Раффаэлло Санцио из Урбино, псевдоним - Рафаэль (ит. Raffaello Santi da Urbino, Rafael; лат. Raffaello Sanzio de Urbino, англ. Raphael), 1483, г. Урбино - 1520, Рим - итальянский художник периода Высокого Возрождения.
Примечания по экспозиции:
- работы скомпонованы по жанровым группам: ранние многофигурные композиции до 1505 года; библейские персонажи и святые; мадонны; святые семейства; фрески; картоны для папских шпалер; портреты. Внутри групп соблюдена хронология по году завершения работы;
- работы автором, как правило, не поименованы, не подписаны и не датированы. Фрески именованы заказчиком, датированы по архивным документам, авторство, датировка станковых картин и идентификация моделей - по экспертным заключениям. Работа экспертов не прекращается, возможны появления новых работ, приписываемых Рафаэлю или его ученикам;
- атрибуция приведена по данным музеев;
- названия картин переведены на русский язык, транслитерация итальянских названий не допускается, названия на языке музея приведены в скобках;
- имена собственные, стоящие в названиях рядом со словом "Мадонна" относящиеся, обычно, к фамилиям владельцев не поясняются.
Примечание относительно имени - Латинизированная фамилия - Санцио позволила Рафаэлю выйти из художественной тени отца, когда он решил стать художником. В итальянских музеях он до сих пор - Раффаэлло Санцио. Псевдоним Рафаэль он принял, предположительно, когда почувствовал, что духовная красота, исполненная светом и красками может и должна спасти мир и ему, как и архангелу Рафаилу, надлежит исцелять души своим божественным художественным даром. Думаю, что это не просто искусствоведческий штамп. По свидетельству всех очевидцев, огромная мягкая сила сознания своего предназначения придавала ему уверенности в себе, доброжелательности, спокойствия и внутренней гармонии, надежно защищала его от завистников и недоброжелателей на протяжении всей его жизни. Так бывает в счастливых семьях: атмосфера родительской Любви создаёт непробиваемую защиту от греха для ребёнка на всю его жизнь.
Примечание по текстам - Привести текст, достойный живописи Рафаэля, пока не представилось возможным. "Копипастить" вам искусствоведческие восторженные эскапады как-то банально и бессмысленно, сплетни - ещё хуже. Цитировать Джорджо Вазари, так он не про живопись, а про жизнь. А какая у Рафаэля жизнь - никакой, сплошная работа, которую ему заказал и теперь видит весь мир. Остаются только некоторые интересные примечания музеев, мимо которых можно пройти в самих музеях, но которые близки к конкретному шедевру, его судьбе и к авторскому замыслу. Но я не теряю надежд найти для вас и для себя достойный текст о мастере Рафаэле и представить его в новой версии этой публикации.
Биография:
1483, г. Урбино, 6 апреля, рождение сына в семействе художника Джованни Санти.
1495, г. Перуджа, переезд на обучение, оставшегося сиротой.
1504-1506, г. Флоренция, переезд вслед за учителем Перуджино (Пьетро Кристофоро Вануччи), знакомство с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти, первый флорентийский период.
1506, р-н Умбрия, умбрийский период 1506-1507.
1507-1508, г. Флоренция, второй флорентийский период.
1508-1520, Рим, приглашение от Папы Юлия II, римский период.
1509, Ватикан, начало работ над станцами (кабинетами) в Ватикане (четыре комнаты 6х8 м каждая), роспись стен и потолков личных покоев Папы Юлия II.
1513, г. Рим. Знакомство с Маргаритой Лути.
1520, г. Рим, 6 апреля, конец.
Ранние многофигурные композиции до 1505 года:
1.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святая Троица (лицевая сторона) и Сотворение Евы из ребра Адама (обратная сторона), ок. 1499-1500, холст, масло, 166 х 94 см каждая. Городская пинакотека, г. Читта-ди-Кастелло, Италия.
2.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Воскресение Христово (The Resurrection of Christ), 1499-1502, дерево, масло, 56,5х47 см. Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия.
3.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Распятый Христос с Девой Марией, святыми и ангелами (Мондское распятие) [The Crucified Christ with the Virgin Mary, Saints and Angels (The Mond Crucifixion)], ок. 1502-1503, дерево, масло, 283,3х167,3 см. Национальная галерея, Лондон.
4.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть алтаря Гавари церкви Сан-Доминика, г. Читта-ди-Костелло. Святой Иероним, спасающий Сильвана и наказывающий еретика Сабиниана, 1502-1503, дерево, масло, 25,7х41,9 см. Музей изобразительных искусств Северной Каролины, США.
5.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Чудо святого Евсевия Кремонского (The Miracle of St. Eusebius of Cremona), 1502-1503, дерево, масло, 25,6х43,9 см. Музей древнего искусства, Лиссабон.
Примечание - Евсевий Кремонский воскрешает троих мужчин из мертвых плащом святого Иеронима.
6.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Пределла алтаря Святого Николая Толентино. Чудо повешенного (Predella of the Altarpiece of Saint Nicholas of Tolentino. Il Miracolo Degli Impiccati), 1500-1501, дерево, масло, 22,5х44,7 см. Национальный музей ди Палаццо Реале, Пиза.
Примечание - Работа была заказана Рафаэлю в 1500 году для церкви Сант-Агостино в г. Читта-ди-Кастелло, была выполнена Рафаэлем и находилась в церкви вплоть до разрушительного землетрясения 1789 года, когда была утрачена. В 1791 году картина была полностью реконструирована Эрменеджильдо Костантини (Ermenegildo Costantini) по рисункам Рафаэля и фрагменты алтаря разошлись по различным музеям Италии.
Панель представляет собой одно из чудес, приписываемых Святому Николаю из Толентино, который якобы спас двух братьев Мизуло и Ванни да Осимо, несправедливо обвиненных, от повешения, поддерживая их в течение четырех дней до их освобождения.
Ученые давно спорят об авторстве произведения и атрибуции юному Рафаэлю (странно, не правда ли, работа восстановлена другим художником, а по ней ведутся споры об авторстве утраченного оригинала - прим. Е.В.): сегодня критики ориентируются на отождествление работы художника из Урбино в центральной части картины со святым, виселице с двумя повешенными и пейзаж, позади которого, кажется, принадлежит другой руке, чем маргинальные фигуры.
(Восстановленная работа была оцифрована с высоким разрешением и доступна для рассмотрения, как работа юного Рафаэля и, что самое интересное, без всякого упоминания фактического авторства Эрменеджильдо Костантини (Ermenegildo Costantini) - прим. Е.В.).
7.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть Алтаря семейства Колонна. Агония в саду (Моление о чаше), ок. 1504, дерево, масло, 24,1х28,9 см. Метрополитен-Музей, Нью-Йорк.
8.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Сон рыцаря (Vision of a Knight), ок. 1504, дерево, масло, 17,1х17,3 см. Национальная галерея, Лондон.
Примечание музея - Отдыхая в тени лаврового дерева, молодой солдат Сципион видит Добродетель и ее оппонента - Удовольствие. Добродетель обещает Сципиону честь, известность и славу через победу в войне. Удовольствие, с ароматными цветами в руках и в волосах, обещает жизнь в легкости и безмятежности.
Рафаэль интерпретировал тему не как моральную дилемму, а как сочетание добродетели и удовольствия, к которым должен стремиться идеальный солдат. Аллегория впервые записана в коллекции Боргезе в Риме в семнадцатом веке с «Тремя грациями» (см. далее № 25), которая идентична по размеру и стилю. Сочетание традиционно мужских добродетелей мужества, учености и любви с традиционно женскими добродетелями целомудрия, красоты и любви предполагает, что две маленькие картины, возможно, были сделаны по случаю брака.
9.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть Алтаря семейства Колонна. Оплакивание мертвого Христа (Lamentation over the dead Сhrist), ок. 1503-1505, дерево, масло, 23,6х28,8 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Примечание - Итальянское название - Сострадание (Pietà).
10.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть Алтаря семейства Колонна. Мадонна с младенцем на троне со святыми (Madonna and Child Enthroned with Saints), ок. 1504, дерево, масло, золото, 169,5х168,9 см. Метрополитен-Музей, Нью-Йорк.
11.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Брак Богородицы (Lo sposalizio della Vergine), 1504, дерево, масло, 170х117 см. Пинакотека Брера, Милан.
Примечание - Это последняя работа перед поездкой во Флоренцию. Школа мастера Перуджино окончена, дань почтения мастеру отдана этой работой. Рафаэль предчувствует большие перемены в своём творчестве, гордо подписывается на фронтоне своего храма с завитушками - "Рафаэль Урбинский" (RAPHAEL URBINAS) и ставит дату - 1504 (MDIIII). Посмотрите, ради интереса, работы Перуджино, увидите и параллели, и прямые пересечения, на то она и школа.
12.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть алтаря Одди. Коронование Богородицы (Coronation of the Virgin), 1502-1504, холст, темпера, 272х265 см. Музеи Ватикана.
13.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть алтаря Одди. Благовещение (Annunciation), 1502-1504, холст, темпера, 27х50 см. Музеи Ватикана.
14.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть алтаря Одди. Ведение во храм (Presentation in the Temple), 1502-1504, холст, темпера, 27х50 см. Музеи Ватикана.
15.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть алтаря Одди. Поклонение волхвов (Adoration of the Magi), 1502-1504, холст, темпера, 27х50 см. Музеи Ватикана.
16.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть Алтаря семейства Колонна. Шествие на Голгофу (The Procession to Calvary), ок. 1504-1505, дерево, масло, 24,4х85,5 см. Национальная галерея, Лондон.
17.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святой Иоанн Креститель проповедует (Saint John the Baptist Preaching), 1505, дерево, масло, 26,2х52 см. Национальная галерея, Лондон.
18.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть алтаря Бальони. Положение во гроб (Dalla Pala Baglioni. Deposizione), 1507, дерево, масло, 174,5х178,5 см. Галерея Боргезе, Рим.
19.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Ангел со свитком (Ange tenant un phylactère), 1500-1501, дерево, масло, 58х36 см. Лувр.
Примечание - Этот ангел - фрагмент Алтаря Барончи. Первый зарегистрированный заказ Рафаэля, датированный 10 декабря 1500 года, касается алтаря в часовне Андреа Барончи в церкви Сант-Агостино в г. Читта-ди-Кастелло, небольшом городке недалеко от Урбино. Запрестольный образ был посвящен Николаю Толентино, августинскому отшельнику XIII века, который не был канонизирован до 1446 года, хотя его культ достиг пика популярности, особенно в Читта-ди-Кастелло, около 1500 года. Запрестольный образ был сильно поврежден во время землетрясения в 1500 году. 1789 г., а с 1849 г. уцелевшие секции хранятся в различных коллекциях. (Надпись на свитке в руках ангела: Николай избран Богом...).
20.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Фрагмент алтаря Барончи (Baronci Altarpiece). Ангел, 1500-1501, холст, масло, 31х26 см. . Пинакотека Тосио-Мартиненго, г. Брешиа, Италия.
21.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть Алтаря семейства Колонна. Святой Антоний Падуанский (Saint Anthony of Padua), ок. 1502, дерево, масло, 25,8х16,8 см. Далиджская картинная галерея, Лондон.
22.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Часть Алтаря семейства Колонна. Святой Франциск Асизский (Saint Francis of Assisi), ок. 1502, дерево, масло, 25,8х16,8 см. Далиджская картинная галерея, Лондон.
23.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святой Себастьян, 1502-1503, дерево, масло, 45,1х36,5 см. Академия Каррара, г. Бергамо, Италия.
24.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Благословение Христа (Pax Vobiscum), 1505-1506, дерево, масло, 32х25 см. Пинакотека Тосио-Мартиненго, г. Брешиа, Италия.
25.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Три грации (Les Trois Grâces), 1504-1505, дерево, масло, 17х17 см. Музей Конде, г. Шантийи, Франция.
26.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святой Георгий, борющийся со змеем (Saint Georges luttant avec le dragon), 1503-1505, дерево, масло, 29х25 см. Лувр.
27.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Фрагмент алтаря Барончи (Baronci Altarpiece). Бог Отец и Дева Мария, 1500-1501, дерево, темпера, 110х73 см. Музей Каподимонте, Неаполь.
28.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святой Михаил (Saint Michel), 1503-1505, дерево, масло, 30,9х26,5 см. Лувр.
29.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святой Георгий и дракон (Saint George and the Dragon), ок. 1506, дерево, масло, 28,5х21,5 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
30.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Вечное благословение. Часть алтаря Бальони (Eterno benedicente dalla Pala Baglioni), 1507, дерево, масло, 184х176 см. Национальная галерея Умбрии, г. Перуджа, Италия.
31.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Святая Екатерина Александрийская (Saint Catherine of Alexandria), ок. 1507, дерево, масло, 72,2х55,7 см. Национальная галерея, Лондон.
32.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Пророк Исайя (The Prophet Isaiah), 1511-1512, фреска, 250х155 см. Базилика Сант-Агостино, Рим.
33.
Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Рафаэль (Raffaello Sanzio), 1483-1520. Триумф Галатеи (Triumph of Galatea), 1511-1513, фреска, 295х225 см. Вилла Фарнезина, Рим.