История одной картины. Люси Мэдокс Браун. «Фердинанд и Миранда играют в шахматы», 1871 |
По сюжету в пьесе Шекспира «Буря» волшебник и герцог Просперо был предан и свергнут собственным братом Антонио, с помощью короля Алонзо.
Изгнанный чародей со своей дочерью Мирандой находят пристанище на затерянном острове.
Спустя много лет Просперо предоставляется случай отмстить – Антонио и Алонзо проплывают на корабле неподалеку.
С помощью магии Просперо вызывает бурю и их корабль терпит крушение у острова. Людей выбрасывает на берег, среди них сын короля – Фердинанд.
Юноша встречает Миранду, и молодые люди влюбляются друг в друга…
Люси Мэдокс Браун, «Фердинанд и Миранда играют в шахматы», 1871г. масло, холст. 68 x 61 см.
Мы видим, что действие происходит в пещере на морском побережье. Из-за полупрозрачной занавески выглядывает корабль.
В центре композиции находится шахматный стол. За ним в креслах сидят игроки: дочь волшебника Миранда и сын короля Фердинанд. Девушка держится уверенно – левой рукой она решительно делает ход, правую манерно развернула ладонью вперед.
Юноша, наоборот, выглядит смущенным – он сидит на краешке стула, скромно положив руку со снятой белой фигурой на колени, и вся его поза говорит об испытываемой им неловкости.
В правом верхнем углу можно заметить их отцов – Просперо указывает потрясенному Алонзо на сына, которого тот считал утерянным.
Картина насыщена символами.
К примеру, мы можем заметить множество атрибутов мудрости и красоты юной пары: сова, сидящая на спинке кресла девушки, книги на полу, цветы вокруг них.
Даже цвет шахмат неслучаен: Миранда, в белом платье, играет белыми фигурами, а за красных ходит Фердинанд, одетый в красный костюм.
Полотно было написано в 1871 году масляными красками. Однако сохранился ранний карандашный набросок, изображающий Миранду и Фердинанда наедине друг с другом. Их отцы и шахматы на этюде отсутствуют, видимо художница решила добавить их позже.
Интересно, что картина Люси Мэдокс Браун – своеобразный аллегорический портрет ее семьи.
Для образа Миранды позировала сводная сестра Кэтрин, тоже художница. Прототипом Фердинанда стал сводный брат Оливер – художник, прозаик и поэт.
Натурщиком для волшебника Просперо послужил будущий муж художницы – критик и писатель Уильям Майкл Россетти. Наконец, моделью для короля Алонзо был ее отец – Форд Мэдокс Браун, известный поэт и живописец.
Люси Мэдокс Браун (рисунок ее деверя, Данте Габриэля Россетти)
В творчестве Люси Мэдокс Браун сильно влияние прерафаэлитов – направления в английском искусстве, восставшего против викторианских условностей и академических традиций. Однако художнице нельзя отказать в самостоятельности и самобытности стиля, нашедшего отражение в сложной композиции картины «Фердинанд и Миранда играют в шахматы».
|Справка| Полное название картины – «Фердинанд и Миранда играют в шахматы» (Ferdinand and Miranda Playing Chess). Автор – Эмма Люси Мэдокс Браун-Россетти (Emma Lucy Madox Brown Rossetti). Жанр – иллюстрирование литературных произведений. Стиль – прерафаэлиты. Дата создания – 1871 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 68 x 61 см.
https://dzen.ru/a/ZZ7CtdGfMQvqKlUu
***
Единственная пьеса Шекспира, в которой упоминаются шахматы,— трагикомедия «Буря», написанная в 1611 году.
Сцена с шахматами как будто не занимает в ней важного места, но в действительности оказывается ключом ко всей пьесе.
По сюжету Просперо, бывший герцог Миланский, растит дочь Миранду на необитаемом острове, где они оказались после дворцового переворота, устроенного братом Просперо с помощью короля Неаполитанского Алонзо.
Просперо мечтает вернуть себе престол и с помощью колдовства топит в море корабль, на котором плывут Алонзо с сыном Фердинандом.
Отец с сыном выживают, но оказываются на разных сторонах острова и ничего не знают о судьбе друг друга.
Обоим Просперо устраивает ряд испытаний: Фердинанду — чтобы в итоге женить его на Миранде, Алонзо — чтобы расквитаться за отнятый престол.
Сцена с шахматами происходит в развязке, когда прощенного Алонзо приводят в пещеру, где мирно играют в шахматы его выживший сын Фердинанд со своей возлюбленной Мирандой. Шахматы как метафора любовных отношений к этому моменту были хорошо освоены культурой, но Шекспир этим привычным их значением не ограничился.
Исследовательница Маргарет Джонс-Дэвис заметила, что сцена с шахматами представляет собой каллиграмму шахмат: вся она умещается в восьми строках и состоит ровно из 64 слов (столько клеток на шахматном поле), причем первая часть из 32 слов отделена от второй цезурой.
Это не просто интеллектуальное упражнение, а своего рода шифр, позволяющий увидеть, что и вся пьеса выстроена как шахматная партия: на противоположных сторонах острова действуют отец и сын, каждый из которых считает себя единственным королем (Фердинанд, уверенный, что отец погиб, выступает как его наследник) и не подозревает, что действием руководит невидимый игрок — Просперо.
Так из любовной метафоры шахматы оказываются метафорой политических интриг, но важнее другое: Шекспир первым буквально выстроил пьесу на шахматной доске и предъявил литературный потенциал шахмат.
Этому приему предстояло большое будущее.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |