-Рубрики

 -Цитатник

Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растениями, часики, погода и др. - (1)

Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен...

Всё браузеры интернета - (1)

Все браузеры интернета.   ...

Торопитесь быть счастливыми - (0)

Доброе субботнее утро всем!   -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото...

Артур Хейли - (0)

"Литературный каталог" - Артур Хейли Артур Хейли (05.04.1920-24.11.2004) Всемирно из...

Ирена Буланова "Хочется уйти куда-то вдаль" - (0)

Хочется уйти куда-то вдаль...Ирена Буланова   Хочется уйти куда-то вдаль.....

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии ФАНТАСТИКА И ФЭНТАЗИ
ФАНТАСТИКА И ФЭНТАЗИ
14:48 11.12.2016
Фотографий: 73
Посмотреть все фотографии серии КОСМОС
КОСМОС
13:02 07.08.2016
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии ГЕОРГ ЯКОБ ИОГАНН ВАН ОС
ГЕОРГ ЯКОБ ИОГАНН ВАН ОС
09:11 23.04.2016
Фотографий: 20

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина_Чижевская

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.09.2015
Записей: 1384
Комментариев: 70
Написано: 2038


Питер Пауль Рубенс (Piter Paul Rubens)

Суббота, 06 Февраля 2016 г. 09:36 + в цитатник

 

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии (ныне это часть Германии). Он был седьмым ребенком в семье юриста Яна Рубенса. Долгое время семья Рубенсов жила в Антверпене, но в 1568 году переехала в Кельн. Дело в том, что около этого времени Ян стал склоняться к протестантизму, что вызвало сильное недовольство со стороны местной католической общины. В Кельне он получил должность секретаря при Анне Саксонской, жене Вильгельма I Оранского.

Позднее между Яном и Анной возникла любовная связь. Когда она открылась, жизнь старшего Рубенса оказалась в большой опасности. От гибели его спасла жена, Мария. Она не только простила мужу измену, но и сумела добиться для него более мягкого приговора — Яна сослали в маленький   городок  Зиген. Спустя несколько лет после рождения будущего художника опальный Ян Рубенс получил разрешение вернуться в Кельн. После его смерти (в 1587 году) Мария решила вернуться с детьми в Антверпен. Детей к тому времени у нее оставалось на руках трое — десятилетний Питер Пауль, тринадцатилетний Филипп и их старшая сестра Бландина. Старший сын Рубенсов, Жан Батист, уже покинул отчий дом, а остальные дети умерли в младенчестве.

 




1 (415x600, 161Kb)

 

 

 

Вероятно, Филипп и Питер Пауль получили начальные познания в латыни от своего образованного отца. В Антверпене они учились в престижной школе, где к латыни добавили греческий язык. Впрочем, в 1590 году братья оставили учебу, чтобы помогать матери, попавшей в тяжелое материальное положение в связи с тем, что остатки отцовского состояния пришлось потратить на приданое вышедшей замуж Бландины. Филипп пошел по стопам отца, а тринадцатилетний Питер Пауль оказался пажом при дворе фламандской принцессы.

Пребывание в пажах оказалось недолгим. В 1591 году Рубенс начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта; около четырех лет — у Адама ван Норта; еще два года — у От-то ван Вена. В 1598 году его, наконец, приняли в Гильдию художников св. Луки. Первые учителя Рубенса были весьма посредственными живописцами, однако учеба у ван Вена пошла Рубенсу на пользу. Кроме того, что ван Вен просто отличался образованностью и широким кругозором, он несколько лет провел в Италии. Несомненно, рассказы учителя об итальянской  живописи  эпохи Возрождения и античном искусстве разожгли в юном Рубенсе страстное желание увидеть все это собственными глазами.

В мае 1600 года Питер Пауль отправился в обетованную страну художников. Он прожил в Италии восемь лет, которые и определили его будущее. Вряд ли кто-нибудь из североевропейских живописцев, приезжавших в те годы в Италию, погрузился в итальянскую культуру так же глубоко, как Рубенс. Он в совершенстве выучил итальянский язык (свои письма он иногда подписывал на итальянский   лад:   «Пьетро Паоло Рубенс»), сделался авторитетнейшим специалистом в области античного искусства.

В Италии Рубенс получил приглашение поступить на службу к Винченцо Гонзаго, герцогу Мантуи. Герцог, за исключением нескольких своих портретов, не заказывал Рубенсу оригинальных работ. Он хотел, чтобы художник писал для его прекрасной коллекции копии со знаменитых картин. Эта был небесполезный труд; он позволил Рубенсу поработать в Венеции и Флоренции. В 1603 году Винченцо включил художника в состав миссии, доставлявшей подарки испанскому королю Филиппу III. Важнейшими в итальянском периоде стали годы, проведенные Рубенсом в Риме, где он жил в 1601—02 и 1605-08 годах.

В октябре 1608 года Рубенс получил извеще ние о том, что его мать тяжело больна. Он по спешил   в   Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось. В свою   любимую Италию  худож ник не вернулся; в Антверпене к его художественным    талантам отнеслись с таким   пиететом, что Рубенс счел нужным остать ся там. Вскоре он, пустил там крепкие корни. 23   сентября 1609     года Рубенс получил   место придворного художника     при дворе эрцгерцо га  Альберта  и его жены Изабеллы, правивших тогда Фландрией от имени испанской короны, а спустя десять дней женился на 17-летней Изабелле Брант. В следующем году Рубенс окончательно обосновался во Фландрии, купив большой дом в Антверпене.

 

 




3 (516x700, 269Kb)

 

 

Автопортрет с женой Изабеллой Брант в зарослях жимолости

Дата: Около 1609
Размер картины: 178 x 136,5 см
Материал: Холст, масло
Музей: Мюнхен. Старая пинакотека

 

 

 

Он приехал во Фландрию в самый подходящий момент, когда перемены в политической жизни дали толчок бурному развитию национального искусства. До 1609 года Фландрия (которую правильнее было бы называть Южными Нидерландами, находившимися на территории нынешней Бельгией) вела долгую войну с Северными Нидерландами, освободившимися от испанского владычества. В 1609 году воюющие стороны заключили перемирие. Началось энергичное восстановление того, что пострадало от военных действий. В первую очередь, это касалось храмов.

На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно участвовал в этой работе, создавая один за другим удивительные алтарные образы. Среди них выделяются триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста», написанные для Кафедрального собора Антверпена.

 

 


9 (494x700, 273Kb)

 

 

Снятие с креста

(1611-14)
Центральная панель 420 х 310 см, боковые панели по 420 х 150 см каждая
Кафедральный собор, Антверпен

 

 

Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как совершенно самостоятельные. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Очевидно, именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.

Справа на переднем плане центральной панели изображено блюдо с терновым венцом и гвоздями — символами Страстей Христовых.

Тело Христа осторожно и торжественно снимают с креста. Слева его мать, с белым, как мел, лицом, протягивает ладонь, чтобы поддержать его.

 

 


10 (653x700, 423Kb)

 

 

Похищение дочерей Левкиппа

(1617)
224x210 см
Старая пинакотека, Мюнхен

 

 

Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Она демонстрирует умение художника выстраивать сложные композиции и его несравненное мастерство в изображении обнаженного женского тела. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Гилаейра и Феба были дочерями царя Левкиппа, обрученными с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея. Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Кастором и Полидевком Диоскурами, которые и похитили у них невест. Соперничество кончилось трагедией. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк - Линкея. Но Идас камнем сразил Полидевка. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном.

Одетый в доспехи Кастор изображен верхом на черной лошади, символизирующей его быструю смерть.

Полуобнаженный Полидевк демонстрирует свой великолепно выписанный Рубенсом торс. Его смуглая кожа резко контрастирует с белой кожей дочерей Левкиппа.

Два амура, помощники бога любви Эрота, участвуют в этой сцене. Амуры почти всегда присутствуют на мифологических картинах, сюжеты которых связаны с эротическими приключениями.

Поза одной из сестер (она находится выше) напоминает нам о Леде Микеланджело. Эту картину в свое время копировал Рубенс. По одной из версий мифа, Леда была матерью Кастора и Полидевка — поэтому, очевидно, Рубенс счел такое заимствование совершенно оправданным.

 



11 (531x700, 332Kb)

 

 

Прибытие Марии Медичи в Марсель

(1622-25)
394 х 295 см
Лувр, Париж

 

 

Это одно из самых блестящих полотен большого цикла Рубенса, состоящего из 21 картины. Заказ на эту серию исходил от самой французской королевы-матери. Здесь, как и в остальных произведениях цикла, художник широко использует аллегорические и мифологические фигуры, призванные оживить статичную сцену. На картине запечатлено событие двадцатилетней давности (отсчитывая от времени создания картины). Мария Медичи приезжает во Францию после заключения заочного брака с королем Генрихом IV. Новоиспеченная королева величественно сходит по трапу с корабля, и ее приветствуют аллегорические фигуры, символизирующие Францию и Марсель. Над головой Марии парит Слава, трубными звуками возвещающая о прибытии коронованной особы. Внизу мы видим морского бога Нептуна и его свиту, отделенных от основной сцены позолоченной резьбой и ярко-красной драпировкой трапа. 

Создавая образ Марии Медичи, Рубенс использовал разнообразные приемы, дабы возвеличить и приукрасить вполне заурядную жизнь королевы. Сильные мира сего всегда прибегали к услугам художников, желая запечатлеть свое величие. Без мифологии тут не обойтись. Серия Рубенса «Жизнь Марии Медичи» — из этого ряда. Ее можно смело назвать одним из самых экстравагантных образцов подобного мифотворчества.

Когда Мария Медичи заказывала Рубенсу картины для своего нового Люксембургского дворца, она только что возвратилась из изгнания. Это случилось после ее примирения со своим сыном, королем Людовиком XIII. Теперь она желала, чтобы художник, воспев в картинах историю ее жизни, способствовал укреплению ее позиций при дворе. Согласившись описать «героические деяния» Марии, Рубенс должен был прыгнуть выше собственной головы, выжав что-то примечательное из довольно скучной биографии коронованной заказчицы. Художнику пришлось тщательно отбирать исторические факты, что-то преувеличивать, что-то преуменьшать или вовсе замалчивать. Переписать историю ему сильно помогли аллегорические и мифологические персонажи. И Рубенс сделал невозможное возможным. Жизнь Марии Медичи, в его интерпретации, стала не просто интересна, но даже приобрела какое-то вселенское звучание.

Говорят, что итальянский художник Гвидо Рени, увидев картину Рубенса, воскликнул: «Он смешивает свои краски с кровью!» Рубенс отличался непревзойденным умением изображать свои фигуры так, что они казались живыми. Художник достигал этого эффекта постепенным смешиванием белил, желтой, красной и синей краски, накладывая цвета тонкими слоями на палевый фон, который просвечивал сквозь эти слои, делая кожу героев его живописи прозрачной и блестящей. Рубенс прославился изображением обнаженного тела — как мужского, так и женского. Он умел передать не только фактуру кожи, но и обозначить скрытую под ней упругую и, если можно так выразиться, обильную плоть. Художник всегда тщательно прописывал все ямочки, морщинки и складки плоти, придавая представленному на картине телу почти физически ощущаемую плотность. Искусствовед Кеннет Кларк заметил однажды, что затененные складки плоти делают тела рубенсовских персонажей живыми, пульсирующими, движущимися — эти складки можно сравнить с подвижными складками драпировки, прикрывавшей обнаженную натуру у античных мастеров. Виртуозность художника позволяют оценить фигуры обнаженных нереид, помещенные на переднем плане рассматриваемого шедевра. Манера, в которой они написаны, заставляет вспомнить обнаженных богинь в «Суде Париса» Рубенса и его многочисленные варианты «Трех Граций».

 

 



4 (530x700, 306Kb)
 

 

Портрет Изабеллы Брант

Дата: 1623-1626
Размер картины: 153 x 120 см
Материал: Холст, масло
Музей: Вашингтон. Национальная картинная галерея

 

 

Кроме этого, Рубенс получал множество других заказов (в том числе, и из-за рубежа). Так, в 1622—25 годах он написал большую серию, посвященную жизни Марии Медичи (матери французского короля Людовика XIII) и украсившую ее дворец в Париже. Во время этой работы Рубенс трижды посещал Францию.
Жизнь художника казалась безоблачной. Первый жестокий удар судьба нанесла ему в 1623 году, когда умерла дочь Рубенса (у него было еще два сына), а второй — в 1626 году, когда скончалась его жена («друг и незаменимый помощник», как писал сам Рубенс в одном из своих писем).

 

 


5 (389x700, 224Kb)

 

 

Портрет Альберта и Николаса, сыновей художника

Дата: Около 1624-1625
Размер картины: 158 x 87 см
Материал: Холст, масло
Музей: Вадуц. Картинная галерея княжества Лихтенштейн

 

 

 

Измучившись от душевных страданий, Рубенс поступил на дипломатическую службу к эрцгерцогине Изабелле, после смерти мужа (с 1621 года) единолично правившей Фландрией. В следующие четыре года он много путешествовал, чтобы «отвлечься, — как говорил он сам, — от всего, что ранит душу». В 1628—29 годах по поручению Изабеллы Рубенс находился в Мадриде; в 1629—30 годах, посетил Лондон, где сделал очень много для восстановления мирных отношений между Англией и Испанией (чем всегда немало гордился). Английский король Карл I был известен своей любовью к искусству, и Рубенсу легко удалось найти с ним общий язык. Не последнюю роль тут сыграли и придворный опыт художника-дипломата, его знание языков, его врожденная мудрость. В 1630 году Карл посвятил Рубенса в рыцари; тогда же от имени Кембриджского университета ему был вручен почетный диплом.

Возвратившись в Антверпен из этой дипломатической поездки, Рубенс больше не покидал Фландрию. Ему исполнилось 53 года. Его мучили приступы подагры — впрочем, это не мешало ему оставаться на удивление плодовитым художником, работающим невероятно быстро. Среди значительных заказов, полученных Рубенсом в этот период, выделяется серия потолочных картин, написанных для Банкетного зала короля Карла I и отправленных в Лондон в 1635 году. Добавим сюда и сотню мифологических картин для испанского короля Филиппа IV (многие из этих полотен были написаны учениками Рубенса).

Счастье сопутствовало художнику и в личной жизни. В 1630 году он женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены.

 

 



6 (581x700, 299Kb)

 

 

Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии

Дата: Около 1630-1631
Размер картины: 164 x 135 см
Материал: Дерево, масло
Музей: Мюнхен. Старая пинакотека

 

 

Этот брак, как и первый, оказался очень удачным. У Рубенса и Елены родилось пятеро детей (последняя их дочь появилась на свет через восемь месяцев после смерти художника).

 

 



7 (494x700, 285Kb)

 

 

Елена Фоурмен со своими детьми

(ок. 1636)
113x82 см Лувр
Париж

 

 

Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Ее очаровательные черты возникают в целом ряде религиозных и мифологических картин Рубенса, где Елена предстает перед нами в образах Венеры и Девы Марии. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».

На голове юного Франса (как и на голове его матери) — шляпа. Мальчик столь внимательно смотрит на нас с картины, что создается впечатление, будто он только что разговаривал с пишущим портрет отцом.

Слева стоит Клара. Она смотрит на птицу, схематично намеченную Рубенсом, и шарит ручкой в кармашке фартука — видимо, в поисках хлебных крошек.

Сидящая в щегольской шляпке, придающей легкое беззаботное настроение всей картине, Елена с любовью и нежностью смотрит на своего сына.

Своими руками Елена обнимает Франса, словно желая защитить его. В этом жесте соединились нежность и сила. О последней свидетельствуют крепко сплетенные пальцы.

В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный приблизительно в 20 милях к югу от Антверпена. Живя в замке, он очень полюбил писать местные пейзажи.

 




12 (700x379, 210Kb)

 

Осенний пейзаж с замком Стен

(ок. 1635)
131 х229 см
Национальная галерея, Лондон

 



Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. С наслаждением писал местные пейзажи. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Слева на картине виден замок Стен, написанный так же любовно, как и последние портреты жены и детей художника, сделанные приблизительно в то же время. Замок сохранился до наших дней. Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его более красочным и разнообразным. На переднем плане изображены растения, цветущие только осенью, - это позволяет точно определить, к какому времени года относится пейзаж. Восходящее на востоке солнце и целый ряд других деталей указывают на то, что действие на картине происходит ранним утром.

На переднем плане притаился охотник со своей собакой. Куропатки, на которых он охотится, в нескольких шагах от него беззаботно расположились на пригорке.

Слева изображена нагруженная телега с крестьянской парой. Очевидно, крестьяне везут товар на городской рынок.

На горизонте, далеко к северу, силуэтами башен и шпилей проявляется Антверпен.

Справа, на некотором удалении, написаны крестьянки рядом со стадом коров. Они пришли за молоком. Это еще одно указание на то, что изображенные на картине события происходят рано утром.

30 мая 1640 года, находясь в Антверпене, Рубенс неожиданно скончался от сердечного приступа. Художника, которому исполнилось 62 года, оплакивал весь город.

Источник: http://www.prubens.ru/

 

 

Рубрики:  живопись/зарубежные художники

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку