Для тех кто любит танго - история "Либертанго |
Знаете ли вы композитора Астора Пьяццола?
Помните ли вы певицу и актрису Грейс Джонс?
Слышали ли вы, как звучит музыкальный инструмент бандонеон?
Если на все эти вопросы вы ответите отрицательно, то послушайте мелодию одного из самых известных современных танго - "Либертанго".
"Либертанго" ("Libertango") сочинил в 1974 году аргентинский композитор Астор Пьяццола.
Назвал он свое произведение путем слияния слов "libertad" (по испански - свобода) и "tango".
Астор Пьяццолла (исп. Ástor Piazzolla; 11 марта 1921 - 4 июля 1992) - выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название "nuevo tango" - новое танго.
Аргентинец с итальянскими корнями, потомок эмигрантов и сын бакалейщика, Астор Пьяццола был виртуозом игры на бандонеоне (bandoneon), музыкальном инструменте, разновидности гармоники. Этот инструмент назван так по имени его изобретателя - Генриха Банда. Поначалу он использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, а в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.
Детство Астора прошло в Нью-Йорке, в итальянском квартале, где заправляли несколько сицилийских семей. От карьеры "Дона Корлеоне" его спасла именно музыка, его первый бандонеон, купленный за 19 долларов отцом, когда Астору было 8 лет.
В возрасте одиннадцати лет Астор уже участвовал в концерте вместе с другими латиноамериканскими музыкантами и даже заслужил приз местной газеты, а в 1933 г. Астор начинает брать уроки у венгерского пианиста Белы Вильда, ученика Рахманинова, о котором Пьяццолла позже скажет: "Благодаря ему я полюбил Баха". Он играет самый разнообразный репертуар - классику, народную музыку, а самым любимым для Пьяццоллы становится джаз.
Но в 1936 году отец Астора решает вернуться в Аргентину. Именно там Пьяццолла услышал звуки танго, которые перевернули его судьбу.
Эта музыка настолько захватывает семнадцатилетнего Астора, что тот принимает решение переехать в Буэнос-Айрес и продолжить свою музыкальную карьеру как исполнитель музыки танго. В одном из своих интервью Пьяццолла так охарактеризовал произошедшее с ним тогда: "Музыка больше, чем женщина. Потому что с женщиной можно развестись, а с музыкой – нет. Женившись на ней однажды, вы уйдете с ней в могилу".
В июне 1946 года Пьяццолла основывает собственный оркестр, который играл традиционные мелодии, но делал это особым образом: аранжировки были сложными и изысканными, впервые танго предназначалось не для танцев, а в качестве музыки для серьезного прослушивания, как классические произведения.
Американец Эл Ди Меола (Al Di Meola), один из величайших джазовых гитаристов нашего времени
В 1953 году Пьяццолла выиграл первый приз на конкурсе молодых композиторов и получил право представить свою работу в зале Юридической Школы в Буэнос-Айресе вместе с симфоническим оркестром "Radio del Estado" и несколькими дополнительными исполнителями на бандонеоне. Концерт превратился в натуральный скандал, так как несколько человек из аудитории решили высказать свое негодование включением такого вульгарного инструмента в "культовый" состав симфонического оркестра, но именно после этого Пьяццола стал заниматься обогащением камерной классической музыки страстью танго - он сочиняет и записывает в студии серию танго со струнным оркестром.
Он создает различные квинтеты, исполняющие танго (бандонеон, скрипка, бас, фортепиано, электрогитара). Такой квинтет максимально соответствовал музыкальному вкусу Пьяццоллы и оптимально воплощал его музыкальные идеи.
Вплоть до 1990 г. Пьяццолла дает множество концертов. Его ансамбль интенсивно гастролирует: Европа, Южная Америка, Япония и Соединенные Штаты Америки. В 1982 г. он пишет "Le Grand Tango" для виолончели и фортепиано, представленное публике в 1990 г. в Новом Орлеане, посвятив это произведение прославленному русскому виолончелисту Мстиславу Ростороповичу. В июне 1983 г. Астор дает один из лучших концертов в его жизни: он представляет программу, посвященную музыке его жизни – "tango nuevo" - в театре в Буэнос-Айресе.
К сожалению, 4 августа 1990 года, через четыре года после получения в Париже престижной премии (Cesar), с ним происходит инсульт, и через 2 года, так и не оправившись от его последствий, Астор Пьяццолла умирает в Буэнос-Айресе в июле 1992 года, чуть-чуть не дожив до своего 71 дня рождения.
Ну, а что же Грэйс Джонс? Сейчас, когда вы услышали различные варианты "Либертанго", то, конечно же, должны были вспомнить эту "черную пантеру". Ну, а если вдруг вам отказала музыкальная память, то уж образ чернокожей воительницы Зулы из фильма "Конан - разрушитель" забыть невозможно!
У нее множество прозвищ. Как ее только не называют! И андрогинный монстр, и суперженщина, и инопланетянка, и диско-богиня. Её "плоская" прическа стала популярна среди чернокожих мужчин в 1980-х годах.
Если бы Грэйс за всю свою жизнь не исполнила ни одной песни, и то – остального было бы достаточно для создания образа, эпатировавшего публику. Муза легендарного Энди Уорхола, актриса, снявшаяся полностью обнаженной с Дольфом Лунгреном, женщина, снимавшаяся в своих клипах в наряде речной нимфы (то есть, в речном иле и более ни в чем), - все это изрядно подогревало интерес публики к Грэйс.
Выдающейся певицей ее вряд ли можно назвать, но одна исполненная ей песня "I've seen that face before" (текст Барри Рэйнольдса - Barry Reynolds) из альбома "Night Clubbing" – навсегда вписала ее имя в историю музыки.
В этом клипе Грэйс играет на аккордеоне, хотя в оригинале, как мы помним, звучит бандонеон.
Песня неоднократно использовалась в кинематографе. В фильме Романа Полянского "Frantic" (1988 год) под эту музыку танцует Гаррисон Форд и, конечно, фильм Салли Поттер (Sally Potter) "Урок танго" (The Tango Lesson) не возможен баз музыки Пьяццолы.
Либертанго" вдохновляло многих. Так, двухкратные олимпийские чемпионы по спортивным танцам на льду, россияне Евгений Платов и Оксана Грищук катали под него в 1996-97 гг. свой оригинальный танец.
Такие разные трактовки, такие разные эмоции... Объединяет одно - "Либертанго". Как замечательно выразилась Ксения Рождественская, "Если поэт, то Пушкин, если Буэнос-Айрес, то Борхес, если танго, то Пьяццолла"
(С)DRINKER
forus.kg
Серия сообщений "Музыка":
Часть 1 - Для тех кто любит танго - история "Либертанго
Часть 2 - Как двигаться под любую музыку
Часть 3 - ГДЕ ЖЕ ТЫ БЫЛА
...
Часть 24 - Музыка, чтобы привлечь ангелов, исцелить свое тело - ангельская музыка, чтобы исцелить
Часть 25 - Да пребудет в вашем сегодняшнем дне
Часть 26 - ЗОЛОТО ШАНСОНА
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |