ЯНВАРЬ – как чистый лист тетради, где записей пока что нет. С надеждой шепчешь: "Христа ради, пу...
Молитва благодарности... - (0)Мне есть, за что Тебя благодарить. И я благодарю молитвой слова. За то, что подарил мне эту жиз...
Царство Нерея - (0)Настроение сейчас - не в этом мире тому, что больше всего на свете люблю - морской стихии ...
Салаты на Новый 2019 год – 7 простых и вкусных рецептов салатов, которые сметут со стола первыми - (8)Новогодняя ночь – ночь, которую мы ждем весь год. Уж так повелось. Не знаю почему, но именно этот п...
Новогодний салат Свинка 2019 - (1)ингредиенты на 6 порций: Куриное филе 300 гр., Яйца 5 шт., Твёрдый сыр 150 гр., Чернослив 150гр.,...
ССЫЛЬНЫЙ КОЛОКОЛ |
Необычайна судьба одного из угличских колоколов, до 1591 года ничем не выделявшегося. Но когда был убит
Сбежавшиеся в кремль разъяренные горожане по указанию Михаила Нагого убили обвиненных в смерти царевича Данилу Битяговского, Никиту Калачова,
За учиненный самосуд угличане вскоре были жестоко наказаны, понес ответственность за звон и набатный колокол. По приказанию его сбросили со звонницы, били плетьми, ему «отсекли» ухо, вырвали у него язык, а потом сослали в Сибирь, В связи со смертью
Князь Лобанов-Тобольский, тогдашний тобольский воевода, велел сначала запереть колокол в приказной избе и сделать такую надпись: «Первоссыльный неодушевленный с ». Потом колокол был повешен на колокольню церкви Всемилостивого Спася, а оттуда перемешен на Софийскую соборную колокольню.
В 1677 году (то есть на 84-м году «ссылки») во время случившегося большого пожара колокол «расплавился, раздался без остатка», как сообщал об этом «Сибирский летописец». Таким образом, с 29 мая 1677 года настоящий ссыльный угличский колокол не существует, однако в память о прошлом (что ссыльный колокол все же был в
В 1837 году по распоряжению епископа тобольского Афанасия колокол был снят с Софийской колокольни и подвешен возле архиерейского дома при Крестовой архиерейской церкви — под небольшим деревянным навесом. Перемещение это было вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, в 1837 году в
А что случилось за это время в самом
Однако инициаторы этого дела не успокоились, и один из них, В. Серебренников, продолжал выискивать доказательства, что колокол — настоящий. Его подлинность, по мнению В. Серебренникова, подтверждается прежде всего постоянной к нему внимательностью
В 1892 году — в 300-летний юбилей со времени высылки колокола, Угличская городская дума уже и не помышляла о возвращении «первоссыльного неодушевленного». Она была твердо уверена, что у архиерейского двора в Тобольске висит совершенно другой колокол, и вопрос о его возвращении не поднимался ни в местной печати, ни на заседаниях городской думы.
И все же о ссыльном колоколе не забыли, о нем вспомнили угличане, проживавшие в
Уже с 1877 года Л.Ф. Соловьев начал докучать этой идеей угличскому городскому голове и Угличской городской думе, но те считали возвращение колокола пустой затеей и ничего в этом на правлении не предпринимали. В ноябре 1877 года в своем очеред ном письме угличскому голове восемь угличан-петербуржцев предложили свою материальную помощь в возвращении ссыльного колокола на родину и даже вызвались сами съездить за ним в
Однако неутомимый Л.Ф. Соловьев не успокаивался, и в конце концов Угличская городская дума уполномочила его ходатайствовать во всех инстанциях о возвращении ссыльного колокола.
«Наш изгнанник-колокол по суду истории оказался нимало но причастен к тяжелому событию 1591 года, он терпит, если можно так выразиться, незаслуженное наказание, ссылку по оговору.
Настало время исправить ошибку и снять позор с невиновного. Будем же ходатайствовать о его возвращении на родину, к нам в
После этого за своей подписью и печатью Л.Ф. Соловьев разослал письма с просьбой содействовать делу — министру внутренних дел, ярославскому архиепископу Ионафану, тобольскому архиепископу Аврамию и обер-прокурору Святейшего Синода. Министр внутренних дел распорядился вернуть колокол в
Долго еще хлопотал Л.Ф. Соловьев, писал в различные инстанции и организации — в Угличскую городскую думу, ярославскому губернатору, пока Святейший Синод не доложил о деле императору Александру III и тот не распорядился вернуть ссыльный коло кол обратно в Углич. Л.Ф. Соловьев был в восторге. «Не могу нара доваться, — писал он угличскому городскому голове, — благополучному исходу дела. Дела, тяготевшего надо мной около четырех лет, при этом вовлекшего меня в большие расходы и породившего массу неприятностей».
Однако и на этом неприятности Л.Ф. Соловьева не кончились. Указывая на то, что во время пожара ссыльный колокол «растопился без остатка», тобольский губернатор Трайницкий свою очередь тоже развил деятельность, чтобы оставить колокол городе. И только к 1892 году тобольчане согласились продать колокол за 600 рублей.
По окончании торжественного молебна протоиерей, окропив крестообразно колокол святой водой, позвонил в него. «Многочисленные граждане
Приехал гость давно желанный.
Привет тебе, земляк наш дорогой!
Три века жил ты, как изгнанник,
Теперь настал и праздник твой.
Однако люди реагировали на это событие по-разному. А.П. Субботин в своей книге «Волга и волгари», например, пишет: «И вдруг оказалось, что эта прекрасная эпопея была проделана ради призрака... Колокол оказался не настоящим ссыльным, а совсем другим — имеющим с тем только общий вес в 19 пудов». Вспомнили и о том, что привезенный колокол имеет форму, характерную для колоколов XVII века, которая очень отличалась от формы колоколов, литых в XIII—XIV веках.
В это время надписи на церковных колоколах отливались вместе с самим колоколом, так как были сделаны прямо на отливочной форме. Эти надписи, выполненные церковно-славянской вязью, были различного содержания и размещались в одну или две строки в верхней части колокола, потому и назывались оплечными. Обычно в них указывалось время изготовления в честь какого события колокол был отлит.
Надпись в одну строку (венечная) отливалась и по нижнем) краю колокола, указывая имена мастеров. Кроме того, старинные колокола часто украшали рельефными орнаментами и даже библейскими сюжетами. На колоколе, который прибыл из Тобольска, ничего этого нет, как нет и следов «отбитого уха». Специалист литейного дела, осматривавшие ссыльный колокол, установили, что ухо, выдаваемое за «отсеченное», попросту не было отлито. А некоторая шероховатость на оплечье, где должно было бы находиться «ухо», — просто брак в полировке.
Вот так сложилась судьба «первоссыльного неодушевленного. А между тем «отцы» Углича решали уже новую проблему: где после торжеств повесить колокол-святыню, чтобы он укреплял в простои народе веру. Предложений было много, и, рассмотрев их, Ярославский губернатор распорядился «поместить колокол для безопасности в музее на пьедестале», что и было исполнено.
Рубрики: | Религии Мира/Христианство История/Великая Русь Религии Мира/Церкви/Храмы Наследие Предков Сокровища Нации |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |