Памяти Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927) |
Автопортрет
Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. "Портрет художника И. Я. Билибина" был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.
С 1907 года Борис Кустодиев стал членом Союза русских художников, а двумя годами позже по инициативе Репина был избран членом Академии художеств.
В 1909 году Кустодиеву даже предложили возглавить портретно-жанровый класс Московского училища живописи, но тот отказался. Он опасался, что эта работа будет отнимать много времени и не хотел переезжать в Москву.
Фрагмент из книги Фёдора Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)»
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительная яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы — вообще все его типические русские фигуры, созданные им» по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей... Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной.
Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для «Вражьей силы», заимствованной из пьесы Островского «Не так живи, как хочется, а так живи, как бог велит», — само собой разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского? Я отправился к нему с этой просьбой. Жалостливая грусть охватила меня, когда я, пришедши к Кустодиеву, увидел его прикованным к креслу. По неизвестной причине у него отнялись ноги. Лечили его, возили по курортам, оперировали позвоночник, но помочь ему не могли.
Он предложил мне сесть и руками передвинул колеса своего кресла поближе к моему стулу. Жалко было смотреть на обездоленность человечью, а вот ему как будто она была незаметна: лет сорока, русый, бледный, он поразил меня своей духовной бодростью — ни малейшего оттенка грусти в лице. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни.
Я изложил ему мою просьбу.
— С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев. — Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка, вот позируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно такая богатая. Приятно её написать.
— Ловко ли? — говорю я ему. — Шуба-то хороша, да возможно — краденая.
— Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
— Да так, — говорю, — недели три назад получил её за концерт...
— Да как же это случилось?
— Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. У меня хотя и была тататка кенгуровая, и шубы мне, пожалуй, брать не нужно было бы, но я заинтересовался. Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец — буржуй! Не мог выбрать похуже — выбрал получше.
— Вот мы её, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.
Посмеялись и условились работать. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле... Написал быстро. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к «Вражьей силе». Я занялся актерами. И начались репетиции. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Изо всех сил старался я каждый раз доставать моторный грузовик, и каждый раз с помощью его сына или знакомых мы выносили Кустодиева с его креслом, усаживали в мотор и затем так же вносили в театр. Он с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился.
Недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Портрет мой был написан им в 1921 году зимой, а в 1922 году я уехал из Петербурга. Глубоко я был поражен известием о смерти — скажу — бессмертного Кустодиева. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к «Вражьей силе».
Фрагмент из книги Фёдора Ивановича Шаляпина «Маска и душа (Мои сорок лет на театрах)». «Современные записки». 1932.
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел-любовь к жизни, радость и бодрость,любовь к своему русскому. Это было всегда единственным «сюжетом" моих картин»
Борис Кустодиев
На фото — портрет Фёдора Шаляпина кисти Бориса Кустодиева, 1921-22. Находится в собрании семьи Ф.И.Шаляпина в Париже. Авторский (уменьшенный) вариант-повторение, написанный в 1922 — в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург, Россия.
В 1968 дочери певца Марфа и Марина передали портрет отца в дар Театральному музею (Санкт-Петербург, Россия). С 1985 года был выставлен в Большой гостиной Мемориальной квартиры-музея Шаляпина в Петербурге. В 2011 портрет Шаляпина кисти Кустодиева был впервые представлен в Мемориальной усадьбе Шаляпина (Москва, Россия).
В 1921-м году к Кустодиеву, который в то время писал Шаляпина, заявилась парочка молодых ученых с просьбой написать их портрет. Одному было 27, второму 25. Они пообещали художнику две вещи: что станут знаменитыми и что щедро оплатят его работу - принесут мешок муки. Муку умники заработали, починив что-то на мельнице. Кустодиев не смог отказаться от дефицитного товара. А героям картины пришлось держать слово.
Борис Кустодиев. Портрет Петра Капицы и Николая Семенова
В 1956-м Нобелевскую премию по химии получит изображенный справа Николай Семенов, а в 1978-м Нобелевку по физике - изображенный слева Петр Капица.
Серия сообщений "Кустодиев":
Часть 1 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Часть 2 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева
Часть 3 - Ко дню рождения Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)
Часть 4 - Памяти Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927)
Серия сообщений "Кустодиев":
Часть 1 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Часть 2 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева
Часть 3 - Ко дню рождения Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927)
Часть 4 - Памяти Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927)
Часть 5 - Кустодиев "Купчиха за чаем"
Часть 6 - Картина " Троицын день " . Художник Б.М.Кустодиев .
Часть 7 - Портреты Фёдора Ивановича Шаляпина в русской живописи.
Часть 8 - Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева
Рубрики: | Живопись/Российские художники 18,19,20 века и ранее. (270) |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |