-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТАТЬЯНА_СТАРИКОВА

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2016
Записей: 2870
Комментариев: 266
Написано: 3987


Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Суббота, 25 Февраля 2017 г. 13:29 + в цитатник
Цитата сообщения Ada_Peters Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева




Народный идеал красоты:
пышнотелые русские красавицы
на картинах Бориса Кустодиева


Борис Кустодиев. Красавица, 1915


Наверное, ни один художник не вызывал такое количество споров и противоречивых оценок, как русский живописец начала ХХ века Борис Кустодиев.

Его называли русским Рубенсом, так как он воспевал в своих работах специфическую женскую красоту – наибольшую популярность ему принесли его пышущие здоровьем купчихи и пышнотелые обнаженные русские красавицы.

Кустодиев пытался запечатлеть народный идеал красоты, тогда как сам не был поклонником женщин с пышными формами.



Б. Кустодиев. Купчихи, 1912


Художественное направление, к которому Кустодиев тяготел в 1910-е гг., называют неоклассицизмом. Оно предполагало ориентацию на великие образцы классического искусства, на традиции академической живописи. Такие тенденции во многом шли вразрез с авангардными течениями модернистского искусства начала ХХ в.

Эстетика модерна ориентировалась на другие стандарты красоты: изысканная чувственность, рафинированный излом, декаданс и усталость. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам.



Б. Кустодиев. Купчихи, 1915


Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. заставляли бежать в мир фантазий от разрушающегося на глазах старого уклада патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.

Благодаря работам Кустодиева мы можем сложить представление о дореволюционной жизни поволжских крестьян и мещан, чей быт так полно и красочно отразился в картинах художника.



Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918



Б. Кустодиев. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919


Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Его часто обвиняли в том, что он изображает не народный, а простонародный идеал красоты, хотя его работы далеки от идеализации – многие видят в них иронию и гротеск.

Некоторые критики утверждают, что его творческая манера – это «сон о небывалой России», где дородные женщины символизируют гармонию, покой и уют русского мира.



Б. Кустодиев. Слева – *Купец с купчихой*, 1914.
Справа – *Купчиха*, 1919



Б. Кустодиев. Купальщица, 1921


Часто моделями для купчих Кустодиева становились представительницы интеллигентной среды – для «Купчихи за чаем» ему позировала Г. Адеркас – студентка медицинского факультета, жившая по соседству.

Жена Кустодиева не обладала такими же пышными формами, как его модели. Но когда его спрашивали, почему он пишет дородных женщин, он отвечал: «Худые женщины на творчество не вдохновляют».



Б. Кустодиев. Купчиха с покупками, 1920


Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923


Обнаженные пышные русские красавицы вдохновляли не только автора. Говорят, кустодиевская «Красавица» (1915) свела с ума одного митрополита, который признавался:

«Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника, когда он писал свою «Красавицу», ибо смутил он навек покой мой. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

Критики же видели в этой картине «и любование, и эротику, и иронию».



Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на прогулке*, 1920.
Справа – *Купчиха*, 1923


Б. Кустодиев. Слева – *Купальщица*, 1922.
Справа – *Русская Венера*, 1925-1926


В. Володарский писал о кустодиевской красавице:

«Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония – вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины».

Наверное, такие же противоречивые эмоции испытывает и современная публика, глядя на работы художника.



Б. Кустодиев. Слева – *Купчиха на балконе*, 1920.
Справа – *Купчиха с зеркалом*, 1920


Б. Кустодиев. Купчиха, 1920

Серия сообщений "Кустодиев":
Часть 1 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Часть 2 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева
...
Часть 6 - Картина " Троицын день " . Художник Б.М.Кустодиев .
Часть 7 - Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи.
Часть 8 - Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку