![](http://filed17-1.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20505.jpg&mw=&mh=&sig=5a7adebcb66762f995a1f026ff64bd0c)
Сани - один из самых популярных видов транспортных средств в древней Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания в летописях и других литературных источниках, книжные миниатюры.
![](http://filed5-21.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20540.jpg&mw=&mh=&sig=71d3e4b682c98a9ae82aeddc4b225fc4)
![](http://filed16-1.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20541.jpg&mw=&mh=&sig=972e5bbe422067f087ff05e9ca6f014a)
Детали самых древних саней были найдены в торфяниках Финляндии, на Северном Урале и в Прибалтике, эти находки относятся ко II тысячелетию до нашей эры.
![](http://filed17-25.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20507.jpg&mw=&mh=&sig=dfb60cb9e9bcbf70443003b22dd5b199)
Сани - распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья. Сани возят лошади, олени, мулы, быки, собаки.
![](http://filed6-20.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20508.jpg&mw=&mh=&sig=aec68f6f2827cefd7f8284a232c7cfed)
Рельеф с изображением саней, найденный в Турции.
Издавна сани – не только любимейшее средство развлечения детей и взрослых, но и очень популярный и неприхотливый вид транспорта. Историки утверждают, что сани изобрели намного раньше, чем колесо.
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-39724.jpg)
венецивнские санки
За всю историю человечества создано огромное количество разновидностей саней – от древних саней-волокуш до современных аэросаней с двигателем.
![](http://filed17-12.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20509.jpg&mw=&mh=&sig=dd7b8f92bd14c33e12eafe28892ca690)
Древнейшим сухопутным транспортным средством служили вьючные животные, одомашненные в Азии к IV тысячелетию до н.э. На заснеженных равнинах Восточной Европы приблизительно в это же время племена изобрели легкие деревянные сани - нарты с собачьей упряжкой.
![](http://filed7-22.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20560.jpg&mw=&mh=&sig=ddb6299d4a19796b3276d8a67d1c85fe)
нарты
Эти сани состояли из плоских загнутых впереди кверху полозьев, в них вставлялся ряд вертикальных стояков, на которых крепилась платформа для груза.
![](http://filed6-22.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20510.jpg&mw=&mh=&sig=57480e8d9fc9ac2abfc8ce3766723138)
![](http://filed8-8.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20511.jpg&mw=&mh=&sig=f90d14bbb46d66b29588f06fffcd4aed)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47571.jpg)
Слово «сани» - славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами; происходит оно, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами саней на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка».
![](http://filed16-24.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20555.jpg&mw=&mh=&sig=e665d908b7085095cf666980eadd6c1b)
![](http://filed12-6.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20556.jpg&mw=&mh=&sig=46421c3de79a5372772f4d358df8d4bd)
![](http://filed16-20.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20557.jpg&mw=&mh=&sig=4a9a298c1f38697538ad4b7eb24ce6e5)
![](http://filed14-13.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20558.jpg&mw=&mh=&sig=063ca9a687df5ec1f40bd01765d41cfe)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47561.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47562.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47564.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47565.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47563.jpg)
![](http://filed14-17.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20559.jpg&mw=&mh=&sig=f9c6f90610fdbd9fcfb6988f5736a843)
Сани были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, например, в Египте.
![](http://filed14-17.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20543.jpg&mw=&mh=&sig=b4273d45299534bfb1ffba9dcc5af87a)
Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь).
![](http://filed12-2.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20512.jpg&mw=&mh=&sig=86fce1e38ef83c19763dcb9c01235907)
Русские сани (начало XX века)
![](http://filed16-5.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20544.jpg&mw=&mh=&sig=1d06e3307af467f59b8ed93782022e7c)
![](http://filed16-10.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20514.jpg&mw=&mh=&sig=99701dbe17c8b115b1022eee851113d3)
Самое интересное, что устройство первых саней было очень простым, и за многие века практически не изменилось. У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой.
![](http://filed12-12.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20554.jpg&mw=&mh=&sig=8de692a334ce64298fee2c0e9b683a29)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47568.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47569.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47570.jpg)
Изначально две жерди связывались между собой, передние концы их привязывали к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Так возникли сани-волокуши.
![](http://filed15-10.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20513.jpg&mw=&mh=&sig=93df9b51ec72f9d3eae1e85a29d383d1)
Но сани использовались не только для передвижения по снегу. Они были известны как в северных, так и в южных странах. При отсутствии дорог, протащить сани по траве и глине было куда легче, чем колесную повозку.
![](http://filed12-12.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20553.jpg&mw=&mh=&sig=526d78596ceef58f97b9ff6ed52e4ebc)
русские плетеные сани
Вдобавок повозку даже на ровной местности немилосердно трясло, поэтому больных и раненых возили в санях – это был единственный шанс довезти их до лекаря живыми.
![](http://filed18-16.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20516.jpg&mw=&mh=&sig=8ae303a4d74d7b3286bdac3cc8a92211)
![](http://filed7-16.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20517.jpg&mw=&mh=&sig=f8d10f98c369f4b3c0203dcb2302e14d)
В Западной Европе, где снега мало, полозья загибали лишь немного, зато в России они были похожи на лебединые шеи – новгородцы даже звали их «лебедями».
![](http://filed14-27.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20537.jpg&mw=&mh=&sig=41fef49a22881353382d76e4389b66cf)
У индейцев, обитавших на территории Северной Америки, например, волокуша превратилась в тобогган – сбитую из досок сухопутную «лодку». Во время зимних кочевок в таких санях, запряженных собаками, перевозили съестные припасы, детей и стариков.
![](http://filed14-17.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20530.jpg&mw=&mh=&sig=0392848086bf9c613b145727344dba0e)
![](http://filed12-29.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20531.jpg&mw=&mh=&sig=2792654bec41f054981f731c79a3a54f)
![](http://filed12-11.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20532.jpg&mw=&mh=&sig=171696f281aaa8bdcf849b3b8c52abc1)
В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны саней они были наиболее распространёнными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской и Костромской губерний сани употреблялись летом до начала XX века.
![](http://filed16-19.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20518.jpg&mw=&mh=&sig=1f783cec20a3116d474ea3280eaf01c2)
![](http://filed5-11.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20519.jpg&mw=&mh=&sig=667451f6ebc62da39b4977957971cc8f)
В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII века.
![](http://filed14-5.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20533.jpg&mw=&mh=&sig=d650a4d08b7aa8dbda9732948adc916d)
Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать.
![](http://filed7-21.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20534.jpg&mw=&mh=&sig=02dede601b80b8948ac92e764448a9a2)
В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб.
![](http://filed17-8.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20520.jpg&mw=&mh=&sig=f975b0573bcd84fad07344ed18a1ba44)
Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»)
![](http://filed17-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20535.jpg&mw=&mh=&sig=d4970d1d01a861042be0c7582ff60b37)
![](http://filed9-23.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20536.jpg&mw=&mh=&sig=0b75a7beec4262c676df39d81f339cd9)
Нарядные, богато украшенные сани принимали участие в праздничных мероприятиях, таких как парады, маскарады. Некоторые сани являются выдающимися примерами традиций барокко и рококо в Европе.
![](http://filed5-16.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20521.jpg&mw=&mh=&sig=3206774ba14d00413a9fc1aa23ff4ad6)
Очень популярны были "гонки" на санях, с 17-го века при королевских и царских дворах и привилегированных членов дворянства. Гонки эти были, скорее парадом-выездом, сочетавшимся с маскарадом, театрализованным популярными событием зимы.
![](http://filed12-22.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20538.jpg&mw=&mh=&sig=d9eb5a35f4c499339af0fd02519bb97f)
Женские сани, одинаковые по форме с мужскими, были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом сани закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали саням при бракосочетании и при похоронах.
![](http://filed17-28.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20539.jpg&mw=&mh=&sig=cab38e60192e493e9b8384174c8aacde)
В первом случае для невесты предлагались самые нарядные сани, покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, причём соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви - с женихом.
![](http://filed17-28.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20526.jpg&mw=&mh=&sig=b1354506de4de6f7c33bc177f8a500c2)
![](http://filed15-6.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20527.jpg&mw=&mh=&sig=89252f0eed6d12cc282844200eb81061)
![](http://filed17-9.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20528.jpg&mw=&mh=&sig=1cc0aa2eab0793d8613411ace01c356d)
Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на сани. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи.
![](http://filed12-25.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20529.jpg&mw=&mh=&sig=91f88a1d3746182532670c561c464837)
Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. Сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).
![](http://filed16-30.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20525.jpg&mw=&mh=&sig=0e233120a0f43e8b539c4dfaaf561cfe)
Виды саней
К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом.
боб — род саней с рулевым управлением
буер — спортивные сани с парусом для езды по льду
![](http://filed17-2.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-28819.jpg&mw=&mh=&sig=104a8e8fc208d7a7a6083cdc9cde47f1)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47566.jpg)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47567.jpg)
возок — крытые сани со спинкой
кережка — сани у лопарей
пошевни и розвальни — низкие и широкие сани
![](http://filed3-25.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-28820.jpg&mw=&mh=&sig=f0786b986093675af2cfb9655008d132)
![](http://content.foto.my.mail.ru/mail/nataliya495/_blogs/i-47572.jpg)
салазки — маленькие деревянные ручные санки
тобогган — бесполозные сани у индейцев Канады
волокуши — для транспортировки походного снаряжения в Арктике и Антарктике
тарантайка - финские сани
буер
Издавна сани – любимейшее средство развлечения и детей, и взрослых. В XVIII веке пользовались популярностью сани с парусом – на них совершали прогулки по ледяным озерам.
![](http://filed3-28.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-28818.jpg&mw=&mh=&sig=913dbd61e03ead39d3cdc17a8c00e19d)
Сани "богдыхана Поднебесной империи", как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.
![](http://filed14-14.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20549.jpg&mw=&mh=&sig=e39823f5f7851606f20182698063ba69)
В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С.Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час.
![](http://filed6-24.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20550.jpg&mw=&mh=&sig=ede8d1c94faf1b49e6960b8dacadc609)
С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ А.Н.Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек.
![](http://filed16-26.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20551.jpg&mw=&mh=&sig=bdc222269860411a25712577ce290496)
В таких санях можно ездить по льду рек: если он проломится, сани будут плавать.
![](http://filed14-10.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20524.jpg&mw=&mh=&sig=51e6f8c5534499113be150084ec6692c)
У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сидением – она выполнена из листовой стали.
![](http://filed8-12.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20548.jpg&mw=&mh=&sig=e492b40324436475832de23c232f5c0a)
Сталь упругая, и соединение работает как рессора. Стоит привстать – санки подпрыгнут, кататься на них не только весело, но и удобно. Еще изобретены сани с рулевым управлением – их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз.
![](http://filed14-16.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20523.jpg&mw=&mh=&sig=7512db9913cfbe9cc8183f67106f959b)
Не так давно в Германии придумали санки "юмбо" – это надувная подушка из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и скользят по любому снегу.
![](http://filed5-20.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20552.jpg&mw=&mh=&sig=a25d099efc1b7fd0fff3f37ca69a3b1c)
аэросани
Эти "пневмосанки" смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с каким-либо предметом, а еще не дают маленьким ездокам замерзнуть. В сложенном виде сани вместе с насосом легко помещаются в небольшой сумке.
![](http://filed3-3.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20547.jpg&mw=&mh=&sig=091ab4cfb09da61f6befc1b1fd3cc38e)
Есть санки на лыжах (снегокат "Чук и Гек") – с сиденьем, тормозом, рулем и тремя полозьями. Есть санки на роликах – когда нет снега, переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках.
![](http://filed12-5.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20506.jpg&mw=&mh=&sig=5f234bdacc132c0e87e849ad2ce7ad74)
Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. Сани используются также в спортивных целях (Санный спорт).
![](http://filed14-1.my.mail.ru/pic?url=http%3A%2F%2Fcontent.foto.mail.ru%2Fmail%2Fnataliya495%2F_blogs%2Fi-20545.jpg&mw=&mh=&sig=3a5d56209888241a8893cee9dd6bb956)
Популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости.
блог Сударушки
|
|
|
|