-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Клавулька

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Мир_клипарта О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.10.2015
Записей: 3859
Комментариев: 38
Написано: 3930


Маилин Беимбет - казахский писатель.......Ты ввысь взлетел – рукою не достать.

Среда, 26 Июня 2019 г. 23:49 + в цитатник
https://rudbibl44.blogspot....1582091502

Ты ввысь взлетел – рукою не достать.
«Реализм и профессионализм в нашей прозе в подлинном смысле этих слов более чем кем-либо с другим, связаны с именем Майлина. Это он был нашим первым прозаиком-художником - и как непревзойденный рассказчик, и как мастер крупной формы в прозе»
                                                          Габит Мусрепов 
Природа не поскупилась наделить этого человека весёлой жизненной силой и неизбывной добротой. К нему рано пришло понимание того, что в каждой душе звучит своя музыка, а творчество начинается как робкая догадка, что эта музыка может послужить ещё кому-то. Он стал одним из творцов литературного языка родного народа, родоначальником его поэзии, прозы, драматургии. Всегда был перегружен работой, полон замыслов и не умел уставать. Перу его принадлежит около 250 поэтических, два десятка драматических произведений.
            Классик казахской советской литературы, один из зачинателей современной советской многонациональной культуры Беимбет (Бимагамбет) Жармагамбетович Майлин родился в 1894 году в урочище Актобе Джамбарской волости Кустанайского уезда. В два года он лишился отца. Мать-батрачка умерла, когда мальчик немного подрос. Воспитывался он у бабушки Бойдас. «Моя бабушка, пристрастившая меня к чтению, очень любила стихи,- вспоминает Майлин. Порою, с улыбкой глядя на меня, она говорила: «Айналайын, в твоё отсутствие я сочинила песенку. Грамоте Беимбет обучался у аульного муллы и учителя-татарина. В 1911 году поступил в мусульманскую школу-медресе Аргынбаева, из которой был исключён за месяц до окончания учёбы: едко высмеял в стихах аульного акына-подхалима Аржикея. Но желание учиться было неодолимым. И весной 1914 года, успешно окончив Троицкую школу «Уазифа», юноша поступает в медресе «Халия» в Уфе, считавшееся высшим учебным заведением. В нём готовили служителей ислама. Здесь училось немало казахов, большинство из которых были сыновьями именитых людей.
              Но у Беимбета была иная цель: стать учителем – не муллой. Из-за отсутствия средств на обучения через полгода Беимбет возвращается в родной аул, где учительствует несколько лет кряду. Сбылась давнишняя мечта юноши-батрака, учившегося на медные гроши. Такой мечтой жили в то время многие казахские интеллигенты. Учить казахских детей он считал своим священным долгом. Свой взгляд на служебные обязанности учителя
 
Беимбет вложил в уста героя рассказа «Один шаг» коммуниста Жумана, который говорил: »Учитель должен быть началом всех добрых начинаний в аулах». Таким Беимбет Жармагамбетович был сам, таким стремился сделать всех аульных учителей. Зная хорошо местные возможности, он добивался открытия во всех аулах самостоятельных от мулл школ для детей, своеобразных ликбезов для взрослых, побуждает учителей организовать выступления самодеятельных акынов, учительских чтений книг и газет вслух для тянувшихся к знаниям аульчан.
              В нём интуитивно, а со временем всё осознанней определяется главная цель жизни – служить духовному возрождению родного народа. Этому способствовали и дружба с видными казахскими прогрессивными деятелями: М. Соралиным, С. Торайгыровым и чтение книг башкирских и татарских писателей, со многими из которых Беимбет познакомился в Уфе, и огромный интерес к русской литературе, произведениям Крылова, Гоголя, Толстого, Чехова. А вскоре Майлин обнаружил в себе призвание к литературному труду.
Беимбет Майлин вошёл в казахскую литературу в пору, когда его родной народ жил в сумерках феодализма и колониализма, почти сплошь неграмотный, испытывая двойной гнёт эксплуататоров – извне и изнутри.   В 1913 году в казахском рукописном журнале «Садак», выпускаемом студентами медресе в Уфе, появляется первая публикация Майлина: стихотворение «Черты мусульманина».
           Позже, за два года до революции, - первая повесть. Она называлась «Памятник Шуги» о трагической гибели девушки, ставшей жертвой старых обычаев. Повесть была не только по-юношески горячей, сурово-правдивой, умной, но и поэтичной. Имени её автора, казахского юноши Беимбета Майлина, никто тогда не знал.
              Трудно было поверить, что такое зрелое художественное произведение создал двадцатилетний сын пастуха. Пожалуй, и теперь, спустя столетие, не сыщешь такого человека, который, прочтя «Памятник Шуге», остался бы равнодушным к этой книге, не задумался над судьбой автора её, над судьбой всей казахской литературы.
             Начиная с 1914 года, произведения талантливого юноши печатаются на страницах газет и журналов, издаваемых в Оренбурге, Казани, Ташкенте.
             История страны творилась на глазах, и Беимбет оказался талантливым свидетелем её. Вспыхнуло восстание 1916 года. Поэт приветствует поднявшихся на борьбу:
                        Куда же вы, куда? По коням!
                       Сомкнитесь все, не время для разброда.
            Затем – Февральская революция, Октябрь. Майлин увидел революцию во всей её красоте и величии. Он стал певцом её победы. В каждом новом произведении Беимбета Майлина бьётся молодое, талантливое, честное сердце («С праздником», «Бедняку», «Аул цветёт – и мы цветём»).
            Но, как выяснилось позже, Февральскую революцию 1917 года поэт оценивал весьма поверхностно, считая, что со свержением царя пришёл конец всем социальным проблемам. И он так же, как и Султанмахмут Торайгыров и Сабит Донентаев, выступил с гимнами пришедшей «свободе» и установившемуся, наконец «равноправию».
                 Победа Октябрьской революции дала писателю возможность быстро разобраться в происходящем и осознать свои заблуждения. Уже с стихотворениях «Съезд», «Выборы», написанных в конце 1917 года, поэт пишет:
                                Ну-ка, сбылось ли мечтанье безбрежное?
                                 Верило в лучшее сердце мятежное…
                                Где же, скажите, свобода хвалёная?
                                Всё у казахов давнишнее, прежнее…
                В стихах, относящихся к 1918 году, уже ясно виден перелом, происшедший в мировоззрении писателя, ставшего на сторону большевиков. Об этом свидетельствовали его стихи «Боже, в чём моя вина?», «Письмо отца», «Садакбай».
          С установлением Советской власти в Тургайской степи аульный учитель Беимбет возглавляет земельный отдел, назначается инспектором по просвещению в Дамбарской волости, заведующим отделом народного образования края. Авторитет его в аулах возрастает и в сильный голод 1921 года его назначают председателем комиссии помощи голодающим. В рассказе «Рыжая полосатая шуба» батрак бая Сейнепы со стоном говорит, что «голод, какого свет не видывал», грозил поголовной гибелью людей. Надо ли говорить, какой сложной была работа организатора помощи голодающим в такой ситуации в аулах и сёлах.
            Но,  несмотря на столь напряжённую работу в то тяжёлое время Майлин постоянно находит время для литературного творчества. Он неутомимым пахарем возделывает своё писательское поле, скачет в походном строю в отряде чрезвычайного комиссара Степного края А. Джангильдина, печалится печалями народа, самозабвенно веселится, высмеивая обычаи и обряды прошлого. Одним из первых берётся за воспитание молодой поросли культуры.
             В 1922 году выходит первая книга Беимбета Майлина. А в творчестве его впервые появляется образ всенародного любимца Маркымбая, имя которого стало нарицательным. Отныне Маркымбай – главный герой целого поэтического цикла, в котором автор прослеживает рост и становление вышедшего из самых глубин казахской бедноты представителя народа.
              В поэзии Майлина слились воедино лирика, публицистика, документ. Он – мастер «маленьких поэм» («Маржан», «Сагындык» и т. д.), посвящённых по преимуществу казахской женщине, её безрадостному прошлому, борьбе за лучшую долю, духовному и культурному росту. Но наиболее ярко его талант проявился в жанре короткого рассказа, новеллы, повести. Этапным произведением в истории казахской литературы признан «Памятник Шуги». По праву считаются выдающимися произведениями казахской советской литературы повесть «Коммунистка Раушан» и роман «Азамат Азаматович».
               «Лучшие образцы казахских рассказов представлены в наследии Беимбета», - писал М.О.Ауэзов. Крупные проблемы решал писатель в небольших по объёму произведениях. В его книгах – россыпи портретных зарисовок, великолепные образы, глубоко реалистичные картины противоречий переходного периода, борьбы с националистической идеологией. Майлин пишет летопись аулов времён гражданской войны, коллективизации, индустриализации, первых пятилеток. И главный герой его – народ.
           Рядом с Майлиным -прозаиком неутомимо шагает Майлин-журналист. С 1923 года он работает в областных и республиканских газетах. Нет ни одного альманаха, журнала, к которому Майлин не имел бы прямого отношения.
           В 1924 году Майлина направили в город Кустанай для организации газеты на казахском языке. Он создал газету «Новый аул» и работал в ней около года. В 1925 году его вызвали в Кзыл-Орду, в новую столицу республики. Там он стал литературным работником органа краевого комитета партии – газеты «Енбекши казах». В Кзыл-Орде Майлин вступил в Коммунистическую партию.
            С 1936 года Беимбет Майлин – главный редактор газеты «Казак адебиети». Один за другим выходят в это время сборники его очерков а также скетчи и фельетоны, высмеивающие лентяев. При жизни Беимбета Майлина было издано около сорока его книг. Немалый вклад внёс он и в дело создания первых школьных учебников.
             В республике создаётся национальный театр, и Майлин трудится над его репертуаром. Появлением жанра комедии казахская драматургия во многом обязана ему. «Каламкас», «Обманутый» - первые комедии Майлина. В эти же годы он завершил работу над оперным либретто «Дударай».
              Он ушёл из жизни сорока трёх лет – в самом расцвете таланта, в пору радостной в большое будущее своего народа. В тридцать седьмом году вместе с Габитом Мусреповым они были увлечены созданием киносценария о народном герое Амангельды Иманове. Выполняли просьбу «от имени Союза писателей» А.М. Горького, и Майлин был рад показать во всей мощи крупный национальный характер. «6 октября, - рассказывает его дочь Разия, которой тогда было 12 лет, - отец вернулся домой усталым, сказал, что работа закончена, и прилёг отдохнуть. Вечером за ним пришли двое в форме. Больше мы папу не видели».
                Через два года мать принесла домой охапку окровавленной одежды и сказала шестерым своим детям, что у них больше нет отца. Вскоре у них не стало и дома. Для матери им на целых восемь лет стала двадцать шестая «точка» Карлага. Детский дом в Семипалатинской области приютил пятерых Майлиных, а совсем маленькая Гульсум попала тоже в приют, но в Талды-Курганской области.
Машина репрессий на этом не останавливалась. Делалось всё для того, чтобы имя отца стало болезненным клеймом для детей. Один из братьев Майлиных воевал в Отечественную войну в штрафном батальоне как сын врага народа. Погиб.
 Только в 1957 году Беимбета Майлина реабилитировали, но, к сожалению, посмертно. Вернули честное имя, вышли в свет его произведения. В 1979 году в совхозе имени Майлина Беимбету установили  памятник, а в Тарановском районе был открыт историко-краеведческий музей имени Беимбета Майлина. В фондах музея сосредоточены данные об истории края, архивные документы об аресте Майлина, о его жизни и деятельности.
БеимбетуМайлину была свойственна удивительная скромность и мучительная требовательность к себе. Свойства его таланта и характер эпохи совпали. В этом – главное счастье молодого, жизнерадостного поэта, прозаика, драматурга, биография которого оборвалась, в сущности, в самом начале. Всё творчество его – грандиозное по масщтабности жизненное полотно, в котором важно каждое слово. Это цельная, неразрывная историческая книга, навсегда оставшаяся в сердце народном. И написал её Беимбет Майлин потому, что родился в эпоху великого перелома, был талантлив, чист. Потому что понимал: жизнь человека – главное произведение его духа.
 
 
 
 

 

Рубрики:  Это Интересно..

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку