ЭТО ИНТЕРЕСНО / возникновение столовых приборов... |
В XVI веке в Европе стало обычным пользоваться ножами и ложками.
Только вилка укоренялась медленно. Она была заимствована у венецианцев, которые пользовались ею, когда ели фрукты, чтобы сок не окрашивал пальцы. Во Франции долго пользовались пятипалой вилкой. Именно ее подразумевал Монтень, когда говорил: «Иногда я ем так торопливо, что кусаю пальцы». В те времена распространению новых обычаев сопротивлялось главным образом духовенство, которое настаивало на сохранении традиций застолий времен Иисуса Христа.
Но культура застолий обогащалась, и вот уже скатерть и салфетки стали привычными предметами сервировки. Появились специальные блюда для жаркого, супницы и тарелки из олова и серебра, реже — из фарфора, который привозили из Китая.
Знать и богатые горожане устраивали роскошные праздники, похожие на те, что были в древнем Риме. В моду вошли съедобные муляжи из кушаний: стол украшали копии крепостей, городов и ландшафтов. Люди, достигшие высокого уровня благосостояния, «обязаны были владеть искусством резать жаркое.
Существовали даже учебные пособия — «Книжечки резчика» , в которых часто рассказывали и о том, как складывать салфетки. Во время праздников помещения пышно украшали цветами, при этом все большую роль играли срвезанные цветы, которые впервые стали ставить в специальные сосуды.
В XVII веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую имеет и по сей день — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами.
Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец. Гостям теперь уже не приходилось приносить приборы с собой, поскольку в каждом доме их было достаточно. Цветы в особых сосудах украшали стол, на стенах крепили гирлянды из цветов и ветвей.
В 1695 году во Франции изобрели керамический фарфор, который, однако, не получил распространения, поскольку был мягким (без каолина) и хрупким. В Богемии развивались стекольные мануфактуры, производившие особо прочное стекло, близкое к хрусталю.
В конце XVII века англичане открыли, что стекло приобретает особый блеск, если в него добавить свинец. В Европу 18 век принес решающее изобретение — новое «открытие» фарфора. Начиная с XIII века «белое золото» в болышшх количествах импортировали из Китая. Фарфор был объектом престижа для княжеских дворов.
В Европе проводили многочисленные эксперименты, чтобы самим производить желанную керамику. В 1707 году естествоиспытателю Эренфриду Вальтеру графу фон Чирнхаузу и его помощнику Иоахиму Фридриху Бетгеру наконец удалось получить керамику из красной глины. Годом позже получили первый белый твердый фарфор, а вскоре и глазурь.
В 1710 году в Мейсене возникла фарфоровая мануфактура, которая, однако, не смогла долго удерживать монополию. На мануфактурах, возникших вслед за ней, начиная с 30-х годов XVIII века стали производить большие фарфоровые сервизы, выполненные в едином стиле.
Впервые появилась возможность накрыть стол одинаковой посудой. Были унифицированы и столовые приборы, их промышленное производство началось в Англии в 1781 году. С распространением чая, кофе и шоколада появилась и специальная посуда для них.
С 1730 года получают распространение чашки различной формы. Развитие их производства шло на основе китайской чаши «вершинки», но в качестве европейского декоративного элемента к ним добавили ручки, а также блюдца.
Благодаря появлению новых напитков завтрак приблизился к своей Современной форме. Наряду с появившимися в то время «кофейными кружками», которые собирались в послеобеденное время, в обществе укоренялись и новые обычаи.
В XIX веке в Германии и Австрии сложился стиль бидермейер (1815—1848).
Появился круглый стол, который стал центром салона. Неотъемлемой принадлежностью Празднично накрытого стола были цветы, которые располагались в вазах и на роскошных подставках.
Букет в стиле бидермейер современен и по сей день. В конце XIX века стол украшали зелеными островками из папоротников и пальм, излюбленными были композиции растений в горшках и цветочные гирлянды. Франция стала классической страной хорошей кухни.
Долгое время «Физиология вкуса», написанная Ансельмом Брилла-Савареном в 1825 году, была нормативным произведением. Книга эта стоит у истоков новой традиции, согласно которой уважаемым человеком считается не чревоугодник, но гурман.
«Радость еды мы делим с животными, она предполагает наличие голода и необходимость его удовлетворения. Право на радость от хорошего стола принадлежит только человеку. Она предполагает и подготовку к приготовлению кушаний, выбор места и состава гостей».
На этой основе в XIX — нач. XX века все более совершенствовалась культура застолий. Сам званый обед стал короче, в моду вошли застольные речи (тосты).
Сервиз состоял теперь из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд; для столовых приборов были открыты новые металлы и сплавы (никель, нейзильбер и другие). Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола. Прогресс был и в освещении: в 1855 году появилось газовое освещение, а в Америке с 1860 года — керосиновые лампы. Лампы накаливания пробивали себе путь очень медленно. XX век отличался рационализацией времени и труда. Последствия этого сказались и на культуре еды.
После Второй мировой войны в этой области, как и во многих других, началась американизация. Повсюду возникали оборудованные для «быстрой еды» рестораны самообслуживания.
Стол-буфет с холодными закусками пришел на смену круглому столу, вечеринки с коктейлями — «кофейным кружкам». Однако в последние годы вновь больше внимания стали обращать на то; чтобы красиво накрыть стол и хорошо составить меню.
«Быстрая еда» по-американски или культура застолий — сегодня приходится выбирать.
Не каждый день можно празднично сервировать стол, но, тем не менее, даже малыми средствами, соблюдая некоторые правила при выборе посуды, украшений из цветов и других декоративных атрибутов, можно создать особую атмосферу застолья.
http://www.shokoladnica.com.ua/?id=2118
Серия сообщений "Фарфор":
Часть 1 - ФАРФОРОВЫЕ СТАТУЭТКИ...ПРЕКРАСНЫЕ ЛЕДИ THOMAS KINKADE...2ч
Часть 2 - ФАРФОРОВЫЕ ЛЕДИ... THOMAS KINKADE...
...
Часть 10 - Делфтский фарфор/ Delfts blauw...
Часть 11 - Коллекционные вещи, в единственном экземпляре.Фарфор Светланы Орешкиной...
Часть 12 - ЭТО ИНТЕРЕСНО / возникновение столовых приборов...
Серия сообщений "Коллекция Антиквариата":
Часть 1 - Утончённость эпохи Модерн - Скульптура | Erte (Romain De Tirtoff - Роман Тыртов), часть 1.
Часть 2 - ЭТО ИНТЕРЕСНО / возникновение столовых приборов...
Часть 3 - АукционноАнтикварные кофейники из серебра... Тонкости кофейного этикета и не много истории.
Часть 4 - ИЗЯЩНАЯ СТАТУЭТКА...УТОНЧЁННО-ЭЛЕГАНТНАЯ КЕРАМИКА
Часть 5 - ОНЛАЙН-ВЫСТАВКА САМОЙ ИЗВЕСТНОЙ СТАРИННОЙ ФАБРИКИ ФАРФОРА -DELFTWARE
Рубрики: | ЭТИКЕТ. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |