-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 7007


Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Разные иконы праздника

Суббота, 13 Апреля 2019 г. 11:42 + в цитатник

В этом году православные христиане отмечают праздник Похвалы Пресвятой Богородицы

13 апреля

Каноны изображения икон похвалы Пресвятой Богородицы и чудеса, творимые этими образами ЗДЕСЬ

 22180621 (700x615, 425Kb)

Каждый праздник, посвященный Богоматери, является особенным. Ее помощь нуждающимся и самопожертвование при жизни заслужили уважение со стороны верующих, поэтому чествовать Деву Марию мы не перестаем по сей день.

До наступления Пасхи нам предстоит отметить еще немало удивительных православных событий, и одно из них – Похвала Пресвятой Богородицы.

Само название праздника дает нам понять, что в этот день каждый из нас сможет не просто почтить память Божией Матери, но и вознести ей благодарственные молитвы.

 История праздника

 

Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббо́та Ака́фиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.

Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений:

  • 626 год – аварских завоевателей,
  • 677 год – персов,
  • 717 год – арабов.

История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.

pohvala-bg_1 (600x633, 228Kb)

Воспользовавшись тем, что император Ираклий с войском отбыл в поход на персов, авары взяли Константинополь в осаду. Неприятельский флот вплотную подошел к берегам столицы. Казалось, горожане обречены.

Понимая, что у них слишком мало сил для отражения врага, жители Константинополя обратились с молитвами к святым христианским заступникам: Господу Богу и Пресвятой Богородице. Патриарх Сергий вынес из храма Влахернскую икону Божьей Матери (другой вариант – Ризу Богоматери).

Люди собрались вместе, крестным ходом со святынями обошли родной город. Подойдя к берегу Босфора, возглавлявший процессию патриарх, продолжая молиться, опустил Ризу Пречистой Заступницы в воду. Спокойная и тихая до того времени стихия вдруг стала меняться. Поднялся сильный ветер, разбудил грозную бурю. Огромные волны скрыли вражеские корабли в глубинах залива.

Старинная фреска (1644 год) храма Ризоположения, что в Московском кремле, образно показывает, как именно с помощью иконы Богоматери и святой Ризы происходило чудо, которое уберегло Константинополь.

История спасения города отразилась в написанном вскорости кондаке «Взбранной Воеводе». Данный текст изначально стал составной частью первого акафиста (церковного гимна), чествующего Матерь Божию (Одигитрию). Хвалебную песнь впервые прочитали христиане ночью после чудесного избавления города от вражеских кораблей.

Так традиция празднования благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы началась во Влахернском храме Константинополя, месте хранения и поклонения чудотворной Влахернской иконе Богоматери (принадлежащей, по преданию, руке евангелиста Луки), а также предметов, которыми пользовалась Богородица при жизни на земле (Пояс и Риза).

Со временем регулярность празднований закрепили внесением в специальный набор правил, регламентирующих богослужения (Студийский устав).

Позже чествование вписали в церковные книги, что сделало его общим торжеством для всех христиан, принадлежащих к Восточной церкви. Формирование канона праздника Похвалы Божией Матери было сделано Иосифом Студитом (IX век).

Вопрос:

Почему в акафистах постоянно повторяется слово «радуйся»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Как жанр христианской гимнографии акафист (от греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть; букв. «неседален») отличается не только построением, но особым радостным настроением.

Объясняется это теми реальными обстоятельствами, при которых был создан первый акафист.

Он был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, после победы над персам и аварами, осадившими Константинополь во главе с полководцем шахом Хозроем Сарваром в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен («Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице»).

В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота акафиста). Повторяющееся многократно слово «радуйся» взято из святого Евангелия.

Так приветствовал архангел Гавриил Божию Матерь, принеся весть о будущем рождении от Нее Мессии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28).

В акафистах, посвященных святым угодникам, создававшимся по образцу первого акафиста, также содержится повторяющийся призыв «радуйся».

Основание для этого тоже дает Евангелие. Святые подвигом веры и жизни сподобились той награды, о которой говорит Спаситель в заповедях блаженства: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 12).

Составление акафиста Божией Матери предание приписывает диакону великой Константинопольской Церкви Георгию Писидийскому.

Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви.

Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.

К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.

Современная икона,написанная мастерской Ставрос

 

https://pravoslavie.ru/33831.html

Рубрики:  Православие/Икона православная
Страны и народы/Россия
Православие/Богородица
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку