Гей-удолбаный-в-хлам, умеешь ты стимулировать познавательную активность)))
Основной источник :«Зодчий», 1903, Вып. 31, С. 373
Вот что накопала:
Широкий, открытый в сторону Невы двор Главного Адмиралтейства препятствовал развитию транспортных коммуникаций по берегу Невы и формированию единого облика набережных.
По соседству со своей парадной резиденцией Александр I, вступивший на престол после Павла, хотел видеть здания, ласкающие взор, а не стапеля и склады леса. Перед строителями и зодчими, занятыми реконструкцией центральной части Петербурга, встала задача изменить облик этого утилитарного сооружения – примитивного по характеру архитектуры. Исключение составляла лишь коробовская башня с её стройным шпилем.
И вот сто лет спустя после основания Адмиралтейства решено было начать работы по его реконструкции. Этому способствовало и одно чисто формальное обстоятельство: в 1802 году было учреждено министерство морских сил, в состав которого вошли прежняя Адмиралтейств-коллегия и вновь созданный Адмиралтейств-департамент. Их-то и решено было разместить в новом здании.
Проектированием и перестройкой зданий морского ведомства ведал строительный департамент Адмиралтейства. Главный архитектор Адмиралтейства занимался рассмотрением всех проектов, которые поступали из портовых городов, представлял их на утверждение, исправлял или выполнял их заново.
С 1802 года главным архитектором Адмиралтейства состоял Чарльз Камерон. Но в результате интриг он в скором времени был отстранён от работы. По рекомендации военно-морского министра П.В.Чичагова в должности «Главных Адмиралтейств Архитектора» утвердили Захарова.
По смете, составленной Захаровым, стоимость строительства была определена в 654232 рубля. А фактически было израсходовано 2,5 миллиона рублей.
Стоимость работ по сравнению со сметой увеличилась в Четыре раза, может поэтому чиновники из Адмиралтейства убрали Камерона и поставили на его место Захарова?
Захаров должен был сохранить идею Петра I о крупной судостроительной верфи на Неве, основные принципы архитектурно-планировочного решения Ивана Коробова, сложившееся представление о центральном градостроительном ансамбле и в то же время в имеющихся границах и условиях создать принципиально новое архитектурно-художественное произведение. При этом он поставил целью воплотить в облике Главного Адмиралтейства характерные черты высокого русского классицизма и отразить основные вехи развития судостроения и мореплавания в России, становление ее морского могущества.
Он сохранил сформировавшийся общий план в виде двух вложенных П-образных корпусов и вид башни. По проекту Захарова в основание башни вместо многооконного центра с небольшим подъездом заложен мощный объем кубической формы.
«…во дворе главного адмиралтейства производится капитальная перестройка правого флигеля, над которым возводится третий этаж для помещения строительной части морского технического комитета, общих помещений комитета, главного медицинского инспектора флота и квартиры доктора. Тут же во дворе перестраивается и второй двухэтажный флигель, над которым также возводится третий этаж для увеличения помещений главного управления кораблестроения и снабжений.» (Бирж. Вед).
Захаров стремился максимально использовать башню Коробова, перекомпоновав ее таким образом, чтобы она гармонировала с обликом фасадов здания, сохранила свою стройность, и отвечала стилю всего сооружения. Захаров просто использовал коробовские конструкции для крепления своих. Для достижения этих целей в окончательном варианте Захаров суживает центральную башню в пределах колоннады, что облегчает весь силуэт башни со шпилем.
А вот загадкой является автор флюгера, расположенного на вершине шпиля до 1886 года, в архивных источниках его имя неизвестно. Казалось бы, значительно проще сделать корабль-флюгер одномачтовым, надежной и устойчивой треугольной формы, к которой тяготеют функции флюгера, или с двумя мачтами - для обеспечения большей площади. Но создатели еще самого первого кораблика-флюгера, выбрали трехмачтовый профиль с размерениями в его диаметральной плоскости весьма близкими к форме фрегата Петра I.