-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клера_Анатольевна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 1253


Народные промыслы России:балахнинское кружево

Четверг, 14 Марта 2024 г. 06:43 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Народные промыслы России:балахнинское кружево

Некоторые русские промыслы до сих пор пользуются популярностью и могут приносить прибыль, а другие почти забыты. Мы часто говорим об иностранных достижениях и совсем не замечаем, что под боком, всего в нескольких сотнях километров от Москвы, производят уникальные вещи

Сегодня на повестке дня - балахнинское кружево. Особенный рисунок, тонкие шелковые нити - и вот оно, легкое, воздушное и невероятно красивое. Начнем с него. 

Старинные балахнинские кружева. Экспонат Балахнинского музейного историко-художественный комплекса. Фото: Даша Масленникова

Балахна — небольшой старинный город на берегу Волги в 30 километрах от Нижнего Новгорода, где проживает примерно 50 тысяч человек. Здесь родился Кузьма Минин — памятник которому в дуэте с Пожарским стоит на Красной площади в Москве. В этих же местах появилось балахнинское кружево. Мне оно тоже очень нравится. Вообще надо сказать, что в XIX веке в России уже в 17 губерниях серьезно занимались кружевоплетением. Это Московская и Тульская, Новгородская и Орловская, Нижегородская и Вологодская...

Балахнинское кружево — многопарное. То есть для плетения используется сразу много пар деревянных столбиков, на которые наматываются нитки — они называются коклюшками. В балахнинской технике кружевница выводит рисунок одновременно по всей ширине — как принтер. В вологодской, например, узор формируется из бесконечной ленты, элементы которой сцепляются между собой, поэтому такое кружево называется сцепным.

Во время плетения кружева в сцепной технике понадобится примерно 20 пар коклюшек, а вот в многопарной их может быть и все 300. Только представьте, сколько времени нужно потратить, чтобы намотать нитки на 600 коклюшек — и это вы еще даже не приступили к плетению. Поэтому балахнинское кружево изготавливается крайне медленно. На одну салфетку может уйти полгода.

  И кружево в Балахне плетут особенное - из шелковых нитей, чаще всего кремовое или черное (как шантильи).Главная отличительная особенность балахнинского кружева от других многопарных техник — клюневая решетка. Это орнамент, который используется как фоновый, и больше, кроме как в Балахне, нигде не встречается. 

 В Санкт-Петербурге готовили мастериц кружевного дела. Все для того, чтобы они обучали других.
Одна из выпускниц Мариинской школы, Дарья Ивановна Сергеева, стала начальницей школы кружевниц Балахны.

  
   

 А выглядит как чудесно! На ажурных решетках расположены густые растительные орнаменты: цветы, гроздья винограда, вазоны, стилизованные дубовые листья, балахонская роза и огурец...

И смотрите, каков результат!

 

Вот, друзья, какая красота может получиться в умелых руках!

 

Зачастую автор рисунка и автор работы — это два разных человека. То есть один человек разрабатывает дизайн, а второй — плетет. Одним кружевницам лучше удается первое, другим — второе. Макет рисунка называется сколком — он кладется на специальную подушку и поверх него накалываются булавки. На них крепятся нитки в процессе плетения. Сколки кружевницы рисуют сами либо заимствуют друг у друга. Но если вы отправляете работу на выставку, сделанную по чужому сколку, то хороший тон — подписать его автора.  

 . Известно, что заморские кружева широко распространились во времена Петра I. Но и до него в России плели на коклюшках.

Уже в середине 13 века упоминается о кружевах из металлических нитей - так называемых «золотных».
А в Ельце с давних времен выплетали из шерстяных нитей особый шнур - гарус. Для плетения использовали 8 толстых коклюшек, а потом гарусом вышивали военные мундиры.

С балахнинским кружевом все немного иначе.  

«Балахнинское кружево известно с XVIII века.В 1882 году была опубликована первая статья в трудах комиссии по исследованию кустарных промыслов. Автор — Ягодинский, местный исследователь. Он написал, что балахнинскому кружеву более ста лет. Одна из основательниц Мариинской практической школы кружевниц в Санкт-Петербурге и известная исследовательница кружева София Александровна Давыдова опиралась на работы Ягодинского и тоже писала, что это был XVIII век.  

«В настоящее время есть несколько версий о происхождении этого кружева: самая обоснованная — кто-то из дворянок открыл мастерскую. Из Европы привозили нитки и сколки. Кружевоплетение в России — пришлое, несамобытное. Если ткачество развивалось постепенно в нескольких местах, то кружево завезли.

Работа Галины Котовой.

Сейчас похожее на наше кружево плетут в Испании и на Мальте. Вообще во времена Петра I, Елизаветы Петровны очень много дворян открывали мастерские, где девушки плели кружево. Его в итоге продавали. Известные мастерские различных кустарных промыслов были у Шереметевых, среди прочего в их владении числилось Кубинцево — бывшее село, которое примыкало к Балахне, сейчас это уже черта города» 

«Балахна всегда была уездным городом. Но не нужно сравнивать былую Балахну и нынешнюю: это небо и земля. Балахна была очень крупным уездным центром с высоким экономическим развитием. В XVI веке Балахна стояла на одном экономическом уровне с Нижним Новгородом — сейчас это трудно представить. Поэтому в Балахну очень быстро приходила мода — с ярмарки в Нижнем Новгороде».

 

У стен Свято-Троицкого Макариево-Желтоводского монастыря, в 88 км от Нижнего Новгорода, с XVII века проходила Макарьевская ярмарка.

Раз в году на нее съезжалось огромное количество купцов - порой до 60 000 человек!
Товаров, как вы понимаете, было множество. А среди них - и нитки шелковые, и кружева европейские. Помните, что балахнинское кружево плели из шелка? Хотя льняное тоже было…

 
Вклад Петра I в историю кружевоплетения велик таже

История утверждает, что он привез из Брабанта мастериц кружевоплетения для обучения насельниц Хотьковского девичьего монастыря. Работа пошла отлично, и уже через год стали обучать ремеслу девочек-сирот, воспитанниц Новодевичьего монастыря.

А еще Петр открыл в Новгороде школу кружевниц!

Кстати, раньше кружевниц называли «плетеями».
Говорят, что и кружево из Балахны было похоже на брабантское. Например, шелковые «виноградные» косынки «черного шелку».

Да, кружево имело цвет. Почти 70% было черным, 20% - кремовым, и только 10% белыми. Все дело в том, что у балахонских старообрядцев черный - основной цвет одежды.
 
За долгое время существования балахнинские кружевницы на основе европейского кружева создали свой неповторимый стиль, а позже выполняли заказы самой Екатерины II.

Получился «балахонский манер» - многопарная техника плетения, сложная, но невероятно красивая. Она позволяет сплести растительные орнаменты гораздо изящнее, чем это делает сцепное кружево - например, вологодское. Да и вообще оно другое…

 
В кружеве есть и геометрические орнаменты - ромбы, овалы. Но они больше характерны для мерного кружева, которое идет на отделку полотенец, скатертей и белья.

 
Кстати, отделывать кружевом постельное белье впервые придумала маркиза де Помпадур.
В советское время в Балахне открыли филиал Городецкой строчевышивальной фабрики - цех кружевоплетения. Плели мерное кружево и штучные изделия - косынки, шарфы, жилеты…

Есть здесь и музей кружева с прекрасными изделиями. В их числе косынка, размер которой по верхнему краю составляет более 3 метров, а по высоте 1 м 80 см.Представляете, все это чудо плелось целиком!

Жаль, что сегодня в Балахне кружевной промысел угасает. Плести продолжают, но лишь для себя, в качестве рукоделия...

В. И. Быкова. Потомственная балахнинская мастерица

Кружевницы признаются, что сейчас уже мало кто придерживается техники — сколки осовременивают, и аутентичность изделий утрачивается 

Работа Галины Котовой

Галина Котова практически не плетет — передает свое мастерство желающим овладеть балахнинской техникой плетения кружев. Участвует в выставках и фестивалях в России и за рубежом, проводит свои авторские выставки. 

Работы Натальи Жмакиной.

Просматривая старые снимки, можно заметить, что девушки носили косынки черного цвета. Их часто добавляли к приданому будущей невесты. Галина Котова предполагает, что цвет был выбран неслучайно. Ее испанская коллега рассказала, что черные косынки, мантильи, в их краях обязательно надевали замужние дамы во время похода в церковь. Вероятно, вместе со сколками к нам перекочевали и некоторые традиции. 

Екатерина Алексеевна в черной косынке, сделанной в технике балахнинского кружева, Лиза и ее крестная. Фото предоставила Марина Сидоренко

Испанские девушки в мантильях, 1927 ULLSTEIN BILD DTL.

Девушка из Испании в традиционном черном кружеве, 1940 ULLSTEIN BILD DTL.

Еще одна бывшая коллега Галины и Натальи — Людмила Егоровна Шкарина, ведет кружок «Кружевница» с 1995 года. Он находится в ДК «Волга». Сейчас там занимается около 15 человек — от 12 и до пенсионного возраста. Юным ученикам кружевоплетение дается тяжело. Чтобы увидеть результат, нужно потратить несколько месяцев, и у многих не хватает усидчивости. В возрасте же свои проблемы — зрение и моторика не всегда позволяют ловко распоряжаться нитями. 

Кружок кружевоплетения в ДК «Волга».  

Дом культуры, который ранее принадлежал одноименному балахнинскому бумажному комбинату, стоит отдельного внимания. В этом безумном красоты здании находится самый крупный зрительный зал в городе — на 500 человек. Большая часть концертов и выступлений звезд проходит именно здесь.

В ДК преподают танцы, обучают резьбе по дереву и сборке авиамоделей, а в подвале занимаются игрой на барабанах и трубе. Но, увы, состояние самого здания плачевное — это памятник архитектуры, и для ремонта нужна особая документация. Одно только ее составление обойдется в десять миллионов рублей, не говоря уже про сам ремонт. Благо сейчас оно в хороших руках — еще десять лет назад на месте ДК хотели построить торговый центр, но жители отстояли особенное место, и теперь оно «приходит в себя» под руководством директора Ирины Мочалиной.

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина. ДК «Волга»

Балахнинское кружево, работу выполнила Людмила Егоровна Шкарина.

Среди молодых почти нет кружевниц. Сейчас балахнинским кружевом занимается только Елена Белова .Елене еще нет двадцати пяти, но зато за плечами уже хороший опыт. Плести она начала еще лет в десять — занималась в кружке, который тогда вела в городе Галина Котова. Позже одна знакомая, бывший директор местного музея, посоветовала поступить в петербургскую Высшую школу народных искусств, что Елена и сделала.  Из Санкт-Петербурга Елена вернулась — и стала вести кружок в местной библиотеке. На данный момент кружевница в декретном отпуске, но у нее уже есть планы на будущее — как минимум освоить графические программы, чтобы больше не рисовать макеты от руки. Это сильно ускорит работу. 

Дипломная работа Елены Беловой

Работу выполнила Елена Белова. Автор рисунка: Галина Котова. 

========================

https://www.vogue.ru/fashion/russkie-promysly-balahninskoe-kruzhevo

https://www.livemaster.ru/topic/ 

https://zen.yandex.ru/media/modnaia_kanitel/ 

Серия сообщений "Искусство России":
Часть 1 - Всемирное наследие ЮНЕСКО:Архитектурный ансамбль Кижского погоста.Часть 1.
Часть 2 - "Родные Пенаты" Ильи Репина
...
Часть 35 - Самовары и чаепитие в русском искусстве
Часть 36 - Чем-то медовым пахнуло из сада... Художница Титова Любовь Витальевна
Часть 37 - Народные промыслы России:балахнинское кружево
Часть 38 - История Московского Кремля.Часть 11:Оружейная палата:История.Зал 7.Регалии русских царей.
Часть 39 - Достояние России:Государственный исторический музей.Часть 4. Прикладное искусство
...
Часть 45 - "Скучающая барынька" - портрет художника Серова
Часть 46 - "Великолепная КАМЕННАЯ МОЗАИКА. Алексей Загорский и Ирина Клинова
Часть 47 - Колокольчики... Нежная красота нашей жизни. Художник Зарецкая Татьяна Анатольевна.
Рубрики:  ручная работа
искусство
декор
народный костюм
просто интересно
просто красиво

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку