Библейский сюжет в мировой живописи «Адам и Ева». Часть 1-я - Жизнь в Эдеме. |
…Бог сотворил человека из праха, из красной глины, вдунул в него душу и придал ему собственные черты. Он дал ему и имя – Адам, что дословно означает «человек».
«Сотворение Адама». Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.
«Сотворение Адама». Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.
Душа человека возникает в момент сотворения человека. Точно так же, как душа ребенка возникает в момент зачатия ребенка.
Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмоциональная).
В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души (тогда человек становится рационалистом), у волевой части (фанатиком), у чувствующей части (так называемым “человеком настроения”, когда душа передоверяется впечатлениям (что характерно, например, для светских художников)).
Недаром Пушкин называл состояние творческого вдохновения кратким словом «дурь».
Наконец, дух может опуститься ниже и оказывается в рабстве у неразумной части души (поднимаются страсти, гнев, развивается чрезвычайное воображение, появляется печаль, уныние, беспричинная тоска).
Когда страсти развиваются, дух опускается еще ниже и попадает в рабство плоти. Тогда человек становится плотским, и у него появляются соответствующие пороки (чревоугодие, блуд и так далее).
Источник : Алексей Павловский. «Ночь в Гефсиманском саду». Ленинград, «Лениздат». 1991.
Уильям Блейк. «И Элохим создал Адама». 1795 г
«Бог вводит Адама в Рай». Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.
Паоло Учелло. «Сотворение Адама». Цикл фресок на темы Ветхого Завета в крытой галерее Санта Мария
Новелла во Флоренции.
Микеланджело Буонаротти. «История творения. Господь сотворяет Адама». Фрески плафона Сикстинской капеллы.
Из ребра спящего Адама создает Бог первую женщину Еву. Мозаика. 1183–1189. Собор Монреале, Сицилия.
«Сотворение Евы». Фреска
«И сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему» (Быт. 2: 18).
Учение о сотворении жены из ребра Адама не является «естественным» и очевидным. Это – вопрос догматический и таинственный, находящийся выше человеческого разумения. Не случайно здесь действовали не силы природы, не ангелы, даже не Адам (который пребывал в крепком сне – см.: Быт.2:21), но Сам Бог. Бог создает Еву из ребра, потому что это самая близкая часть к сердцу мужчины. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2: 23).
Братья ван Эйк. «Адам». Гентский алтарь. Фрагмент. 1432г.
Уильям Блейк - «Адам дает имена животным» (фрагмент)
Художник Феофан Стрелидзас Батас. «Адам дает имена животным» в притворе собора Метеоры. Фрески монастыря Николая Анапавсаса. Фреска. XVI век.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). «Завет с Адамом». Фреска. Владимирский собор, Киев
«Адам и Ева в раю», роспись на хорах церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево, в Москве. Фото - Чеботарь Александр Мирчевич
Брейгель Ян Старший (1568-1625) «Сотворение Евы» (1613-1625) 50 х 81см. Дворец Вейссенштейн, Поммерсфельден
Бог стал учить людей любви. Для этого Он дал им одну маленькую, нетрудную заповедь - не есть плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это повеление, люди могли проявлять этим свою любовь к Создателю. Постепенно, переходя от лёгкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались в ней. Адам и Ева с любовью слушались Бога. И была в раю во всём воля Божия и Божий порядок.
Лукас Кранах Старший. «Адам и Ева в Эдеме».
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс «Райский сад и грехопадение Адама и Евы», ок.1617 Mauritshuis Museum, Den Haag. совместная картина двух художников
Иоганн Вензель Петер (Johann Wenzel Peter) (1745 -1829) «Адам и Ева в Эдемском саду» Ватикан
Давид Тенирс Младший (Антверпен, 1610-1690, Брюссель) «Адам и Ева в райском саду». Один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, Частная коллекция, Бельгия
Ян Брейгель. «Рай»
Альбрехт Дюрер « Адам и Ева». 1504 г. Бреши, Италия
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева. Диптих». 1507. Дерево, масло. Прадо, Мадрид.
Михаил Васильевич Нестеров. «Адам и Ева» 1898 г. Акварель, гуашь, бумага, 30,5х33. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Адам и Ева. Грехопадение», мозаика - Рафаэля Санти, 1509 - 1511гг.
Диавол позавидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вселился в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. Когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запретного дерева.
Он с хитростью спросил Еву: "Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?". "Нет, - ответила змею Ева, - плоды со всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву.
Он сказал: "Нет, вы не умрёте; но знает Бог, что, если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло".
Соблазнительная диавольская речь змея подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и даёт знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запретного дерева и ела; затем дала плоды Адаму, и он ел их.
Уильям Блейк. «Архангел Рафаил с Адамом и Евой»
Уильям Блейк. «Адам и Ева»
Джордж Фредерик Уоттс. «Искушение Евы»
Антонио Молинари (1701-1704) «Адам и Ева»,
«Адам и Ева», Джеймс Барри
Tициан Вечеллио, около 1570. «Грехопадение».
Адриан ван дер Верфф. «Адам и Ева упрекают Бога»
Рубенс. «Адам и Ева»
Питер Пауль Рубенс Адам и Ева в раю (между 1597 и 1600)
«Адам и Ева прячутся от Бога» (Быт. 3, 8-9). Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в.
Михиль Кокси (1499 — 1592) - Первородный грех и изгнание из рая. 237х175. Венский Музей истории искусства
В.М. Васнецов. «Искушение Евы змием» 1885-1896 Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве Владимирский собор, Киев
«Адам и Ева» Иллюстрация из иранского манускрипта. 1294-1299
Жан - Жозеф Торель (1806-1889),«Адам и Ева в земном раю» музей Шарля де Брюйера в Ремиремоне
«Адам и Ева», Франсуа Лемуан
Франческо Альбани. «Адам и Ева» XVII век, ок. 1640
Жан-Франсуа де Труа. «Адам и Ева»
Лукас Кранах, Адам и Ева, 1513г.
Ханс Бальдунг «Адам и Ева» 1520г. Деревянная панель, масло. 85 x 212 см. Галерея Уффици
Келер Вилианди Иван (Йохан) Петрович (1826-1899) 1881 г. «Ева с гранатом». Холст, масло. Ульяновский художественный музей.
Берн Джонс Эдвард
Поль Рансон (1864-1909). «Ева в земном раю» 1900-е гг. Холст, масло. 85 х 51 см. Музей изящных искусств, Ренн, Франция.
Фредерик Уоттс «Искушение Евы»
«Раскаяние Евы», Анна Ли Мерритт
Продолжение - Изгнание из Рая смотрите здесь
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |