На момент открытия в 1881 году в музее из 47 запланированных были закончены только 11 залов первого этажа. Именно они получили самое богатое декоративное оформление
Зал № 1.
Эпоха праобщины.
Ранний и средний палеолит — квадратный в плане зал украшен лепными карнизами и орнаментами, скопированными с древних гончарных изделий. Эти же мотивы отражены в мозаике пола. В первые годы работы музея в этом зале располагалась экспозиция памятников каменного периода
Зал № 2.
Эпоха раннепервобытной общины.
Поздний палеолит — круглый зал в юго-восточной башне. Изначально в нём экспонировали памятники неолита. Зал декорирован лепниной и орнаментами, скопированными с археологических находок во Владимирской губернии. Декоративный фриз «Каменный век» в верхней части стен написал Виктор Васнецов в 1885 году
Зал № 3.
Каменный век
Завершение формирования раннепервобытной общины. Мезолит. Эпоха позднепервобытной общины. Неолит — в этом зале начиналась экспозиция памятников металлического периода и бронзы. В оформлении использованы космогонические символы и орнаменты различных культур.
Так, например, верх дверного проёма декорирован символом плодородия — свастикой, а также ромбами, характерными для оружия народов Сибири. Лепнина со змеями вокруг окон вдохновлена изделиями кобанской культуры Кавказа
Зал № 4.
Распад первобытной общины.
Энеолит Юга. Бронзовый век — тематику экспонируемой эпохи отражает оформление бронзовых наличников карнизов и арочных проёмов
Зал № 5.
Первая половина — третья четверть первого тысячелетия до нашей эры.
Скифская эпоха — во время открытия музея этот зал назывался «Памятники металлического периода». Карнизы и арки дверных проёмов декорированы по образцу находок в мерянских и скифских курганах, их же повторяет узор мозаики пола
Зал № 6.
Восточная Европа и античный мир — по первоначальному проекту этот зал назывался «Древности скифские и сарматские».
канфар
Ступенчатый свод потолка и узор мозаики пола воспроизводят внутреннее пространство керченской гробницы Куль-Оба IV века до н. э. Рисунки фризов верхней части потолка скопированы с реальных образцов из склепа у горы Митридат, кургана Чертомлык, усыпальницы Анфистерия
Зал № 7
. Эпоха Великого переселения народов — изначально этот зал назывался «Первый Киевский» и отражал временной период от 988 до 1054 года.
Поэтому отделка зала была выдержана в стиле убранства киевского Софийского собора. В настоящее время экспозиция отражает культуру тех племён, которые впоследствии сформировали уклад жизни в Древней Руси
Зал № 8.
Формирование Древнерусского государства — в прошлом «Второй Киевский», этот зал также оформлен в стиле Софийского собора.
На стенах воспроизведены орнаменты из Остромирова Евангелия 1056 года и Изборника Святослава 1073-го. После реконструкции 1930-х годов в зале демонстрируются предметы быта восточнославянских племён конца IX — начала XII веков
Зал № 9.
Древнерусский город — изначально назывался «Новгородский», это один из самых богато декорированных залов первого этажа.
По проекту Александра Попова и Николая Никитина оформляли зал палехские мастера артели Н. М. Сафронова. Стены и потолок расписаны копиями фресок из церкви Спаса на Нередице, особенно ценными после разрушения оригинала в 1942 год
Зал № 10
. Жизнь Древнерусского государства в период феодальной раздробленности — круглый зал угловой северо-восточной башни, изначально назывался «Владимирским» и был посвящён культуре этого древнего города. Барельефы зала являются слепками Дмитриевского собора Владимира, роспись стен и мозаика скопированы из Успенского собора
Зал № 11.
Культура Древней Руси IX — первой половины XIII века — последний зал, открытый для посещения в 1883 году, однако оформление было закончено только в 1891-м. В первые годы работы музея зал назывался «Суздальским», поэтому в его оформлении также использованы мотивы Успенского собора. Барельефы на стенах и арках являются слепками резьбы Георгиевского собора Юрьево-Польского
Остальные залы первого этажа не были закончены к 1883 году, из отделки были готовы только мозаичные полы. Реконструкция 1930-х под руководством Бурова не ставила целью создание выразительных интерьеров. В период реставрации 2000-х залы получили оформление согласно изначальному проекту Попова конца XIX века
Зал № 12.
Памятники Ростова Великого и Ярославля — отделка этого зала была закончена в 1902 году, она включала в себя копии портала Успенского собора в Ростове и керамические фризы дворца угличского дворца царевича Дмитрия. В 1936 году оформление было полностью разрушено, темой экспозиции стала Золотая Орда
Зал № 13.
Образование единого Российского государства — после открытия музея зал назывался «Московский», его своды и оконные проёмы расписаны по мотивам шапки Мономаха. На западной стене находится панно "Московский Кремль в начале XV века
Повозки и кареты в Московском государственном историческом музее
Карета четырехместная "берлин". Россия. 1760-е. Мастер Э. Кенель. Рессоры изготовлены мастером П. Жакеном. Дерево, серебро, черный и цветные металлы, перламутр, стекло, резьба по дереву, токарная, столярная и слесарная работа, литье, чеканка, ковка, штамп, золочение, серебрение, полихромная роспись. Бархат, атлас, шелк, золотные нити, льняной холст, кожа, конский волос, ткачество. ГИМ
Сани маскарадные. Санкт-Петербург, 1762. Дерево, ткань, кожа, металл, резьба, раскраска, серебрение, ковка. ГИМ Изготовлены на Петербургском конном дворе в начале 1762. Принадлежали Екатерине II. Декор: аллегорическая композиция с богиней Минервой. Предположиельно, имелись парные мужские сани - хранящиеся в Эрмитаже с изображением Георгия Победоносца.
Коляска императора Павла I. Лондон, С-Петербург. Мастер. Г. Гайгер. 1800. ГИМ
Возок Петра Великого, Россия, начало 18 в.
Россия. Москва. Государственный Исторический музей. Старинная карета.
Продолжение следует...