-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 6945


Васильев день на Руси и важные православные праздники 14 января - Обрезание Господне; день святителя Василия Великого.

Пятница, 14 Января 2022 г. 19:18 + в цитатник

Васильев день, именуемый в честь православного праздника святителя Василия Великого, отмечается, как и старый Новый год, с 13 на 14 января.

Среди белорусов и украинцев распространено название Щедрый вечер, Меланка, а в некоторых областях России его называют Овсень.

На Руси праздник сопровождался непременным застольем, главным блюдом которого была кутья (да-да, кутью ели не только по печальным поводам) — каша из зерен риса или пшеницы, заправленная орехами, маком и медом. Обмениваясь и угощая друг друга кутьей, соседи улаживали конфликты.

Еще хозяйки пекли блины и пироги, готовили вареники, жарили поросят. Собравшиеся за одним столом желали друг другу здоровья, семейного благополучия и богатого урожая. Затем пели щедривки — застольные песни, повествующие не только о радостях повседневной жизни, но и о предстоящих полевых работах.

Так что собирайте своих соседей по дому, обменивайтесь вкусной и полезной едой и… запевайте!

«В Северо-Западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи, или Щедрухи. Васильевым вечером русский народ повсеместно провожает старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового.
О Васильеве вечере в великорусских губерниях наблюдательные старики замечают: «На Васильев вечер прибывает дня на курячий шаг».
 

Щедрование — угощение кушаньями — принято проводить после заката и до полуночи. Желающие щедровать собираются компанией, надевают костюмы и маски животных, затем ходят по улицам, танцуют и поют поздравительные песни. Кульминация обряда — вовсе не запуск салютов и петард, а сжигание дидуха — снопа соломы из последнего урожая, олицетворяющего дух предков.

ЩЕДРИК, ЩЕДРИК, ЩЕДРІВОЧКА

Щедрик, щедрик, щедрівочка
Прилетіла ластівочка
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

Девушки в это время заняты гаданиями: выходя на улицу, они наблюдают за повадками первого встреченного животного и пытаются по ним определить характер будущего мужа. Поэтому во время этого увлекательного времяпрепровождения не стоит гонять бездомных котов. Лучше предложить им мяса и блинов. Авось кот окажется ласковым и не слишком прожорливым.

В деревнях принято насыпать под ворота горсти зерна, и, если они к утру остаются нетронутыми, это обозначает, что молодицу ждет счастливая семейная жизнь. Ну, а если с утра вы зерна не обнаружите, это тоже неплохо. По крайней мере птицы сыты.

Утром следующего дня, прежде чем пойти на работу, нужно обязательно провести обряд засевания. Важно: в обряде могут принять участие только юноши-подростки. Чтобы в наступившем году хозяевам удалось собрать знатный урожай, заходящим в дома юношам было принято раскидывать зерна пшеницы, символизирующие плодородие и изобилие. Дальше — дело за веником и пылесосом.

Иван Калинский — историк бытовой культуры русского народа, член Русского географического общества (1877)

источник

Несмотря на то, что название праздника было связано с великим Православным святым, он представлял собой явно языческое действо.
В ночь на Васильев день, ходили ряженые, колядовали, гадали. В домах устраивали ритуальные трапезы, на которые «приходили» умершие предки. Дети обходили дворы с пожеланиями богатства, исполняя обряд посевания изб. В этот день выполнялись и некоторые обрядовые действия, не характерные для других святочных празднеств.

Иван Петрович Сахаров - знаменитый этнограф-собиратель, археолог и палеограф - вот что писал об особенностях празднования Васильева дня:

Васильев день у наших поселян считается особенным времясчислением. Так они, желая напомнить что-нибудь былое, говорят: «а это было об Васильев день»; или: «случилось на Васильев день»; или: «на ту пору был Васильев день»; или «он нанялся от Васильева дня до Евдокей», то есть с 1 января по 1 марта. Васильев вечер для русских девиц был весьма важным днем; он приходился на восьмой день святок, когда святочные гадания были во всем разгуле. (конечно,гадать православному большой грех!)

На Васильев день совершаются обряды какого-то непонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний мы узнаем его название: это авсень, или овсень, усень, таусень, говсень. Был ли это действительно праздник, какая была цель его, или это только соединение нескольких обрядов - решительно отвечать невозможно. Ко всем этим обрядам присоединяются и песни…

Во многих селениях в этот день было принято колоть так называемых «кесаретских» поросят. Зажаренный поросенок считался всеобщим угощением, поэтому все односельчане могли приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен был принести немного денег, которые вручались хозяину. На следующий день все деньги передавались в приходскую церковь для нуждающихся.

Некоторые считают, что, якобы, существует несомненная перекличка Васильева Дня с Рождественскими колядами, а также с хождением по домам и собиранием пирогов и прочей святочной снеди.
 

До трапезы перед христианской иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. На стол насыпали семена различного зерна так, что оно представляло собой изображение креста в круге. Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее (борщ), а потом поросенка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».

***

14 января по новому стилю православные христиане отмечают Обрезание Господне; день святителя Василия Великого.

Обрезание Господне. На восьмой день после Рождества Христова Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10–14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещённое Пресвятой Богородице Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31–33; Лк. 2, 21).

Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии у христиан обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

* * *

Кто такой святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви, тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира, а также книги против еретиков-ариан.

Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилось среди всех христиан. Он стал настоящим учителем и наставником для многих поколений богословов.

А потому неслучайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого, в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого, делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого.

Подробнее – в нашем материале "Вселенский учитель Церкви", опубликованном на страницах сайта Первого русского телеканала Царьград.

Тропарь святителю Василия Великого

глас 1

Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителю Василия Великого

глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господьство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне.

Рубрики:  Православие/Святые и праведники
святые,праведники
Искусство/Религиозное искусство
История /Личности
Страны и народы/Россия
Новый год,всё сразу
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям