Настасья Филипповна и элегантная Посол Советского Союза |
Юлия Борисова родилась 17 марта 1925 года в Москве. Родители были служащими и к искусству отношения не имели. Когда Юлия собралась поступать в театральное училище, все родственники были против. Поддержала только мама. Решила, пусть дочь выберет профессию, которую хочет, и в дальнейшем не жалеет, что не попробовала воплотить мечту в жизнь.
Народная артистка СССР Юлия Борисова – одна из представительниц старой актерской школы. Самозабвенно преданная высокому искусству, Юлия Константиновна более 70 лет (с 1947 года) служит в Государственном академическом театре имени Е. Б. Вахтангова. На протяжении десятилетий она является ведущей актрисой этого театра, играя здесь преимущественно главные роли. Театралы помнят такие ее блистательные работы, как принцесса Турандот в легендарном одноимённом спектакле по пьесе Карло Гоцци, Клеопатра в «Антонии и Клеопатре» по Уильяму Шекспиру, Стелла Патрик Кэмпбелл в пьесе Джерома Килти «Милый лжец», королева Анна в «Стакане воды» Эжена Скриба и тд.
«Она сама – Праздник. И в этом смысле – эталон нашего театра. Она наделёна не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру, театру – дому. Таких актрис, как она, принято называть звёздами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
А еще коллеги отзывались о Юлии Константиновне как о женщине скромной, интеллигентной, но при этом независимой, с твердым характером.
КИНОРОЛИ
С кино сложились у Юлии Борисовой отношения своеобразные. Снималась она нечасто. Но зато те образы, что создала, по праву входят в золотой фонд отечественного кинематографа. И навсегда запомнились зрителям.
Первая большая роль Борисовой была в 1958 году в фильме Ивана Пырьева «Идиот». И сразу сложнейший образ – Настасья Филипповна.
Пырьев видел в роли героини Достоевского только Юлию Борисову. И никого больше. Поэтому буквально преследовал актрису: бесконечно звонил по телефону, уговаривал, требовал. А Юлия Борисова долго не принимала этого лестного предложение. Хотя опыт создания непростого характера героини Достоевского уже был: на сцене репетировала эту же роль. Причина сомнений актрисы была в характере самого Пырьева. Дело в том, что на съемочной площадке великий режиссер часто вел себя неподобающе: позволял нецензурные выражения, а то и мог стукнуть палкой и актера, и актрису. Юлия же Борисова сразу предупредила: если по отношению к ней будет допущена хотя бы одна грубость, она попросту покинет съемочную площадку раз и навсегда. Иван Пырьев согласился на такое условие. И, действительно, насколько известно, на съемах «Идиота» никаких эксцессов, связанных с Борисовой, не было.
А Настасья Филипповна получилась великолепная. До сих пор игра актрисы и сам фильм считаются эталонными.
Критики потом отмечали, что Юлия Борисова уловила специфику героини Достоевского. Эксцентричность женщины, таящей в душе страдание. Настасья Филипповна в исполнении Борисовой не только восхитительно красива, но и несчастна. Она живет как будто в полусне, на грани безумия. Ее поступки в некоторых случаях откровенно пафосны (например, знаменитая сцена сожжения ею в припадке экзальтации 100 тысяч рублей). Но оправданы. Потому что Настасья Филипповна с первых минут появления на экране окутана дымкой грядущей трагедии своей судьбы…
Великолепный образ! Об одном сожалеешь – фильм не окончен. Не существует продолжения. А как было бы интересно посмотреть на эту Настасью Филипповну в развитии согласно роману нашего великого классика…
Почти через 10 лет после работы в фильме Пырьева Юлию Борисову опять поманила десятая Муза. Актриса была приглашена в фильм Георгия Натансона «Посол Советского Союза». В этом фильме она сыграла главную роль, женщину-дипломата – Елену Кольцову. Прототипом героини стала легендарная Александра Коллонтай.
Кстати, история повторилась. Режиссеру Георгию Натансону, как и Пырьеву, пришлось настойчиво уговаривать актрису. Он долго и красочно описывал Борисовой образ ее героини: умницы, красавицы, дочери генерала, участницы революции и женщины свободных взглядов. Впечатленная его рассказами, Юлия Борисова согласилась. И опять был блестящий результат. Главная героиня «Посла Советского Союза» получилась незаурядна во всех отношениях. Актрисе удалось показать элегантную, полную достоинства женщину, обладающую выдающимся умом и способную завоевать расположение самых высоких особ во благо своего Отечества.
Актриса не дает интервью и утверждает, что в ее доме не побывал ни один журналист. Однако Юлия Константиновна выступает на встречах, о ее жизни и творчестве написаны книги. Одна из них вышла в 2018 году. Книга называется "Люблю. Юля". Автор – театровед Вера Максимова, много лет изучавшая наследие Театра имени Вахтангова. Для нее Борисова сделал исключение, согласившись на домашние беседы.
Впрочем, партнеры легендарной исполнительницы, нередко делятся своими впечатлениями о ней. И все они полны восхищения. "Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета", – считал Михаил Ульянов. "Юлия Константиновна такой мастер, что сама умеет делать роли, знает, чего хочет. Она адвокат своих ролей", – говорит Людмила Максакова.
Рубрики: | кумиры |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |