Питер де Хох, A Dutch Courtyard (Голландский дворик). Чему улыбается служанка? |
Голландский художник Питер де Хох написал несколько бытовых сценок в небольших дворах: мужчины, женщины, дети заняты обычными делами. Солнечные и не очень картины, зеленые и не очень дворы, веселые и не очень персонажи...
A Dutch Courtyard (Голландскийдворик), 1659, 70 x 60 см, National Gallery of Art, Вашингтон, США
Полдень нежаркого лета. Дворик, ступеньки из которого ведут в крытую черепицей пристройку и дальше – в еще один дворик с деревьями и грядками. Слева за деревянным забором видно звонницу одного из городских соборов, за кронами деревьев - конек крыши соседнего дома.
На стене пристройки – следы запустения: плесень, потеки, под ступеньками – выщербленная кладка. Дворик вымощен кирпичом, чистенький, но без признаков уюта, все как-то очень скучно, можно сказать – казенно.
Что это за место, в котором не видно других обитателей, не видно соседей? Можно предположить, что это – бегинаж, общежитие для одиноких женщин, выражаясь современными понятиями – общежитие квартирного типа.
В те времена в Европе действовал полумонашеский орден бегинок - общество помощи женщинам-одиночкам. Вдов и сирот брали под опеку, им находили работу и селили в специально построенных городках (или многоэтажных и многоквартирных домах; и городки и дома сохранились до сих пор и охраняются как памятники старины). Женщины вели достаточно свободный образ жизни, они не давали христианских обетов, при случае могли выйти замуж.
Видимо, Питер де Хох был не понаслышке знаком с обитательницами бегинажа. Вероятно, и сам бывал в гостях.
Итак, хозяйка принимает гостей. На ней небогатое платье, жакет, фартук, белая блузка. Волосы гладко зачесаны и убраны под чепчик.
ADutchCourtyard(Голландский дворик), фрагмент «Заплесневелая стена»
Два кавалера расположились за столом. Один из них пришел прямо со службы, на нем – кираса. Второй – в гражданском костюме, плащ висит на спинке стула. Они собираются закурить, на столе лежит трубка и на лоскутке бумаги – табак. Для них девочка (дочка хозяйки?) несет горшок с тлеющими углями.
Девочке весело: гости для нее - развлечение. Очень может быть, что у гостей для нее есть какой-нибудь подарок, и она предвкушает удовольствие.*
ADutchCourtyard(Голландский дворик), фрагмент «Девочка с углями»
Солдат держит в правой руке кувшин литра на3-4. Судя по всему, гости предложили женщине сыграть в мензурку**. Женщина пригубила вино – согласилась. Кажется, это уже не в первый раз: офицеры ведут себя свободно, если не сказать – развязно. Кирасир внимательно наблюдает за процессом. А почему женщина так хитро улыбается? Может быть, она уже знает свои способности и не боится проиграть? А может быть, ей хочется проиграть?
ADutchCourtyard(Голландский дворик), фрагмент «Мензурка»
Женщина улыбается...
*девочка видит сцену и невольно впитывает стереотип поведения.
** Мензурка у Хоха - цилиндрический сосуд с мерными полосками емкостью около двух литров. По правилам игры его наполняют доверху, из него надо залпом отпить ровно до метки. Если это удается - мензурка переходит к следующему участнику застолья; если это нет – участник продолжает пить.
Мензурка XVIIвек Museum van Boijmans Beuningen, Роттердам, Нидерланды
Смысл этой игры не совсем ясен: что делает проигравший, что получает выигравший. Сохранилась гравюра XVII века, на которой присутствует мензурка. И подпись под картинкой весьма красноречиво говорит о том, что пригрышем может быть нечто вроде нарисованного: «Сцена в борделе. Два крестьянина заглядывают под юбку».
Дама сидит на стуле, повернув голову к художнику. Ее ноги широко раздвинуты: одна лежит на столике, вторая – на плече лысого в пенсне. В эту ногу вцепился тот, кто в шляпе.
Лысого что-то очень сильно заинтересовало. Шляпа пытается его слегка подвинуть, тоже хочет подробнее рассмотреть предмет. У него в руке мензурка: дама расплачивается за проигрыш. Но по выражению ее лица ясно, что для нее это – не проигрыш, скорее, наоборот. (Если бы не мензурка, они вполне сошли бы за ученых, занятых изучением какого-то непонятного явления в этой области.)
Marcellus Laroon, Bordeelscène met twee mannen die onder een rok kijken (Сцена в борделе, два крестьянина заглядывают под юбку), 1675-1700,Museum van Boijmans Beuningen, Роттердам, Нидерланды
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |