Без заголовка |
Тем, кто не жил в Грузии, чьё сердце не держали на ладони великие Кавказские горы, мало что известно об этой потрясающей женщине, жившей и правящей своей страной более 8 столетий назад. Однако имя её живо до сих пор в памяти людской, и не меркнет любовь к ней грузинского народа, и не умаляется уважение к её удивительной врожденной мудрости и такой доблести, что любой мужчина позавидует.
Ее не могли соблазнить ни утехи мира сего,
ни царский венец и скипетр, ни обилие драгоценных камней,
ни многочисленные войска. Ее не могло завлечь и богатство».
«История и восхваления венценосцев».
На трон в 1178г. Тамар (или иначе - Тамара) посадил её отец – грузинский царь Георгий III. Тогда ей едва минуло 14 лет. Это стало поводом для возмущения придворных, весь государственный совет (дарбази) встал на дыбы. Ещё бы: женщина на троне Грузии! Но царевна, с юных лет проявившая интерес к управлению страной и делам политическим, сумела уговорить отца на такой странный для патриархальной страны шаг.
«Как, - бушевали гордые дидебулы, - царевна станет повелевать нами и поведет нас в бой на врага? Еще никогда славный трон Багратидов, ведущих начало от самого Иесе, не занимала слабая женщина! Тут под сводами дворца раздался громовой голос главы церкви католикоса Николая. «Как вы думаете, почему именно женщину выбрал и явил нам Господь?» – невозмутимо вопросил он. Знатные феодалы разом притихли. Действительно, предания гласили, что в стародавние времена их страна, древняя Иверия, слыла уделом Богоматери. Она повелела обратить в христианскую веру ее жителей посланнице своей Нине. Нет у грузин более высокочтимой святой, заступницы небесной. Так царевну венчали на царство… «царь Георгий посадил Тамар одесную… и возложил на голову ей венец из чистого золота, украшенного яхонтами, смирной и смарагдами».
Но через шесть лет Георгий скончался, и царевна оказалась один на один с теми, кто не желал подчиняться женщине, кем бы она ни была. Лишь пойдя на многочисленные уступки придворной знати, Тамара сохранила себе трон и была повторно коронована на царство. Однако управлять войсками ей не доверяли по-прежнему и требовали её замужества, чтобы страна обрела мужскую руку в управлении.
Перебрав множество претендентов, решили остановиться на Юрии Русском, сыне Андрея Боголюбского, жившем в то время вместе со своей дружиной в Византии. Такой выбор не обрадовал Тамару, которая не доверяла жениху: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его».
Интуиция не подвела царицу. За два года своего брака с грузинской царицей Юрий натворил много нечестивого и, хотя добросовестно водил войска на войну и одерживал победы, вёл себя при этом столь разнузданно, что не выдержала и Тамара, и её двор. Юрий много пил, устраивал дебоши, унижал знатных людей и, поговаривали, бил жену. В итоге Тамара велела отсыпать супругу меру золота и выпроводить из страны.
«И я не в силах выпрямить тень кривого дерева, и, не имея за собой вины, отряхаю пыль, которая пристала ко мне через тебя». Царица Тамара – супругу Юрию, князю Русскому.
Однако оскорблённый Юрий не согласился с разводом, собрал войска и пошёл войной на Грузию. Вот тут-то, впервые, Тамара и проявила свой недюжинный полководческий талант, встав во главе своего войска и разбив в пух и прах непутёвого бывшего супруга.
Эта победа сильно укрепила её позиции на троне и заткнула рты недоброжелателям. Ещё не раз придётся Тамаре доказывать свою мудрость и доблесть, как в политических перипетиях, так и в роли полководца. Она вернула ко двору всех людей, преданных ей и памяти её покойного отца, отстранив от двора священников и чиновников, которые пытались перетянуть одеяло власти на себя, и облегчила налоги для простого народа. «Я – отец сирых и судья вдов», - говорила она о себе.
Известна история, когда султан Нукардин прислал письмо царице Тамаре с требованием принять ислам. Тогда он обещал «облагодетельствовать» её – взять в жёны. В противном случае грозил захватить страну и сделать царицу наложницей. Царица, сперва, написала отказ султану, а когда тот, разъярившись её ответом, напал на Грузию с несметными войсками, во много раз превосходившими силы грузин – снова возглавила войско и разгромила дерзкого султана.
«Прочла твое, Бога гневающее послание, о Нукардин! Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов. Я же - ни на богатство, ни на силу войска, а на силу вседержащего Бога и святой крест, который ты хулишь…». Из письма царицы Тамары султану Нукардину.
Есть легенда о трагической любви царицы Тамары и придворного поэта Шота Руставели. Царица сделала его даже министром финансов, но большего она не могла себе позволить. «Всё могут короли, но…». Шота написал своего «Витязя в тигровой шкуре», воспев красоту возлюбленной, ставшей прообразом главной героини поэмы, и с прискорбием уединился в Палестине, в древнейшем грузинском монастыре Святого Креста. Что произошло с ним после этого – точных данных нет, и даже смерть Руставели окутана легендами. Известно лишь, что однажды в маленькой келье монастыря было найдено обезглавленное тело поэта…
А Тамара снова вышла замуж. На этот раз мужа выбирала она уже сама. Им стал грузинский царевич Давид Сослани, которого знала с детства и которому полностью доверяла. Вместе, рука об руку, они прошли долгий жизненный путь, воспитывая двоих детей (наследника престола Георгия и царевну Русудан), мудро управляя страной и отражая нападения врагов.
Слава о грузинской царице гремела по всем странам. Знал о ней и уважал Тамару даже русский царь Иван Грозный. Так перед взятием Казани он рассказывал о «мужеумной царице Иверской», своим воинам, чтобы поднять их боевой дух.
После смерти Давида Сослани, в 1207 году, Тамара короновала соправителем сына, а сама отчасти удалилась от дел. Но до самой смерти своей она помогала простым людям, выслушивала их многочисленные просьбы, сама вела скромный образ жизни, зарабатывая даже на свою еду рукоделием, не смея объедать свой народ.
Царица всего лишь на 6 лет пережила своего мужа. Место её настоящего захоронения неизвестно: официальным местом считается царская усыпальница в Гелати, но там нет её тела, и где оно – никто не знает. Так или иначе, в Ватикане были обнаружены летописи. В них говорится, что Тамара, якобы, похоронена в Палестине, в монастыре Святого Креста, том самом, где закончил свои дни Шота Руставели, её неосуществлённая любовь…
После смерти Тамары, Грузия стремительно стала терять свои позиции на политической арене, и от её могущества и славы мало что осталось. Но ни татаро-монгольское иго, ни турецкие захватчики не вытравили память о свершениях Тамары, а её имя ныне причислено к лику святых.
<
«… высшие посты требуют и великого знания людей, мужества и находчивости, чтобы умело встречать и разрешать чрезвычайные сложности жизненных положений…».Елена Рерих.
Рубрики: | православие |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |