-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТАТЬЯНА_СТАРИКОВА

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2016
Записей: 2870
Комментариев: 266
Написано: 3987


Diego Velazquez (Диего Веласкес, 1590-1660) - Венера с зеркалом, 1648 | док. фильм BBC "Частная жизнь шедевра", 2006

Понедельник, 04 Апреля 2016 г. 08:00 + в цитатник
Цитата сообщения lomovolga Diego Velazquez (Диего Веласкес, 1590-1660) - Венера с зеркалом, 1648 | док. фильм BBC "Частная жизнь шедевра", 2006

   lomovolga

 

 

«Венера с зеркалом» (исп. La Venus del espejo) — картина испанского художника Диего Веласкеса, изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом.
ок. 1647—1651 La Venus del espejo
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 
 
 
Во времена Веласкеса обнаженная женская натура была очень редким гостем в испанской живописи. Объясняется это просто - подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Конечно, она была известна в узких кругах, но признание получила лишь спустя время.
 
 
Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Создать ее Веласкес мог как сразу после возвращения из Италии, так и во время своей второй поездки туда. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. «Картина изображает обнаженную женщину, - описывал свое приобретение первый ее владелец, - лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку, и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет.
 
 

Diego Velázquez (1599–1660)
The Toilet of Venus (“The Rokeby Venus”) (detail)
1647–51 oil on canvas
National Gallery, London
 
 Венера, богиня любви, была самой красивой из богинь, и считалась олицетворением женской красоты. Она показана здесь со своим сыном Купидоном, который держит зеркало для нее, чтобы посмотреть, как на себя и на зрителя.Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Вообще, Веласкес, нередко использует зеркала в своих картинах, чтобы добиться определённого воздействия на зрителя.
 
 
  Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Такое, вот, несоответствие.
Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Куда смотрит женщина? По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. На что нужно обращать внимание? На потомство, в котором продолжается жизнь и красота, которая так временна?
 
 
 
 
По другой теории, зеркало являет собой разграничитель на мир реальный (отражение) и мир фантазий (красота)... Более того, лицо в зеркале отражено не так, как должно быть на самом деле. Конечно, это специальный приём художника.
 
 

 
 
 
  «Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. До 1813 года картина хранилась в частных коллекциях в Испании, потом была перевезена в Йоркшир. В 1906 году она была куплена Фондом национальных коллекций (The National Art Collections Fund) для Лондонской Национальной галереи. В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Суфражистка* Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». За своё ужасное действие, совершённое, на мой взгляд, истеричной и обделённой мужским вниманием (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу?), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы.А картина была полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день.
 
 
Свои названия - «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» - эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра - «Венера из Рокеби».
 
 
 
 
 Документальный фильм BBC
"Частная жизнь шедевра. Венера с зеркалом"
Диего Веласкеса
 



 

 

История одной картины
Диего Веласкес "Венера с зеркалом"

 

В 1478 году в Испании был утверждён орган судебной власти, который должен был следить за чистотой католической веры в стране. Этот орган получил название испанской инквизиции. Священная инквизиция господствовала в Испании более трёхсот пятидесяти лет. В её власти было многое: мировоззрения людей, их поступки, творчество. Ересь могли обнаружить в любой области. Не любишь и не ешь свинину? Значит ты не католик, и место тебе на костре или в заключение в сырых подвалах тюрьмы.

 

 Испанская инквизиция оказала огромное влияние на творчество многих писателей, поэтов, художников того времени. Запреты всегда возмущают людей творческих. Так в Испании в те времена была запрещена в живописи нагота. При несоблюдении этого, инквизиция могла потребовать, в лучшем случае, перекрасить картину или конфисковать её для сожжения, в худшем, наложить на художника штраф, выгнать из страны или отлучить от церкви.

 

Поэтому картина Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» при жизни художника не была популярна. Конечно, она была известна в узких кругах, но признание получила лишь спустя время.

 

Нет точной даты, когда Веласкес написал свою Венеру, примерный период, это с 1640 по 1650 года. Как раз в этот период он совершил поездку в Рим. Возможно, что именно в Италии художник создал свой шедевр. Он был под влиянием творчества мастеров венецианского Возрождения. Прототип картины Веласкеса можно увидеть в «Венере перед зеркалом» (1555 г) и «Венере Урбинской» (1538 г) итальянца Тициана, «Спящей Венере» (1510 г) венецианского художника Джорджоне и в «Венере перед зеркалом» (1615 г) Рубенса.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f1/Giorgione%2C_Sleeping_Venus.jpg/1024px-Giorgione%2C_Sleeping_Venus.jpg

Giorgione (1477–1510)
Sleeping Venus
circa 1510
Gemäldegalerie Alte Meister

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/ba/Tizian_102.jpg/1024px-Tizian_102.jpg

Titian (1490–1576)
  Venus of Urbino
1538 oil on canvas
Uffizi Gallery

В тоже время Венера Веласкеса сильно отличается от итальянских обнажённых женщин.Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Похожие картины можно встретить у Джорджоне («Спящая Венера») и Тициана («Венера Урбинская»). В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом.

 

Тициан
Венера перед зеркалом. около 1555
итал. Venere allo specchio
Холст, масло. 124,5 × 105,5 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c6/Rubens_Venus_at_a_Mirror_c1615.jpg/825px-Rubens_Venus_at_a_Mirror_c1615.jpg

Peter Paul Rubens (1577–1640)
Het toilet van Venus
1613-1614
Private collection

 

Художники всегда стремились изобразить наготу (а тем более, художники-мужчины), ведь одно дело писать бездушную одежду, совсем другое — человеческое тело. И писали в основном женское. Однако до сравнительно недавнего времени во многих странах просто нагота, не связанная с мифологией или религией, воспринималась критически.Потому-то так много картин, изображающих обнажённых богов и богинь, Венер и Данай.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Borghese_Hermaphroditus_Louvre_Ma231.jpg

Unknown
Sleeping Hermaphroditus. Hermaphroditus:
Greek marble, Roman copy of the 2nd century,
Louvre Museum
Borghese Collection; purchase, 1807

(Гермафродит Боргезе: с этой римской статуи Веласкес заказал бронзовую копию -мое примеч.)

 


Что же с картиной Веласкеса? Первоначально она просто называлась Dona Desnuda (от исп. «нагая донья, женщина»). Уже потом она получила названия «Венера перед зеркалом» или «Туалет Венеры».

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом.
ок. 1647—1651 La Venus del espejo
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

На картине изображена, всего скорее, испанка. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Необычна композиция картины. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно.

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает...

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

Единственное, что указывает на то, что перед нами Венера, это Купидон (по мифу, сын богини), держащий зеркало. Крылья Купидона ярко контрастируют с цветом его кожи.

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

На нём висит синяя шёлковая лента (тоже самое можно встретить на картине Тициана 1555 года), ещё одна, розовая спадает на зеркало. Некоторые искусствоведы видят в этих лентах символ оков, которые падают на влюблённых. Любовь не окрыляет, а связывает.

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

Лента на Купидоне почти такая же, как и на картине Веласкеса. Больше никаких традиционных символов (роз, стрел и лука) нет.

 

Купидон держит зеркало. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Вообще, Веласкес, нередко использует зеркала в своих картинах, чтобы добиться определённого воздействия на зрителя.

 

Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Такое, вот, несоответствие.

 

Диего Веласкес
Венера перед зеркалом ( фрагмент)
Смутное отражение лица в зеркале

.

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Куда смотрит женщина? По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. На что нужно обращать внимание? На потомство, в котором продолжается жизнь и красота, которая так временна?

 

Диего Веласкес
Венера с зеркалом. (detail)
ок. 1647—1651
Холст, масло. 122 × 177 см
Лондонская Национальная галерея, Лондон

 

По другой теории, зеркало являет собой разграничитель на мир реальный (отражение) и мир фантазий (красота)... Более того, лицо в зеркале отражено не так, как должно быть на самом деле. Конечно, это специальный приём художника.

 

 До начала 19 века картина «Венера перед зеркалом» находилась в Испании в частных коллекциях, не предавалась огласке. Потом в 1813 году была перевезена в Англию, сейчас находится в Лондонской национальной галерее.

 

В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Суфражистка* Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила ещё, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». За своё ужасное действие, совершённое, на мой взгляд, истеричной и обделённой мужским вниманием (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу?), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Что нужно иметь в голове, чтобы руки делали такое?

 

К счастью, картина была полностью отреставрирована.

 

 

0_8cc26_88842607_M (300x225, 90Kb)

 

 

 

 

Серия сообщений "Соло, дуэт, трио \1\":
Часть 1 - Eugene Antoine Lelievre - ОбольстительноДамское...+ Француженки.
Часть 2 - Франческо Мельци "Флора", ок. 1520
Часть 3 - Томас Гейнсборо - Дама в голубом , 1770
Часть 4 - Diego Velazquez (Диего Веласкес, 1590-1660) - Венера с зеркалом, 1648 | док. фильм BBC "Частная жизнь шедевра", 2006
Часть 5 - Paul Barbier
Часть 6 - Vacha Ferdinand - уЗеркалаСольное..
...
Часть 17 - Картина дня
Часть 18 - ЖИВОПИСЬ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ
Часть 19 - Робер Леврак де Турньер (Robert Levrac-Tournieres, 1667—1752, French) - Портрет Пьера де ла Рош

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку