Пожар в "Театре на Ринге", в Вене или история появления Железного занавеса |
Пожар в "Театре на Ринге", что находился на парадном бульваре Вены, стал одним из крупнейших пожаров в Австро-Венгрии из случившихся в 19 веке.
По официальным данным, число погибших составило 386 человек, по оценкам историка Людвига Айзенберга реальное число погибших достигло почти тысячи человек.
Макс Нойбауэр (1879-1920) "Театр на Ринге, Вена , 1878" До катастрофы до 1920 г. Доротеум
При строительстве театра внушительному зданию придали богато структурированный ренессансно-барочный фасад, оборудовали великолепные фойе и главный вестибюль, отделанные разноцветным мрамором.
Тем не менее внутри театра, рассчитанного на 1700 посетителей, при проектировании и строительстве были допущены ошибки, ставшие роковыми для зрителей того злосчастного спектакля.
8 декабря 1881 года "Театр на Ринге" давал спекталь Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана".
Когда зрители заняли места в зале к началу спектакля в 19:00, за сценой у пяти стоек должны были зажечься газовые фонари. На беду, их электропневматические устройства вышли из строя и произошёл выброс газа, который при повторной попытке зажигания привёл к взрыву.
Возникший в результате огонь распространился по рабочим галереям закулисья, а затем быстро перескочил на остальную часть сцены и, в конечном итоге, охватил и зрительный зал.
Всё происходило настолько стремительно, что персонал не успел опустить проволочную заслонку, отделявшую сцену от зрительного зала.
Пожарные смогли приступить к спасению публики только полчаса спустя от начала пожара, что осложнялось фундаментальными проблемами оснащения театра.
По словам очевидцев, в здании не работало аварийное освещение, состоявшее тогда из масляных ламп, которые, из-за постоянной нехватки денег, зажигали только на время проверки входных билетов.
По роковому стечению обстоятельств, из бокового открытого окна, начался сквозняк, распространявший огонь с неимоверной скоростью.
Недооценив ситуацию Антон Ландштейнер, советник полиции, не слыша человеческих голосов внутри театра, произнёс свою столь же легендарную, сколь и ужасную фразу: "Всё спасено!"
Среди посетителей вспыхнула паника.
Катастрофа в "Театре на Ринге", Вена. - Огонь, видимый из зала Популярная иллюстрация, Fratelli Treves Editori - Милан, 1882 г.
Некоторые из них на верхних ярусах, не найдя в темноте запасные выходы, выпрыгивали из окон на верную смерть. Но и в партере дела обстояли не лучше: поскольку аварийные выходы открывались внутрь, а люди толкались сзади, движение застопорилось и театралы мучительно задыхались всего в нескольких метрах от спасительного выхода.
Многие тела были сожжены до неузнаваемости.
Катастрофа "Театра на Ринге", Вена - В четвёртой галерее Источник -Популярная иллюстрация, Fratelli Treves Editori - Милан, 1882 г.
Чудом избежал гибели Антон Брукнер. Живший неподалёку от театра и собиравшийся посетить спектакль, он почувствовал лёгкое недомогание и решил остаться дома.
Наблюдавший за катастрофой из своего окна, после пожара Брукнер долгое время очень боялся огня.
Он перестал использовать керосиновые лампы, опасаясь, что они могут взорваться и даже когда он гасил свечи, он проверял их по несколько раз.
Только пребывание в Санкт-Флориане вернуло ему равновесие и избавило его от страха.
С 24 апреля по 17 мая 1882 проходил так называемый процесс "Театра на Ринге".
Все обвиняемые городские власти были оправданы, а трое работников театра (театральный режиссёр Франц фон Яунер, Йозеф Ницше и Франц Лоуэр) были приговорены к тюремному заключению на срок от четырёх до восьми месяцев и частичному возмещению ущерба.
По версии суда, они не проверили друг друга, не установили аварийные масляные лампы и неправильно управляли проволочной завесой. Франц фон Яунер был освобождён из заключения по имперскому помилованию всего через несколько недель.
Катастрофа "Театра на Ринге", Вена l'Illustration Europeanenne - 1881 г.
Однако, не бывает худа без добра.
После пожара для опознания трупов впервые в мире был использован метод, основанный на исследовании положения зубов жертвы, что легло в основу для впоследствии известной "Венской школы криминалистики" и послужило началом судебной стоматологии - идентификации личности по стоматологическому статусу.
Как спонтанная реакция на пожар было основано Венское добровольческое спасательное общество. Пожар имел внутренние и международные последствия для превентивной противопожарной защиты, особенно в районе театра и соответствующих правовых положений для строительства театра в Австрии.
Например, чтобы отделить сцену от зрительного зала, был введён "железный занавес".
Кроме того, с этого момента декорации нужно было пропитывать огнеупорной жидкостью.
В более крупных театрах в случае пожара требовалось, чтобы на каждом представлении присутствовал охранник в форме, который принимал бы необходимые меры для эвакуации большого потока людей, показывая им направления к выходу.
Он должен был оставаться в театре до тех пор, пока не уйдет последний зритель.
Один из железных занавесов Венской оперы
Это постановление действует и по сей день.
Строительные нормы для Вены от 1883 года, закон провинции Нижней Австрии, который учитывал пожар в театре на Ринге, действовал до середины 20-го века.
Среди прочего, в него вкючалось действующее и сегодня требование о том, что двери в общественных зданиях всегда должны открываться наружу.
На месте сгоревшего театра на частные средства императора Франца Иосифа был построен так называемый дом искупления, в котором одним из первых жильцов стал Зигмунд Фрейд.
Доходы от аренды этого многоквартирного дома пошли на благотворительные цели.
В конце Второй мировой войны в 1945 году здание сильно пострадало, и в 1951 году его пришлось снести. Сегодня на этом месте находится офисное здание Главного управления государственной полиции Вены.
Две колонны театра позже были установлены в базилике Кайзермюлен.
Обугленная голова мертвеца из "Театра на Ринге" до сих пор выставлена в Венском криминальном музее. Суд над виновными в пожаре был описан в литературе 1960-х годов известным австрийским актёром Гельмутом Квальтингером и Карлом Мерцем под названием "Анатомия катастрофы".
Проект "Музей в процессе" задумал для Венской государственной оперы серию выставок на тему "Железный занавес", которая вступила в действие с сезона 1998/1999 годов и превратила огнеупорную стену между сценой и зрительным залом в выставочное пространство современного искусства.
Каждый год занавес переделывается всемирно известными художниками.
Речь идёт не о перекрашивании, а о техническом переносе художественного замысла на материал-носитель, которым лишь натянут железный занавес.
Каждый мотив также публикуется в виде открытки с изображением и бесплатно размещается на информационных стендах в рекламных целях.
Соцсеть ВКонакте ПО АВСТРИИ С ЗОЕЙ
Рубрики: | Искусство/Архитектура и скульптура Страны и народы/Европа Искусство/Кино и театр,актеры История Интернет |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |