Cегодня 22 ноября (9 ноября по старому стилю), православная церковь празднует: * Мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). * Преподобной Матроны (ок. 492). * Преподобной Феоктисты (ок. 881). Святителя Агриппина, епископа Неапольского (ок. 200). Мучеников Александра Солунского (305-311); Антония камнесечца (V); Христофора, Мавры и Тимофея; Нарсы и Артемона. Преподобных Иоанна Колова (V); Елладия; Евстолии (610) и Сосипатры (625); Евфимия и Неофита Дохиарских, Афонских (X); Симеона Метафраста (X); Онисифора, в Ближних пещерах почивающего (1148). Святителя Нектария, митрополита Пентапольского (1920). Священномучеников Константина (Немешаева), Димитрия (Русинова), Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа (Сченсновича) диакона, преподобномученика Алексия (Задворнова) иеромонаха (1937). Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница" (X).
Утр. - Лк. I:39-49, 56 (зач. 4). Лит. - 1 Тим. III:1-13 (зач. 283). Лк. XIII:1-9 (зач. 70). Богородицы: Флп. II:5-11 (зач. 240). Лк. X:38-42, XI, 27-28 (зач. 54).
Ев. чтения 25-й седмицы (отступка).
Каноны
Канон первый Пресвятой Богородице перед иконой «Скоропослушница»
Канон второй Пресвятой Богородице перед иконой «Скоропослушница»
Акафисты
Иной акафист святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу
Акафист святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу
Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Скоропослушница»
Мученики Онисифор и Порфирий Мученики
Онисифор и Порфирий пострадали в III в. при Диоклетиане. Во время гонения представили их на суд и за отказ поклониться идолам привязали к коням. Коней погнали, и святые мученики, влачимые конями, скончались.
Тропарь мученикам Онисифору и Порфирию
глас 4
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Онисифору и Порфирию
глас 2
Му́ченик дво́ица, пострада́вше кре́пко,/ вра́жию горды́ню на зе́млю низложи́сте,/ озари́вшеся благода́тию несозда́нныя Тро́ицы,/ сла́внии Ониси́форе и Порфи́рие,// моли́теся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Двое мучеников, претерпев страдания, вражескую гордыню на земле вы ниспровергли, озарившись благодатью несозданной Троицы, прославляемые Онисифор и Порфирий, молитесь непрестанно обо всех нас.
Матрона Цареградская ![](https://azbyka.ru/days/assets/img/saints/5673/preview_200_200_p189u960v5sk1b921pnulaojd3.jpg?1385071059)
Преподобная Матрона Цареградская была замужем. Родители воспитали ее в благочестии, и она любила часто ходить в храмы Божий. Муж запрещал ей это и даже часто бил ее. Св. Матрона решила оставить мужа и тайно ушла от него. Чтобы муж не мог найти ее, она остриглась, надела мужскую одежду и поступила в мужской монастырь с именем Вавила. Здесь старалась скрываться ото всех. Братья удивлялись ее уединению и подвигам. Но Богу было угодно открыть настоятелю, что инок Вавила - женщина. Игумен, призвав Матрону, укорил ее: «Как ты осмелилась приступать к Божественным Тайнам с открытой головой и давать целование братии, когда ты женщина?» - «Приступая к Божественным Тайнам, я, как бы по немощи, не вполне открывала голову, - отвечала она. - Давая же целование братии, я думала, что прикасаюсь к устам ангелов, а не людей». Игумен отправил Матрону в женский монастырь. Муж ее, узнав, что она живет в мужском монастыре, пришел к настоятелю и требовал выдачи жены. Настоятель сказал, что она действительно жила в монастыре, но недавно ушла в Иерусалим. Муж отправился в Иерусалим и здесь однажды встретил Матрону, но не узнал ее, потому что лицо у нее было прикрыто, и она при встрече с ним низко нагнулась, как бы ища что-то на дороге. Из Иерусалима Матрона удалилась к Бериту и поселилась в пустом языческом храме. Живя здесь, св. Матрона подвергалась различным искушениям от бесов. Бесы не раз являлись ей то в виде молодой женщины, уговаривавшей ее возвратиться в мир, то в виде старухи, дерзко нападавшей на нее с бесстыдными словами. Узнав о св. Матроне, некоторые жены и девушки начали прихо-дить к ней, чтобы вести иноческую жизнь вместе с ней. Из Берита она отправилась в Константинополь, сюда перешли к ней и сестры. Матрона получила от Бога дар чудотворения. Одна исцеленная ею богатая женщина построила для нее обширный монастырь. К св. Матроне приходили многие за советами и наставлениями. Перед смертью она видела во сне прекрасное место, где живет множество благоверных женщин. Женщины, показывая ей одну из палат, сказали: «Вот твой дом, который уготован тебе Богом». Святая Матрона скончалась в 492 г. в возрасте 100 лет. Прожила в иночестве 75 лет.
Тропарь преподобной Матроне Константинопольской
глас 8
Мужескому́дрено утаи́вшися вра́жиих лука́вых путе́й, Матро́но,/ к жи́зни вои́стину ше́ствовавши несумне́нною во́лею/ и неукло́нное тече́ние Богому́дро сконча́вши,/ от Христа́ прия́ла еси́ благода́ть духо́вную,/ тем и во́ду цельба́м источа́еши/ любо́вию притека́ющим в па́мять твою́ сла́вную,/ мни́хом похвала́,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: В мужском обличии укрывшись от вражеских лукавых путей, Матрона, к истинной жизни ты шествовала с неизменным стремлением и неуклонный жизненный путь Богомудро окончив, от Христа получила ты благодать духовную, потому и источаешь потоки исцелений всем с любовью приходящим в память твою славную, честь монахам, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак преподобной Матроне Константинопольской
глас 2
За любо́вь Госпо́дню, преподо́бная Матро́но,/ поко́я жела́ние возненави́дела еси́,/ поще́нием дух твой просвети́вши,/ но твои́ми моли́твами и проти́вных шата́ния разори́,// кре́пко бо зве́ри победи́ла еси́.
Перевод: Из любви ко Господу, преподобная Матрона, ты возненавидела желание покоя, пощением дух твой просветив, молитвами же твоими дерзости противников разрушила, одержав победу над демонами.
Преподобная Феоктиста ![](https://azbyka.ru/days/assets/img/saints/5860/preview_200_200_p1cjb21iseh3u1baq1fl8100b1eo44.jpg?1532600842)
Преподобная Феоктиста 36 лет подвизалась на пустынном острове Парос в Эгейском море. В восемнадцать лет она поступила в монастырь. Арабы, напав на монастырь, разграбили его и взяли в плен инокинь. Когда корабли пристали к острову Парос, Бог помог Феоктисте скрыться от врагов. Живя на острове, святая питалась семенами подсолнечника. Одежда ее истлела, и она оставалась без одежды. Тут встретил ее один из охотников и по ее просьбе дал ей свою одежду, и она, одевшись, предстала перед ним, рассказала ему свою жизнь и просила в следующий раз принести ей Святые Тайны для причащения. (В древние времена мирянам позволялось брать с собою Святые Дары, когда они жили очень далеко от церкви или отправлялись в дальний путь.) Охотник так и сделал. Святая Феоктиста причастилась и в тот же день скончалась. Охотник с товарищами похоронили ее тело. Это было в 881 г.
Мученик Александр ![](https://azbyka.ru/days/assets/img/saints/3020/preview_200_200_p1b1ra6gru1e41d2l5c9pjl17q3.png?1479459155)
Мученик Александр был солунянин, пострадал при Максимиане, соправителе Диоклетиана, в III в. Когда в присутствии царя язычники приносили жертву, он пришел и опрокинул жертвенный стол. Император разгневался и приказал умертвить его.
Мученик Антоний Апамейский ![](https://azbyka.ru/days/assets/img/saints/2120/preview_200_200_p1b1ram2m019nq5dbg9hfmo1mhj3.png?1479459665)
Святой Антоний происходил из Сирии и был по ремеслу каменщик. Сожалея о язычниках, приносящих в своих храмах жертвоприношения, святой умолял их отступить от такового нечестия. Когда они не послушали его, он ушел в одно пустынное место. Здесь он встретил некоего отшельника, по имени Тимофея, и с ним прожил два года. Укрепленный его молитвами, он снова отправился к заблуждающемуся народу, в свой город, чтобы направить его на путь истины. Пришел он в свой город тогда, когда жители справляли праздник своим бесам. Он вошел в храм их и сокрушил идолов, за что и подвергся различным мучением и принужден был выйти из города. Тогда он отправился в Апамею Сирийскую[1] и там упросил епископа, чтобы тот позволил построить церковь во имя Святой Троицы. Когда он начал постройку храма, узнали об этом жители его города и ночью, пришедши, разрубили его мечами на части. Так он предал дух свой Богу.
Примечания
[1] Апамея Сирийская находилась в юго-западной Сирии, при самой большой реке Сирии Оронте. Апамея в древности была главным городом области Сирии Апамены и получила свое наименование по Апаме, жене Селевка I, правителя Сирии.
Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»
Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» находится на Афоне в Дохиарском монастыре. Она прославилась в 1664 г. Проходя мимо нее с возжженной лучиной, трапезарь не раз слышал от нее слова: «Не копти Моего образа зажженной лучиной», но, принимая эти слова за шутку кого-либо из братии, не прекращал хождений, за что и был наказан слепотой, но через некоторое время, по молитве перед иконой, ему возвращено было зрение, и при этом сказано, что Пресвятая Богородица покровительствует обители, и что Она предстательствует перед Своим Сыном за всех православных христиан, и молитвы их будут исполнены Господом ради Ее ходатайства. С этого времени икона получила название «Скоропослушницы». Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/11/22 © prayerssaints.ru
У скупого одно натвержено слово: "Нет у меня, я сам беден!" Да, действительно, ты беден-беден любовью, человеколюбием, верою в Бога. Свт. Василий Великий.
"Я буду стобой" (Исх. 3, 12)
Часто мы бываем самовольны, начиная какое-ибо предприятие, рассчитываем лишь на собственные силы, на помощь друзей. Богом не посланный и не подготовленный, кидается человек стремительно на тот или иной путь, терпит поражение, и часто не понимает, почему. Обходясь без Бога, рассчитывая только на себя, ему приходится испытывать последствия своего самомнения Дай Бог, чтоб не замедлила такая душа смириться перед Богом, Которого она забыла; сложить свое оружие, которым она действовала, осознать свое бессилие, и воззреть на Того, Который смирил ее, чтобы привести к истинной высоте, полной покорности,и зависимости от Него. "Без меня не можете делать ничего" (Ин 15,5 ), - сказал Христос. Скажем на это-да, и Аминь. Пусть и для нас настанет то время, когда единой нашей опорой и силой будет обетование "Я буду с тобой". (Дневник православного священника)
Эгинский чудотворец
Последние годы россияне все больше путешествуют по миру. Одним из любимых уголков мира для наших соотечественников является Греция – страна античных древностей и христианских святынь. С одной из них, монастырем св. Нектария на острове Эгина, наших читателей знакомит корреспондент РИА «Новости» в Афинах Алексей БОГДАНОВСКИЙ.
Остров Эгина лежит посреди Саронического залива, в тридцати километрах от афинского порта Пирей. Эгина имеет давнюю историю – в эпоху классической древности располагавшийся здесь полис даже недолгое время соперничал с Афинами богатством. В Новое время этот остров недолгое время пробыл столицей новогреческого государства, только освободившегося от османского владычества. Нынешняя Эгина привлекает множество туристов своими пляжами, великолепно сохранившимся древнегреческим храмом Афайи, элегантным портом XIX века постройки. Но, пожалуй, самым важным полюсом притяжения на острове является православная святыня – монастырь святого Нектария. Тысячи и тысячи паломников стекаются сюда каждый месяц, а 2 июля – в праздник основания монастыря – огромный монастырский собор полностью заполнен народом, пришедшим поклониться святому Нектарию. В этом году 2 июля паломников ожидает особенно пышный праздник – монастырь будет отмечать столетие со дня основания.
Что же делает монастырь одной из главных новогреческих святынь, а также центром паломничества для православных со всего света? Несомненно, главной притягательной силой является личность его основателя, святителя Нектария, который еще при жизни имел славу чудотворца, а после смерти эта слава среди верующих людей только росла.
Святой Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в 1846 году в селе Силиврия, пятым ребенком в семье благочестивых родителей. В четырнадцать лет Анастасий перебрался в Константинополь, вековую столицу греческого мира, из своей деревни, не располагавшей даже школой. В Константинополе он начинал подмастерьем в табачной лавке и, по преданию, писал на продаваемых кисетах изречения из Евангелия. Тяжкая жизнь подмастерья несколько улучшилась, когда, сжалившись над бедностью и унижениями, что Анастасий терпел от хозяина, его взял к себе на работу сосед-торговец, занимавшийся мебельным ремеслом. Анастасий смог исполнить свою мечту и начал учиться.
Одаренному молодому человеку помогал благотворитель Иоаннис Хоремис, с которым Анастасия свел случай: сын Хоремиса когда–то помог юноше, не имевшему за душой не гроша, сесть на корабль из Силиврии в Константинополь. В возрасте 20 лет, еще не завершив образования, Анастасий отправился на остров Хиос в Эгейском море, откуда происходила семья Хоремисов. На этом острове Анастасию было предложено место учителя. На Хиосе святой провел десять лет, и здесь же принял монашеский постриг под именем Лазарь, а затем был посвящен в иеродиаконы с именем, под которым он впоследствии стал известен миру: Нектарий.
При помощи своего благодетеля инок Нектарий окончил светское образование в Афинах, а вслед за ним окончил и богословскую академию. Знакомство с патриархом Александрийским Софронием привело Нектария в Александрию, где он в 1885 году был посвящен в иеромонахи, а тремя годами позже стал епископом Пентапольским (эта епархия находилась на территории Ливии). Епископ Нектарий был заметен не только стремительной карьерой в Александрийском патриархате, но и начитанностью, даром слова, огромной популярностью у паствы. Эти качества снискали приближенному патриарха Софрония множество завистников и предопределили его дальнейшие беды.
Недоброжелатели представили патриарху доклад, в котором епископ Нектарий обвинялся в преступлениях морального свойства. В нарушение канонической процедуры, которая требует церковного суда и только по его установлению – применения наказания, епископ Нектарий не получил возможности оправдаться и был вынужден покинуть Александрию.
Святой очутился на окраине Афин в бедной квартирке, за которую он даже не мог платить арендную плату. У него не было средств к существованию – все попытки найти место проповедника наталкивались на бюрократические проволочки: у епископа Нектария не было даже греческого подданства. Наконец, он получил назначение в Халкиду – столицу острова Эвбея. Все обвинения против него оказались несостоятельными, и епископ Нектарий смог продолжать проповедовать на Эвбее, а затем и в соседних областях Центральной Греции.
В 1894 году святитель Нектарий был назначен главой Ризарийской школы в Афинах, где обучались отпрыски виднейших греческих семей. Школа была ведущим богословским учебным заведением той эпохи, хотя ее выпускники необязательно становились священнослужителями и зачастую избирали светскую карьеру. За четырнадцать лет, что святитель возглавлял эту школу, она переживала бурный расцвет, чему немало способствовали обширные богословские труды, предпринятые епископом Нектарием в годы ректорства. Труды святого Нектария охватывали широкий круг церковных, духовных, общественных вопросов, он также писал трактаты по этике и педагогике, исследования по литургике и церковной истории, составил катехизис. Многие из этих трудов получили признание академического богословского сообщества еще при жизни святого, многие продолжают переиздаваться и по сей день.
После своей отставки, последовавшей в 1908 году по причине слабого здоровья, святой Нектарий удалился на Эгину, где четырьмя годами ранее его отставки начала действовать община из семи монахинь, решивших посвятить себя духовному руководству святителя. Здесь в 1908 году был освящен храм во имя Святой Троицы, ставший центром монашеской жизни и местом дальнейшего служения святого Нектария. Первоначально в обители было семь монахинь, затем пятнадцать, а к моменту кончины святого – около пятидесяти. Монастырь с самого начала был крупнейшим благотворительным центром, и сюда стекались за помощью тысячи людей.
Тем не менее, жизнь монастыря не шла во всем гладко. Архиепископ Афинский Феоклит, первоначально давший разрешение на основание обители, впоследствии отказывался это разрешение утвердить, и при жизни святого Нектария монастырь так и не был признан официально. Признание со стороны церковных властей последовало лишь в 1924 году. Также на епископа Нектария вновь были воздвигнуты обвинения морального свойства, впрочем, опровергнутые официальным расследованием светских властей.
Святой жил аскетической жизнью, служил в простом священническом облачении, оставив епископские ризы у иконы Богородицы. Он выполнял всякую физическую работу в монастыре и всегда был внимателен к нуждам нуждавшихся, которые во множестве приходили к нему. Еще при жизни святого больные, обращавшиеся к нему, получали исцеление, и это снискало имени Нектария большую славу.
Святой скончался в 1920 году в афинской больнице Аретейон от рака. Кровать, на которой лежал святитель, сохранилась до настоящего дня, и к ней до сих пор приходят больные в поисках исцеления. Похороны святого Нектария на Эгине собрали все население острова, и память о нем после кончины святителя лишь ширилась. Особенно стал известен тот факт, что тело святого Нектария, которое неоднократно перезахоранивали, оставалось нетленным. Это обстоятельство сделало монастырь одной из главных святынь новой Греции.
Прославление святого Нектария состоялось в 1953 году, а в 1998 году его родной Александрийский патриархат окончательно признал заслуги святого, объявив Год святителя Нектария. В 2001 году состоялся памятный визит на Эгину ныне покойного Патриарха Александрийского Петра VII.
В наше время монастырь переживает пору нового расцвета. Здесь живут четырнадцать инокинь, на попечении которых немалое хозяйство. Выйдя из автобуса, паломник оказывается лицом к лицу с громадой собора, который постоянно строится на протяжении последних трех десятилетий. В момент основания собор был крупнейшей церковью на Балканах, его колоссальный неовизантийский купол выглядит несколько излишнем на этом небольшом острове, где и дороги, и деревни, и дома почти миниатюрны. Некоторые посетители даже не замечают, что напротив холма, к которому лепятся постройки монастыря, располагается послевизантийское поселение Хора, где до сих пор сохраняются развалины десятков церквей. Путешествие на Хору становится настоящим подвигом в летние месяцы, когда солнце немилосердно.
В отличие от преданных забвению развалин Хоры, новый собор интенсивно украшается мозаиками в исполнении признанного мастера Фануриоса Мавридиса, которому во многом удалось приблизиться к лучшим византийским художественным образцам. Богоматерь Ширшая Небес в апсиде – один из наиболее впечатляющих примеров церковного мозаичного искусства во всей Греции. У ног Богоматери великолепная мозаика–карта острова с местными святыми, к сожалению, скрытая резным иконостасом. Небольшой придел с серебряным саркофагом (который паломники, предоставленные сами себе, часто по ошибке принимают за раку святого Нектария) украшен высокой школы фресками.
От собора по склону холма ведет лестница–серпантин, по которой паломники попадают в собственно пределы монастыря, почти незаметные снизу. Здесь расположен наиболее старый храм обители – церковь Святой Троицы, плотно окруженная корпусами монастырских строений. Поскольку по уставу мужчины на службы в присутствии монахинь не допускаются, для паломников был пристроен небольшой придел, где во всякое время для поклонения выставлена честная глава и ларец с мощами святого Нектария.
Порядок здесь строг, хотя пускают всех желающих. Постарайтесь воздержаться от шума и разговоров в храме, здесь это не приветствуется.
Рядом с церковью Святой Троицы – первоначальная гробница святого, где сейчас располагается лишь пустой саркофаг. Ходит придание, что, приложив ухо к раке, можно услышать шаги святого, его пение и постукивание его палочки. Рядом чтимое дерево, посаженное одной из первых насельниц монастыря, здесь также раздают святую воду, которую считают целебной. Именно сюда приходят желающие исцелиться, и в анналах монастыря немало преданий о том, как святой Нектарий помогал больным и немощным.
В монастыре также показывают жилые комнаты и кабинет святого Нектария с коллекцией его личных вещей. В этих комнатах скрипучие половицы и атмосфера типичного средней руки греческого дома начала ХХ века. Желающие могут увидеть и скромную кровать, и письменный стол святого Нектария, его ризы и предметы повседневного быта, принадлежавшие ему.
В монастыре есть две книжные лавки, торгующие литературой преимущественно на греческом языке, а также всевозможными иконками, медальонами и фотографиями с изображением покровителя монастыря.
О чудесах святителя Нектария рассказывается многое. Но, наверное, единственный способ по-настоящему почувствовать красоту этого места и понять, почему оно так важно для православного мира, можно лишь приплыв на Эгину. В наше время это вполне доступно многим, что делает монастырь святого Нектария открытым для все большего числа верующих из Греции, России, да и со всего мира.
Информация для паломников:
Близость к Пирею дает возможность паломнику совершить дневную поездку в монастырь святого Нектария и уже к вечеру вернуться в Афины. В Пирее, куда из аэропорта можно попасть на метро или автобусе, рейсы на Эгину осуществляются от пассажирского терминала 8. Обычный паром идет на Эгину от часа до полутора часов, быстроходная "Молния" советского производства – около сорока минут. Стоимость билетов начинается от 7 евро в один конец. В порту Эгины следует повернуть налево от причала, и примерно через 200 метров вы обнаружите остановку автобусов, идущих к монастырю.
В монастыре всегда рады паломникам из России. Если группу паломников сопровождает священник с грамотой от правящего архиерея (желательно – переведенной на греческий язык), то позволяется совершить молебен святому возле его мощей. В некоторых случаях священнослужители из России допускаются к сослужению с местным священником.
Сестер в монастыре не так много, и они часто не успевают уследить за всеми посетителями, однако же стараются угодить каждому. Монастырь предоставляет кров и пищу каждому паломнику на сутки. Однако вследствие большого числа приходящих необходимо позвонить заранее и удостовериться, что в гостинице есть свободные места. В зимнее время монахини просят паломников брать с собой теплые одеяла, поскольку отопление в гостинице пока не налажено. Некоторая неустроенность быта не мешает тем, кто долго стремился посетить это место и по прибытии счастлив остаться подольше возле святыни, которой пришел поклониться.
По материалам: http://www.nsad.ru
![](https://azbyka.ru/days/assets/img/template/feofan.gif?1486396711)
(2Сол.2:13–3, 5; Лк.13:1–9)
Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их, – Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете»; упал столп силоамский и убил 18 человек, – Господь тоже сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:1–5). Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока во грехе человек, «секира лежит при корне древа» жизни его (Лк.3:9), готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься – жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года.
Притча о бесплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию щадить каждого грешника в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?
Один мирянин решил обратиться к старцу Паисию Афонскому, чтобы рассказать об одном искушении. Когда он общался с товарищами, имеющими гордый образ жизни, то и сам вынужден был вести себя подобно им. И сколько сил ни прилагал, не мог изменить этого положения дел. Пока он рассуждал, как лучше задать вопрос, пришел один паломник и принес старцу в подарок прекрасный арбуз. Паисий взял его со словами:
— Поскольку ты принес мне арбуз, одолжи и нож твой, чтобы нам разрезать, и я скажу вам «тайну», как стали арбузы сладкими и вкусными!
Паломник дал ему нож, и старец начал разрезать арбуз на доли и давать каждому по куску. Когда дошла очередь до мирянина, у него было предчувствие, что то, что он услышал бы, относилось к нему и имело отношение к проблеме, которая его занимала. И старец, посмотрев на него своим спокойным и проницательным взглядом, слегка улыбаясь, сказал:
— Если посадим рядом арбуз и тыкву, то произойдет следующее: тыква заберет всю сладость от арбуза, и арбуз станет невкусным и несладким, тогда как тыква, сколько бы ни приняла сладости, всегда останется тыквой. По этой причине, если хотим иметь сладкий и вкусный арбуз, нужно держать его подальше от тыквы.
Сказав это, старец дал паломнику прекраснейший ответ: он помог ему таким способом понять, что друзей нужно выбирать с разбором.
Проповедь дня
протоиерей Григорий Дьяченко
Девятый день.
Поучение1-е. Препод. Онисифор печерский.
(Грех лицемерия).
I. Был в печерском монастыре муж, украшенный добродетелями, именем Онисифор, саном иерей, память коего совершается ныне. У блаженного Онисифора был духовный сын, чернец и друг, который казался постником, смиренным, благочестивым, а тайно ел, пил и веселился. В один день он умер. И никто не мог приблизиться к телу его, по причине смрада. На всех напал ужас, никто не решался совершить над ним погребения. Наконец некоторые решились погребсти его в пещере. Тогда Онисифору явился пр. Антоний и сказал: «зачем ты положил здесь беззаконника? Такого еще не было здесь. Он осквернил святое место». Онисифор начал плакать и говорил: «Господи, зачем Ты сокрыл дела этого человека»? – «Затем, сказал ему ангел, чтобы показать его всем согрешающим и не кающимся».
На другую ночь повелено было выбросить тело инока вон. Но Онисифор начал молиться Богу и тело инока перестало издавать смрад. Так обличен был грех лицемерия, т. е. наружного благочестия.
II. Бр.-христиане! велик грех лицемерия, и истинный христианин должен чуждаться его, как чуждается человек опасной болезни, могущей погубить его.