Значит, вот как это произошло.. В 84 году в Родофиниково я разговаривала с одним из соседей по строящимся дачам. Он сам из Пушкина. Что-то рассказывал о взрыве в штабе военно-морского флота. Но перед этим за 10 лет в Ленинграде произошел прорыв в строящемся метро, на моей ветке, у площади мужества. И почти под землю ушли многие документы по разработкам движительно-двигательной системы кораблей. В результате лет на 5 отброшено было направление в новом производстве военных кораблей. Поэтому я все эти годы держала в уме тот разговор на даче в Родофиниково.
Но ничего ясно не было, нигде ни написано, ни ясных слухов. Я все годы этот рассказ помнила, и поэтому, - вот как оказывается произошло, - мне интересно![](http://filed4-28.my.mail.ru/pic?url=https%3A%2F%2Fsputnikipogrom.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F02%2F0702x.jpg&mw=&mh=&sig=6592a1671743ac7bc16d0e15a9935fa7)
В конце января 1981 года на базе Ленинградской военно-морской академии начался недельный сбор высшего командного состава всех советских флотов. Самолет Ту-104А, принадлежавший Министерству обороны, доставил группу высших офицеров Тихоокеанского флота из Владивостока в Ленинград. Любопытно, что по итогам сбора ТФ объявили лучшим среди советских.
7 февраля предстоял обратный вылет с военного аэродрома в городе Пушкин, в Ленинградской области. В 16 часов вечера борт приготовили к возвращению на Дальний Восток несмотря на не самые лучшие погодные условия (начался сильный снегопад).
Самолет поднялся в воздух, но через 8 секунд рухнул в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы, толком не успев даже набрать высоту. На борту самолета находились 50 человек: шестеро членов экипажа и 44 пассажира — все командование Тихоокеанского флота.
Среди погибших нашли адмирала Спиридонова, командовавшего флотом, трех вице-адмиралов, командовавших различными флотилиями, а также начальника политического управления Слабанеева, группу контр-адмиралов, включая начальника разведки флота Леонова, командующего военно-воздушными силами флота генерал-лейтенанта Павлова и многих других высокопоставленных моряков.
Чудом спасся только начальник штаба флота, Голосов. Он отпросился на несколько дней посетить родственников в Североморске и улетел туда на самолете Северного флота.
Первой версией, которая отрабатывалась, был теракт или диверсия иностранных спецслужб. Существовали даже подозрения, что готовится какая-то провокация, не исключали даже внезапное нападение. Поэтому на некоторое время после катастрофы Тихоокеанский флот привели в состояние полной боевой готовности.
Но по итогам расследования основной вероятной причиной падения назвали перегруз самолета. Якобы груз по время взлета сместился в салоне, и из-за этого, в свою очередь, сместилась продольная центровка самолета. Это вызвало потерю устойчивости борта и его управления.
Отметим, что самолеты ОКБ «Туполева» в принципе достаточно сложны в управлении. А Ту-104 вообще порядком устарел уже тогда — ведь это первый советский реактивный самолет гражданской авиации и начал летать еще в середине 50-х годов. В конце 70-х годов «Аэрофлот» списал все оставшиеся Ту-104, но выбрасывать их пожалели, поэтому самолеты передали Министерству обороны (схожая ситуация произошла с недавней катастрофой борта, летевшего в Сирию). В целом самолет был худшим в советской истории в плане безопасности. В результате аварий потеряли каждую пятую выпущенную машину.
После аварии в Пушкине летать старыми и ненадежными 104-ми не захотели даже военные, и самолеты окончательно списали в утиль.
Трагедию замолчали — фактически наполовину засекретили до самого распада Советского Союза.
Власти ограничились публикацией некролога неким абстрактным погибшим адмиралам и морякам в газете Министерства обороны, едва ли не на последней странице, без подробностей.