Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен...
Всё браузеры интернета - (1)Все браузеры интернета. ...
Торопитесь быть счастливыми - (0)Доброе субботнее утро всем! -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото...
Артур Хейли - (0)"Литературный каталог" - Артур Хейли Артур Хейли (05.04.1920-24.11.2004) Всемирно из...
Ирена Буланова "Хочется уйти куда-то вдаль" - (0)Хочется уйти куда-то вдаль...Ирена Буланова Хочется уйти куда-то вдаль.....
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) |
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, одном из крупнейших голландских городов. Его отец, Хармен, был зажиточным мельником. Фамилия художника «ван Рейн» означает «с Рейна», то есть с реки, на которой стояли семейные мельницы. Мать Рембрандта, Корнелия, была дочерью пекаря. С Харменом они поженились в 1589 году, когда им обоим исполнилось по 21 году. В семье родились десять детей, предпоследний из них — Рембрандт. Родители художника прожили тихую жизнь, исполненную трудов, — отец умер в 1630 году, а мать —в 1640-м.
Портрет матери художника
Дата: 1628
Размер картины: 17 x 13 см
Материал: Дерево, масло
Музей: Гаага. Маурицхейс
Из выживших братьев Рембрандта трое продолжили семейную традицию, став мельниками и пекарями. Будущий художник оказался единственным в семье ребенком, получившим образование в Латинской школе в Лейдене.
В мае 1620 года, в возрасте 13 лет, он поступил в одно из старейших учебных заведений Европы — Лейденский университет. Столь юные студенты тогда никого не удивляли. Приблизительно в то же время Рембрандт начал осваивать ремесло художника.
Автопортрет, 1629. Дерево, масло, 16х13.
Пинакотека Альта, Мюнхен
Первоначально Рембрандт обучался у местного живописца Якоба ван Сваненбюрха. Он провел в его мастерской три года, а затем, в 1624 году, на полгода перебрался в Амстердам — к известному мастеру исторической живописи Питеру Ластману.
В 1625 или 1626 году Рембрандт возвратился в Лейден. Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем (тоже учеником Ластмана), Яном Ливенсом, — на протяжении нескольких лет они часто писали вместе, и временами их работы настолько походили друг на друга, что установить авторство одного из художников представлялось делом почти безнадежным.
Позже, в конце 1631 или в начале 1632 года, Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам (тогдашнюю столицу Нидерландов). Амстердам в это время на глазах превращался в один из крупнейших центров мировой торговли. За тридцать лет (с 1610 по 1640 годы) численность его населения возросла втрое — с 50 000 до 150 000 жителей. Рембрандт решил, что сделать настоящую художническую карьеру в таком городе будет гораздо легче.
В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха. Почти два года художник прожил в доме Хендрика ван Эйленбюрха, крупного торговца живописью, с которым подружился вскоре после переезда в столицу.
169x216 см Маурицхёйс
Гаага
Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Три врача, склонившиеся над трупом, испытывают самые разные ощущения и чувства. Это любопытство, благоговейный страх и даже подступающая дурнота. Труп, служащий наглядным материалом, выглядит устрашающе. В то время врачам разрешалось вскрывать только трупы казненных преступников.
Лицо доктора Тюльпа сосредоточенно и спокойно. Видно, что этот человек занимается своим любимым делом.
Правой рукой, держащей пинцет, доктор Тюльп приподнимает мышцы рассеченной руки,заставляя тем самым сгибаться ее пальцы.
Портрет Саскии ван Эйленбург
Дата: 1633
Размер картины: 52,5 x 44,5 см
Материал: Дерево, масло
Музей: Дрезден. Картинная галерея
В июне 1633 года Рембрандт обручился с двоюродной сестрой Эйленбюрха, Саскией, а спустя год женился на ней. Родители Саскии умерли, когда она была ребенком, и оставили дочери солидное наследство. Не был бедным человеком и Рембрандт, уже успевший утвердиться среди ведущих голландских художников своего времени. Но это не был брак по расчету. Рембрандт и Саския страстно любили друг друга. Первое время молодые жили в доме Хендрика ван Эйленбюрха, а чуть позже купили собственный дом.
(1636)
185 x 203 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Эту картину по праву считают одной из вершин в творчестве Рембрандта и лучшим изображением обнаженной женской натуры в живописи XVII века. Между тем споры вокруг нее не утихают. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. Сам дождь на картине отсутствует, но мы ощущаем его присутствие в виде золотого света, проникающего сквозь занавеси и освещающего тело женщины. Вместе с тем существуют десятки других версий - в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона, или Венера, ожидающая Марса. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом.
Основание кровати покоится на резной подставке в виде колонны, богато украшенной металлической инкрустацией. Лежащие на полу туфли Данаи, искусно украшенные золотистым материалом, символизируют домашний очаг. Над пологом кровати расположена золотая фигура Купидона со сложенными руками. Занавески над кроватью тоже золотые, а под ними мы видим расшитую золотом красную скатерть.
Автопортрет в шляпе. 1640. Холст, масло, 102х80.
Лондонская Национальная Галерея
Между 1635 и 1640 годами Саския родила троих детей, но все они умирали, прожив на свете лишь несколько недель. В 1641 году она родила четвертого (и последнего) своего ребенка. Родители назвали сына Титус. Титус выжил, но вскоре умерла сама Саския. Ей было 29 лет.
В год смерти Саскии художник закончил «Ночной дозор», свою самую большую и самую знаменитую картину. Но жизнь Рембрандта уже дала трещину. Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе — заказных портретах — и быстро растерял богатых заказчиков.
(1642)
363 х 437 см
Рейксмюсеум, Амстердам
Это самая известная картина Рембрандта. «Ночной дозор» — один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей.
На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рейтенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Групповые портреты были популярнейшим жанром в голландской живописи XVII века.
Завоевав независимость, Голландия быстро становилась процветающей страной. Теперь многие богатые голландцы захотели иметь свои портреты, увековечивающие заказчика в его непосредственной деятельности.
Вид большинства голландских портретов XVII века во многом продиктован существовавшей тогда модой. Согласно этой моде, платье должно было быть черным и резко контрастировать с белоснежными тонкими плоеными жабо, манжетами и кружевными отложными воротничками. С помощью краски Рембрандт настолько искусно имитировал фактуру полотна и кружева, что они казались на картине настоящими.
Полотно и кружево художник писал свинцовыми белилами. Для придания им нужной «белоснежности» он разводил свинцовые белила ореховым маслом, которое, в отличие от обычного льняного масла, при высыхании не оставляло желтоватого оттенка. Рембрандт варьировал консистенцию краски, меняя пропорции пигмента и масла. Так, например, свинцовые белила можно смешать в густую пасту, накладываемую на холст наподобие глазури для торта.
Участки, где складки воротников-жабо образуют легкие тени, написаны Рембрандтом «влажным по влажному». При использовании этой техники одна краска наносится поверх еще влажного слоя другой краски. Иногда художник брал кистью одновременно черную и белую краски и смешивал их прямо на полотне.
Тонкие детали кружев написаны свинцовыми белилами, разведенными так густо, чтобы можно было «вытянуть» кружево из полотна. В этом случае филигранные детали выступали вверх и становились объемными. Чем сильнее поднимается краска над поверхностью холста, тем сильнее она отражает падающий на нее свет, что позволяет достичь удивительного эффекта.
Вирсавия, 1654. Холст, масло, 142х142.
Лувр, Париж, Франция
После 1640-х годов личная жизнь Рембранта становится запутанной, хотя дошедшие до нас свидетельства чрезвычайно трудно интерпретировать. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. В 1649 году она подала на Рембрандта в суд за нарушение договора, а спустя год оказалась в тюрьме, причем на содержании художника. Была ли то щедрость с его стороны или, напротив, он нарочно упрятал Гертье за решетку, этого нам не суждено узнать. Свидетельница судебной распри — молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Есть основания полагать, что она была верной спутницей Рембрандта и пользовалась его доверием. В 1654 году Хендрикье забеременела. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Корнелия — единственная из всех детей Рембрандта — пережила своего отца.
Между тем финансовое положение Рембрандта стремительно ухудшалось. Но несмотря на отсутствие выгодных заказов на портреты, Рембрандт продолжал тратить большие деньги на свою коллекцию. Коллекция была очень любопытной. В ней можно было найти полотна итальянских мастеров эпохи Ренессанса, оружие, бюсты римских императоров, старые костюмы, восточные диковины, сотни рисунков и гравюр.
В 1652—54 годах Голландия вела войну с Британией, опустошившую государственную казну. Коммерческие обороты упали, что отразилось и на ценах на художественную продукцию. Дела пошли настолько плохо, что Рембрандт продал часть своей любовно собранной коллекции. Но и это не помогло, он с трудом сводил концы с концами.
Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.
Холст, масло, 69х57. Лондон, Коллекция Уоллоса
В 1656 году художник оказался не в состоянии платить своим кредиторам и едва не угодил в долговую тюрьму. Ему удалось избежать самого худшего с помощью законной операции, называвшейся «cessio bonorum» (что значит «передача долга»). В соответствии с ней, должник не препровождался в тюрьму, если ему удавалось доказать в суде, что его тяжелое положение вызвано объективными причинами. Распродав все свое имущество, Рембрандт даже получил разрешение остаться в принадлежавшем ему до этого доме. Он прожил здесь до 1660 года, когда новый владелец дома аннулировал это разрешение.
С тех пор Рембрандт жил на скромных квартирах в бедных кварталах города. К этому времени Титус вырос. В 1660 году Титус и Хендрикье, дабы по возможности оградить Рембрандта от материальных забот, основали фирму по торговле произведениями искусства. Впрочем, художник до конца своей жизни так и не расплатился с некоторыми из своих кредиторов.
(ок. 1665)
114x94 см
Айви Беквест, Кенвуд, Лондон
Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Значение двух кругов на стене до сих пор не выяснено и остается предметом нескончаемых споров. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Другие считают их абстрактными фигурами, помещенными сюда Рембрандтом исключительно для оживления фона.
Непослушные волосы, спадающие на правое плечо Рембрандта, исполнены необыкновенно энергично.
Широкими, густыми мазками написан тюрбан на голове художника. Такой тюрбан можно встретить на нескольких автопортретах Рембрандта.
Выступающий край нижней рубашки процарапан торцом кисти по белой краске — этот прием позволил воссоздать фактуру ткани.
Левая рука и кисти едва намечены несколькими расплывчатыми мазками кисти.
(ок. 1669)
262 х 206 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта. Действительно, это произведение выглядит завещанием, подводящим итог жизненных скитаний художника. Картина полна нежности и сострадания. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Голова отца — один из самых незабываемых образов Рембрандта. Все в ней — сострадание и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца.
Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние.
Стоящая справа фигура — скорее всего, старший сын, исполненный добродетелей. Его лицо выражает непонимание и с трудом сдерживаемый гнев.
Дата: Около 1669
Размер картины: 82,5 x 65 см
Материал: Холст, масло
Музей: Кёльн. Музей Вальрафа-Рихартца
Закат художника был печален. В 1663 году умерла его верная спутница Хендрикье. Позже Рембрандт похоронил сына, следом — невестку. Осенью 1669 года настал и его черед — 4 октября тихо и незаметно покинул этот свет величайший мастер голландской живописи.
Как это часто бывает в истории искусства, несмотря на свой гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером. Но чем дальше бежит время, тем ценнее в глазах человечества наследие художника. Можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным. Могила Рембрандта затерялась, но работы его будут жить в веках.
Рубрики: | живопись/зарубежные художники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |