртуки.
Сюртуки все разные,
Зелёные и красные,
Жёлтые в полоску,
По бокам горошки.
Но наряднее жук-златка,
Потянулся златка сладко:
- Мой костюмчик так хорош,
Что могу сойти за БРОШЬ.
Мне об этом говорил,
Мой знакомый ЮВЕЛИР!
Шагапова Нурия.
Неизвестный художник. «Еръ, еры, ерь, ять, э, ю». Разрезная азбука в картинках «Разносчики». 1830-е. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Твердый и мягкий знаки — единственные беззвучные буквы современного русского алфавита. Они возникли в IX веке и, в отличие от некоторых букв, до сих пор существуют. Их функции и названия менялись за это время не раз. Рассказываем, как «ъ» и «ь» лишились звуков, почему ученые считали «еры» в литературных произведениях и когда эти буквы пытались законодательно запретить.
Хотя, не только деревенские пейзажи, а и городские, что создает молодая художница Екатерина Чинёнова. Более других понравилось название одной работы, что и послужило заглавием этой статьи. И название оказалось отражающим дух живописи Екатерины Чинёновой: неспешный, деревенский, умиротворяющий дух деревни ощущается и в городских сюжетах. Обычно термин насмотренность, т.е. визуальный опыт, используется применительно к произведениям, созданными человеком: живописи, кинематографии, фотографии. Но у Екатерины Чинёновой насмотренность особая, связанная с тонким чувствованием природы: насмотренность природным пейзажем. Без этого, думаю, не были бы столь лиричны и искренни ее работы.
1. Екатерина Чинёнова. Первые листочки. 35-50 холст масло 2023. Изображение: vk.com/chinenovvaart
Болото - не самое романтическое место. Едва ли кто-то решит потратить свой отпуск, чтобы посетить какую-нибудь топь. Смотреть здесь обычно не на что: кочки да мох, редкие кустарники и поваленные деревья. Но это только на первый взгляд. Ведь в действительности многие болота хранят в себе уйму секретов. Особенно, если это болото имеет площадь, сопоставимую с размером некоторых европейских стран. Одним из таких «хранителей секретов» были и остаются Васюганские болота в Западной Сибири между Иртышем и Обью.