-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кахетинка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2015
Записей: 86471
Комментариев: 85539
Написано: 230933


Забытый гений. Рустам Хамдамов

Пятница, 10 Декабря 2021 г. 01:53 + в цитатник
Цитата сообщения ZeRu Забытый гений. Рустам Хамдамов

02-24 (700x460, 90Kb)
Его знает весь киномир. Великий итальянец Лукино Висконти умер в комнате, стены которой были украшены рисунками Рустама. Знаменитый киносценарист и друг великих режиссеров Тонино Гуэрра поклоняется дарованию и человеческому достоинству Хамдамова. И в кино, и в живописи, и в графике он - художник.

В 2003 г. Хамдамов был удостоен Гран-при "Культурное достояние нации" - так решило жюри под председательством академика Пиотровского, директора Эрмитажа. А между тем широкой публике Рустам Хамдамов практически неизвестен. Как же сложилась судьба человека, которого с юности называли гением и который оказался забытым?

…Хамдамов. Волшебство цветовых сочетаний, прелесть женских лиц и силуэтов, переливающиеся драгоценными камнями одежды и кокошники завораживали….В живописи, как собственно и в кинорежиссуре, Хамдамов - самоучка. Он не окончил художественной школы, никогда не брал уроков.

Рисование - его способ мышления. Мастер неповторимой линии и феноменального чутья, он никогда ничего не переделывает, не доводит - либо попал, либо нет, зависит от состояния духа. Кадры из его фильмов, перекочевавшие акрилом на холст, акварелью или тушью на бумагу таинственно превращаются в живописные шедевры.



Рустам Хамдамов на сегодня автор нескольких фильмов: дипломный «В горах мое сердце», незавершенный (запрещенный, подлежащий уничтожению, но чудом сохранившийся) материал к фильму «Нечаянные радости» (1971), многострадальная картина с трагической судьбой «Анна Карамазофф» (1991), а также снятые уже во второй половине своей жизни: «Вокальные параллели» (2006), «Бриллианты. Воровство» (2010) и «Мешок без дна (2017).

При этом он - один из самых загадочных персонажей отечественного кинематографа, фигура мифологическая, окутанная шлейфом тайн, загадок и недомолвок.

Его известность была в некотором смысле эфемерной: ни первый фильм, ни материал второго никогда не были обнародованы, у их автора не брали интервью, о нем не писали статей и исследований, даже сама его фамилия почти никогда не упоминалась в прессе. Тем не менее, для профессионалов и околокинематографической публики фамилия «Хамдамов» звучала таким же паролем, как и фамилия «Тарковский».

Разница была лишь в том, что последний был признанным, хоть и опальным, классиком, о творчестве которого при желании можно было составить собственное представление; первому же достался лишь таинственный ореол загубленного гения.



Рустам Хамдамов родился 24 мая 1944 года в Ташкенте. Живописью занимается с 5-ти лет.

Его мать - татарка, бежала из города Гурьева от раскулачивания к берегам Сырдарьи. Одно время работала кассиршей в ансамбле танцев народов Востока. Вышла замуж за узбека Усмана Хамдамова. Своим прекрасным русским Рустам обязан няне.

В парижской газете "Русская мысль" он рассказывал: "Мы жили в еврейском квартале, а через дорогу стоял дом Керенского. Моя няня была русская, бывшая хористка Нижегородского театра, она даже окрестила меня потихонечку. Работала она кастеляншей в ташкентском театре, и я часто сидел в золотой царской ложе, видел Плисецкую, слушал Пирогова и Барсову в "Русалке" Даргомыжского".

Рос он строптивым: ушел в вечернюю школу, чтобы не вступать в комсомол. Удивительно, ташкентский мальчик без всякой лохматой руки поступил во ВГИК. И не на сценарный, хотя от природы одарен Словом. Прочили ему и факультет художников кино. А он поступил на самый-самый. На режиссерский, в мастерскую Григория Чухрая.

Студенты-режиссеры обычно осваивают чужой опыт. Рустам сразу явил язык индивидуалиста - в первой же его работе экран ожил материальным и духовным миром, на котором стояла тайная печать единственности.

В 1967 году вместе с Ириной Киселевой и оператором Владимиром Дьяковым студент третьего курса Хамдамов снял "В горах мое сердце". На просмотре однокурсники и мастера экрана испытали радостное удивление. Каждая деталь ленты была небесным знаком: в кино пришел молодой бог. Сценарий Рустам написал сам, хотя оставил памятку - по Уильяму Сарояну. Сам придумал декорации, костюмы.

Вычислил, как звездочет новую планету, будущую кинозвезду Елену Соловей, придумал ей романтический образ и снял.
Руководство ВГИКа фильм запретило и даже умудрилось потерять негатив, по другим сведениям, его украли или нечаянно (?) смыли…


«В горах мое сердце» (реж. Рустам Хамдамов, 1967)

Дипломную работу Рустаму не дали снимать. Очевидно, не хотели идти на риск получить еще один фильм, который невольно обернулся бы не в пользу учителей. Тогда вообще зачем они, если у студента все не так, как они учили?

Диплом Рустам получил. Но ни работы, ни денег, ни жилья, ни прописки у молодого режиссера не было. И он стал снимать маленькую комнатку у студента-медика Миши Цейтлина. Этот замечательный человек, детский врач-онколог, долго оставался единственной опорой Хамдамова в Москве тех лет.

Вокруг рождались всякие проекты, как помочь безработному Рустаму. Чухрай, собираясь вместе с итальянским режиссером Де Сикой снимать "Дубровского", предложил Хамдамову быть художником фильма. Рустам тут же предоставил Чухраю множество рисунков в подлиннике, а потом и копии по совету Витторио Де Сики. А копии Рустама безденежно использовали стилисты разных фирм. Но "Дубровский" не состоялся.


Набросок Рустама Хамдамова к неснятому фильму «Дубровский» и картина «Унесенным ветром»

Андрей Кончаловский вместе с Фридрихом Горенштейном написал заявку на сценарий "Нечаянные радости" и пригласил Рустама. Дело пошло. Хамдамов колдовал над фильмом с 72-го по 74-й годы. Но работу прервали, в сущности, в самом разгаре. Он снимал Елену Соловей, Наталью Лебле, Олега Янковского, Татьяну Самойлову. Творил свой мир в полнометражном фильме. Худсовет, посмотрев отснятый материал, вынес идиотский вердикт: дескать, фильм не соответствует сценарию. Хамдамов ушел с "Мосфильма".

Так завершилась, едва начавшись, режиссерская биография Хамдамова. А на основе отснятого Хамдамовым материала баловень судьбы Никита Михалков снял свой фильм, один из самых любимых советским народом, - «Раба любви». При этом ни словом не упомянув, откуда проистекает эстетика этой картины. Елена Соловей, ее пластика, ее голос, словно возвращенный из небытия, ее обаяние, отточенное на съемках "Нечаянных радостей", определили атмосферу михалковского фильма.


«Нечаянные радости» (реж. Рустам Хамдамов, 1991)

***
Последующие четверть века Рустам Хамдамов писал картины и даже рисовал обувь для «Криции» и «Росси», но фильмы снимать ему уже никто не предлагал. Сейчас Хамдамов говорит, что ему жалко тех лет. Ведь он хотел снимать кино, но его фильм «Нечаянные радости» закрыли, а потом по сценарию, очень похожему на хамдамовский, сняли фильм «Раба любви».

С началом перестройки из реки забвения начали всплывать: имя, фамилия, звучное название первого фильма, напоминающее поэтическую строчку, проблески полузабытой биографии и отблески все еще живой легенды. Тогда Хамдамова, человека без определенного места жительства и занятий, нашел Сергей Соловьев, художественный руководитель студии «Круг» киноконцерна «Мосфильм», и предложил ему запуск фильма на любых условиях.

Скоро появился сценарий полнометражного художественного фильма «Анна Карамазофф». В прессе поднялся шум. Режиссеры эпохи перемен, такие как: Алексей Герман, Кира Муратова, Александр Сокуров - были уже хорошо известны, а Хамдамов на их фоне казался доселе необитаемым и неизведанным островом, таящим в своих глубинах сундуки с золотыми монетами и драгоценными камнями. Многочисленные репортажи с места съемок, интервью и очерки заполонили газеты и журналы.

Хамдамов изъяснялся в присущей ему манере: отрывочно и обрывочно, невнятно и невразумительно. Однако в каждой обмолвке сквозило, проглядывало и мерещилось нечто значительное, что важно понять, уловить, расшифровать. А когда в главной роли согласилась сниматься звезда европейского и мирового кино, «великая и ужасная» Жанна Моро - ажиотаж вокруг съемок «Анны Карамазофф» достиг своего апогея.

Финансовым гарантом Моро выступает продюсер Серж Зильберман, за плечами которого работа с Луисом Бунюэлем, Жаком Беккером, Акирой Куросавой. Зильберман славится своей требовательностью и той манерой сотрудничества, которую одни склонны называть «авторитарностью», другие - «творческим подходом» к продюсерской профессии (известно, например, что из-за его бесконечных поправок работа над сценарием «Скромного обаяния буржуазии» затянулась на год).

Однако съемки фильма затягивались, материал не соответствовал сценарию, условия контракта со звездой хронически и катастрофически не выполнялись. Зимой Зильберман принимает волевое решение: определить окончательные сроки завершения картины, уточнить и откорректировать условия договора, во что бы то ни стало обеспечить завершение работ к началу Каннского фестиваля - на котором, по его мнению, картину ожидает триумф, «Золотая ветвь» и грандиозный пакет продаж по всему миру.

В конце концов, все заканчивается тем, что в результате вопиюще безграмотного с юридической точки зрения договора, подписанного обеими сторонами, негатив картины будет навсегда вывезен во Францию. И вернуть его в Россию (по меньшей мере, в ближайшие двадцать лет) не будет никакой возможности. А тогда Зильберман был уверен в том, что обеспечил себе победу и новый брильянт в своей короне, «приструнив» очередного гения.

Хамдамов, как в старые добрые времена, поставлен перед необходимостью соответствовать «требованиям» и «ожиданиям». По словам друга режиссера Ираклия Квирикадзе, из-за этой истории с фильмом «Анна Карамазофф» у Рустама появился некий комплекс - вечно незаконченного кино: «Французы буквально из рук вырвали незаконченный фильм, где-то сами смонтировали, вынесли на Каннский фестиваль.

Там был грандиозный провал. А потом этот фильм существует какими-то ошметками. Это такая чисто рустамовская тема - вечно незаконченного кино. Выдающегося, великого, красочного, божественного, но незаконченного».


«Анна Карамазофф». Реж. Рустам Хамдамов. 1991

*****
В 1992 году Хамдамов получил грант Жака Ширака для выдающихся деятелей мировой культуры мэрии города Парижа и до 1995 года жил в Париже, где анонимно рисовал для Домов высокой моды Милана, Парижа и Нью-Йорка.

В 1997 он удостоен самой престижной независимой национальной премии «Триумф» как художник, сценарист, кинорежиссер. Смущенный Рустам, приняв регалии лауреата, сказал:
- У меня была своя кумирня. Спасибо моим кумирам, о знакомстве с которыми я и мечтать не мог. Спасибо, что пустили меня в свою компанию. Я не получал никаких премий и никогда их не получу. Для меня эта награда - полная неожиданность.

В 1999 году компания "Winter Gallery" (США) выпустила в Нью-Йорке три тиража офортов, за которыми сегодня охотятся коллекционеры по всему миру.

В 2003 удостоен Гран-при «Культурное достояние нации» (председатель жюри директор Государственного Эрмитажа академик Б. Пиотровский). Впервые в истории русской культуры он стал первым живым российским художником, чья работа была официально принята в современную коллекцию Государственного Эрмитажа. В его честь в Эрмитаже был устроен официальный прием.

Художника, эстета и теоретика искусства Хамдамова высоко ценят художественные критики и эстеты мирового класса, такие как Ремо Гудьерри, Францеско Пеллизи, Дэвид Росс, Валерий Турчин.

Его работы также находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Россия), Зиммерли музея Роткерс Юниверсити (США), Национальной галереи г. Ровенна (Италия), а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.

В 2005 году закончил фильм-концерт «Вокальные параллели», коорый был представлен на внеконкурсном показе Венецианского фестиваля. Рождение фильма тоже было не из легких: в 1999 году Рустам поехал в Казахстан, снял большой материал, но потом денег для завершения картины, как обычно, не хватило. В итоге, все эти годы лента пролежала на полке, пока друзья режиссера: Ираклий Квирикадзе и Денис Евстигнеев не попытались избавить Рустама от его старого комплекса.

Ираклий Квирикадзе вспоминает: «Появились какие-то деньги, сделались очень небольшие досъемки, буквально неделю Рустам ездил на те места, где он снимал. И весь этот материал выложили на монтажный стол. Это все было очень красиво, но никто из нас не понимал, как из этого сделать кино? Я сейчас вспоминаю, как мы жили абсолютным неверием в то, что мы делаем. Просто мы превратились в детей, которые раскладывали кубики. Поэтому воля, свобода передвижения визуального была абсолютно безграничная.

Никто из нас не верил в то, что это должно было быть серьезное кино, поэтому хулиганили в свое удовольствие. Например, опять-таки, оттого, что ничего нельзя было вырезать, там были съемочные неполадки. Потому что, например, поет певица, на переднем плане рояль, на рояле ходит кошка. Кошка вышла из кадра и Рустам, видимо, стоя за кадром, эту кошку закидывает в кадр с тем, чтобы потом вырезать. Как положено в нормальном кино. Мы это не вырезали. И кошка, кинутая в кадр, остается.

Хлопушка была - хлопушка остается? Там суворовцы, которые от неловкости, путаясь в тексте, заглядывают в лицо режиссеру и говорят, что они ошиблись, режиссер за кадром их успокаивает, это тоже не вырезается. Это хулиганство создало свою определенную эстетику. И вчера в первый раз я поверил, что, в итоге, получилось более чем неплохое кино».

Сам Рустам в одном из интервью 2000 года называет «Вокальные параллели» фильмом-концертом: «Оперные певцы - Араксия Давтян, Роза Джаманова, Эрик Курмангалиев - исполняют свои партии из Пуччини, Шумана, Россини. Рената Литвинова выходит, объявляет их арии и одновременно учит "жизни". Говорит, что в искусстве часто побеждает не талант, а, посредственность, надо только выбрать правильную тактику и уметь идти на компромисс. А они плохо усваивают ее уроки, живут не так, поэтому им здесь не место.

И они умирают. Потом летят на том свете на самолете, но все равно поют. Там, на небесах?».


«Бриллианты. Похищение» (реж. Рустам Хамдамов, 2010)

Сам Хамдамов по натуре - одиночка. Славы не ищет, пиарских акций не устраивает. Он свободный художник и яркая личность. Сам Мастер идет по терниям и обвалам, не уронив своего достоинства, не растратив талант на доходные кинопустяки.

А еще режиссер уверен, что «все, что есть в его кино - из детства». «Я живу остатками "Весны на Заречной улице", - рассказывает Хамдамов. - Я перечитываю классику. Там есть фраза. В семье военнослужащих был рояль, а сейчас ничего нет, кроме тюрьмы. Я учился в школе и говорил на старорусском. Культура в средней Азии была европейская? Если есть хвост, его всегда можно удержать», - продолжает режиссер.

И он держит этот хвост. Его «Вокальные параллели» - фильм-метафора хрупкости элитарного искусства. Оттого певицы ходят по проволоке, а в финале одна из героинь сгорает. Как считает режиссер Хамдамов - ради этого сожжения и был сделан фильм «Вокальные параллели».

В 2005-2006 ггодах у Р. Хамдамова прошел ряд выставок в городах России, Лондоне, Нью-Йорке, Милане, Червиа. Он много работает в театральных постановках как художник по костюмам с такими режиссерами как А. Кончаловский, Ю. Любимов, И. Поповски.



Рустаму уже 77. Время несмеренной страсти смягчается мудрым возвращением к традициям. С улыбкой хозяина собственной судьбы Хамдамов, возможно, вспомнит дерзкий выкрик Ницше: "Недостаточно того, что молния больше не причинит вреда. Я не хочу устранять ее: следует обучить ее работать на меня".
Рубрики:  гении

Понравилось: 1 пользователю