Возле бочки. Чем недоволен дед? |
«Питер де Хох работал в Дельфте в течение нескольких лет одновременно с Яном Вермеером. Оба художника пытались как можно убедительнее передать освещение и изобразить пространство.
Здесь де Хох «расширяет» пространство двумя просветами (свет падает через дверные проемы и окна): один в подвале, другой в прихожей. Он изобразил дневной свет самым простым приемом: чисто белой краской. Таким образом, он создал полную иллюзию внутреннего пространства.» (Сопроводительный текст на сайте музея)
Женщина с девочкой у кладовой, 65х60 см, 1660, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Действие происходит внутри дома. Слева – открытая кладовка, справа - дверь в прихожую. Окно распахнуто, на улице тепло, но судя по одежде персонажей – не жарко. Солнце неяркое, может быть, закрыто облаками или легким туманом. В кладовке видно низкое маленькое оконце, слева внизу, возле полотница двери видно пивную (или винную) бочку с краном, под который подставлена посуда. Полы выложены цветной квадратной плиткой, узор незатейливый, но для кажого помещения свой колер и рисунок укладки. На панельках, выложенных на переходе от пола к стенам, изображены какие-то сценки. Рассмотреть и расшифровать, что это за сценки, не удается, слишком мелко все написано.
В прихожей под окном - деревянный помост, на котором стоит стул. На стуле лежат какие-то тряпочные вещи, скорее всего, это подушка и плед. Очевидно, что помост предохраняет ноги сидящего на стуле человека от охлаждения и предназначен для длительного сидения возле света, у окна. Обычное занятие домашней хозяйки – вышивка, вязание или отделка белья (скатертей, простыней, салфеток). А заодно можно понаблюдать за тем, что творится на улице.
В доме совершенно нет предметов, создающих ощущение уюта, все выглядит казенно: голые стены, голые полы. Исключение - портрет мужчины над помостом. Мужчина – явно не простолюдин: аккуратно оформленные усы, борода. И воротник с претензией: еще не мельничный жернов, но что-то подобное. Судя по лысине, ему давно за сорок. Кто он хозяйке дома? Отец? Муж? Брат?
Женщина (по одежде судя – служанка) протягивает девочке кувшин. А где хозяйка?
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Бочка с вином»
Сценка передает настроение обеих: женщина с улыбкой наблюдает за ребенком, а ребенок, видимо, взялся донести кувшин в комнату с гостями (или во двор, где они сидят).
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Чепчик и прическа»
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Дверь и окно»
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Фигурки на панельках»
Рыжеволосая девочка одета с претензиями: на ней затейливо украшенный чепчик, на платьи – ряды декоративных пуговиц, на пояске – голубенькие цветочки. Под платьем – белая рубашка. Платье неяркое, серовато-голубоватое, до полу. Оно пышное, видимо, под ним есть несколько нижних юбок.
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Чепчик девочки»
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Платье девочки»
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Отделка платья девочки»
На женщине «многоцветный» наряд неярких тонов: коричневая блузка, под которую надета белая рубашка, серые нарукавники, черный фартук и длинная синеватая юбка.
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Платье женщины»
Женщина с девочкой у кладовой, фрагмент «Портрет»
Нотка недовольства – в портрете на стене. Он нахмурен, даже грозен. Что ему портит настроение? Поведение дочери (или вдовы), которая собирается веселиться в компании неизвестного происхождения? Приобщение к такому образу жизни внучки (дочери)? То, что он никак не может повлиять на происходящее?
Но его уже не замечают. Сейчас девочка унесет кувшин пирующим. Жизнь продолжается...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |