https://img-fotki.yandex.ru/get/1025106/161887320.565/0_23eb8d_642c34fc_orig.jpg Воланд. Узн...
КЛЮЧИ ДЛЯ ПРОЯСНЕНИЯ СВОЕЙ КАРТИНЫ МИРА - (0)1. Внешнее аналогично внутреннему. 2. Подобное притягивает подобное. 3. Начинайте обращ...
Без заголовка - (0)Нейробиолог Ризолатти: Как мысль ставит больного на ноги Джакомо Ризолатти Ученый, от...
Без заголовка - (0)15 цитат дона Хуана. 15 цитат дона Хуана. Хуан - шаман из индейского племени, известного ...
Скороговорки для развития дикции - (0)http://bloguseful.ru/post342162803/ Тренируем дикцию - каждый день читаем 200 скороговор...
30 картин: русские крестьяне и их быт в 17-19 веках. Бытовая живопись. |
Крестьянин:
1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
Бесселендеевка состояла всего из двадцати двух душ крестьян. (Тургенев. Чертопханов и Недопюскин.)
2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России.
Словарь русского языка. Москва. «Русское слово». 1982.
* * *
Крестьянин XVI века был вольный хлебопашец, сидевший на чужой земле по договору с землевладельцем; его свобода выражалась в крестьянском выходе или отказе, т. е. в праве покинуть один участок и перейти на другой, от одного землевладельца к другому. Первоначально право это не было стеснено законом; но самое свойство поземельных отношений налагало обоюдное ограничение как на это право крестьянина, так и на произвол землевладельца в отношении к крестьянину: землевладелец, например, не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, как и крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Из этих естественных отношений сельского хозяйства вытекала необходимость однообразного, законом установленного срока для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Судебник Ивана III установил для этого один обязательный срок – неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю, следующую за этим днём. Впрочем, в Псковской земле в XVI веке существовал другой законный срок для крестьянского выхода, именно Филиппово заговенье (14 ноября).
В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.
* * *
Свои и чужие наблюдатели, дивившиеся величию деяний преобразователя [Петра I], поражались огромными пространствами необрабатываемой плодородной земли, множеством пустошей, обрабатываемых кое-как, наездом, не введённых в нормальный народно-хозяйственный оборот. Люди, вдумывавшиеся в причины этой запущенности, объясняли её, во-первых, убылью народа от продолжительной войны, а потом гнётом чиновников и дворян, отбивавших у простонародья всякую охоту приложить к чему-нибудь руки: угнетение духа, проистекшее от рабства, по словам того же Вебера, до такой степени омрачило всякий смысл крестьянина, что он перестал понимать собственную пользу и помышляет только о своем ежедневном скудном пропитании.
В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.
* * *
Тотчас по смерти Петра прежде других заговорил о бедственном положении крестьян нетерпеливый генерал-прокурор Ягужинский; потом в Верховном тайном совете пошли оживленные толки о необходимости облегчить это положение. «Бедное крестьянство» стало ходячим правительственным выражением.
Заботили, собственно, не сами крестьяне, а их побеги, отнимавшие у правительства рекрутов и податных плательщиков. Бежали не только отдельными дворами, но и целыми деревнями; из некоторых имений убегали все без остатка; с 1719 по 1727 г
. Числилось беглых почти 200 тысяч – официальная цифра, обычно отстававшая от действительности.
Самая область бегства широко раздвигалась: прежде крепостные бегали от одного помещика к другому, а теперь повалили на Дон, на Урал и в дальние сибирские города, к башкирам, в раскол, даже за рубеж, в Польшу и Молдавию. В Верховном тайном совете при Екатерине I рассуждали, что если так пойдет дело, то до того дойдет, что взять будет не с кого ни податей, ни рекрутов, а в записке Меншикова и других сановников высказывалась непререкаемая истина, что если без армии государству стоять невозможно, то и о крестьянах надобно иметь попечение, потому что солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и если крестьянина не будет, то не будет и солдата.
Для предупреждения побегов сбавляли подушную, слагали недоимки; беглых возвращали на старые места сначала просто, а потом с телесным наказанием. Но и тут беда: возвращенные беглецы бежали вновь с новыми товарищами, которых подговаривали рассказами о привольном житье в бегах, в степи или в Польше.
К побегам присоединялись мелкие крестьянские бунты, вызванные произволом владельцев и их управляющих. Царствование Елизаветы было полно местными бесшумными возмущениями крестьян, особенно монастырских, Посылались усмирительные команды которые били мятежников или были ими биваемы, смотря по тому, чья брала. Это были пробные мелкие вспышки, лет через 20-30 слившиеся в пугачевский пожар.
В. Ключевский. Русская история. Москва. «Эксмо». 2000.
* * *
А. Смирнов. Герасим Курин - руководитель крестьянского партизанского отряда в 1812 году. 1813.
Адриан ван Остаде. Крестьянская семья. 1647.
Алексей Гаврилович Венецианов. Крестьянка с васильками.
Алексей Гаврилович Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи.
Архип Иванович Куинджи. Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе. 1890-1895.
Валентин Александрович Серов. Крестьянский дворик в Финляндии. 1902.
Василий Григорьевич Перов. Крестьянин в поле. 1876.
Василий Григорьевич Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. Начало 1880-х.
Василий Максимович Максимов. Крестьянская девочка. 1865.
Василий Максимович Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. 1875.
Венцеслас Холлар. Крестьянская свадьба. 1650.
Владимир Маковский. Крестьянские дети. 1890.
Евграф Романович Рейтерн. Крестьянка из Вилленсхаузена с уснувшим ребенком на руках. 1843.
И. Ламинит. Русские крестьяне. Гравюра по рисунку Е. Корнеева. 1812.
Иван Иванович Шишкин. Крестьянка с коровами. 1873.
Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.
Илья Ефимович Репин. Две женские фигуры (Обнимающиеся крестьянки). 1878.
Илья Ефимович Репин. Бородатый крестьянин. 1879.
Илья Ефимович Репин. Крестьянский дворик. 1879.
Илья Ефимович Репин. Два украинских крестьянина. 1880.
Илья Ефимович Репин. Крестьянская девочка. 1880.
Илья Ефимович Репин. Украинский крестьянин. 1880.
Илья Ефимович Репин. Старый крестьянин. 1885.
Илья Ефимович Репин. Портрет крестьянина. 1889.
Илья Ефимович Репин. Голова крестьянина.
Константин Маковский. Крестьянский обед в поле.
Михаил Шибанов. Крестьянский обед. 1774.
Ольга Каблукова. Столетняя царскосельская крестьянка с семьей. 1815.
Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина.
Рубрики: | ЛИКИ ТВОРЧЕСТВА/ЖивописьЖивопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкрадывать себя, а постоянно тренировать свой вкус, так же, как и мускулы. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |