ЯНВАРЬ – как чистый лист тетради, где записей пока что нет. С надеждой шепчешь: "Христа ради, пу...
Молитва благодарности... - (0)Мне есть, за что Тебя благодарить. И я благодарю молитвой слова. За то, что подарил мне эту жиз...
Царство Нерея - (0)Настроение сейчас - не в этом мире тому, что больше всего на свете люблю - морской стихии ...
Салаты на Новый 2019 год – 7 простых и вкусных рецептов салатов, которые сметут со стола первыми - (8)Новогодняя ночь – ночь, которую мы ждем весь год. Уж так повелось. Не знаю почему, но именно этот п...
Новогодний салат Свинка 2019 - (1)ингредиенты на 6 порций: Куриное филе 300 гр., Яйца 5 шт., Твёрдый сыр 150 гр., Чернослив 150гр.,...
Звуки в традиционной культуре белорусов |
Звуки в традиционной культуре выступают маркером пространственных отношений, отражающих существование двух миров – «того» и «этого» света. Звуковая парадигма включает множество звуков как природных (гром, голоса и писк животных, птиц, насекомых, скрип деревьев), так и создаваемых человеком (крик, голос, плач, свист, кашель, хохот, стук, пение, стрельба, различные шумы, колокольный звон, игра на музыкальных инструментах).
Из звуков природного происхождения особое внимание человека всегда привлекал гром (грозовой разряд и удар молнии), с которым связано много поверий. Когда гремит гром, нельзя переступать порог, существовал запрет на прядение и ткачество. Первый гром означал пробуждение земли. Чтобы быть здоровым, при первом громе прислонялись к дереву, перекатывались по земле [38].
До нашего времени сохранились отголоски культа животных, птиц, насекомых. Издаваемые ими звуки также имели магическое значение. Например, рычание тура воспринималось как голос божества. Из птиц большое место в верованиях занимал петух. Считалось, что его пение отгоняет нечисть. Например, в д. Камень и д. Ратынцы
Колокол на дереве в д. Почаново Барановичского р-на
Подобные предания связаны и с некоторыми сакральными холмами. Так, про Чертову Гору в лесу между деревнями Брусы и Ольсевичи Мядельского р-на Минской обл. предание рассказывает, что черт нес гору, но уронил её как только запел петух [5]. Аналогичное предание широко известно про Шайтан-Гору (Чертову Гору) в г.
Много поверий связано и с дятлом. Стук дятла клювом по стенке дома, где находится больной человек, предвещает смерть, стук его по усадебной ограде зимой означает наступление метели, а весной – сырое лето и рождение множества грызунов. Кукование кукушки свидетельствует о начале весны. На Полесье впервые услышав кукушку, обходят дом, бьют по нему ветками ольхи и верят, что таким образом можно вывести крыс, клопов и блох. О приходе весны сообщал и жаворонок. Когда-то на Новогрудчине тому, кто первым услышит пение жаворонка, всей деревней дарили специально испеченный бохан хлеба. По поверьям такой человек на протяжении целого года будто бы может предвидеть то, что произойдет в деревне. Крик удода означал мороз или дождь. Верили, что на дождь вечером пели дрозды [15].
Из звуков, созданных человеком, даже голос имел магическое значение. Заговорами и шептанием избавлялись от болезней. Ритуальная речь означала веру в изменение окружающего мира. Формой ритуального поведения в традиционной культуре являлось пение, которое выступает маркерами границ календарных циклов (масленичные, купальские и др. песни). Некоторые календарные песни поют не только в определенные дни, но даже и время суток, а также в определенных местах. Например, на Витебщине при сборе купальских трав надо было обязательно петь, иначе травы не будут иметь целебной силы. В то же время нельзя было петь при доении коров, во время грозы [3]. В д. Ажурайсти Поставского р-на Витебской обл. (на границе
Во время эпидемий болезнь выгоняли опахиванием вокруг селения. При этом создавали ритуальный шум, крики, звон, стучали серпами, косами, сковородками, печными заслонками, хлопали в ладоши [21, 30].
Рубрики: | История/Традиции и Быт Музыкальное Искусство/Музыка Природы Искусство Страны Наследие Предков Культура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |