источник
Среди знаменитых художников XVI века, творивших в Венеции, Тинторетто был самым венецианским.
За 75 лет жизни он покидал родной город лишь однажды. Многие его картины до сих пор находятся в церквях и скуолах (религиозных братствах), для которых они были созданы.
Нынешней осенью Венеция начала отмечать 500-летие со дня рождения своего выдающегося живописца, которого называют «авангардной суперзвездой» Возрождения.
Якопо Робусти (1518/1519 — 1594) получил прозвище Тинторетто или «маленький красильщик», поскольку его отец занимался окраской тканей.
В семье был 21 ребёнок, и будущий живописец был самым старшим. Его дочь Мариетта, сыновья Марко и Доменико также стали художниками. Последний унаследовал большую семейную мастерскую и создавал добротные, но лишённые вдохновения картины в родительской манере.
Некоторые из них иногда ошибочно принимают за работы старшего Тинторетто.
Искусствовед Роберт Эхолс провёл 30 лет, распутывая атрибуцию таких произведений.
Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (ок. 1548). Художественный музей Филадельфии
Якопо Тинторетто, «Автопортрет» (1588). Лувр, Париж
Сейчас Эхолс стал сокуратором ретроспективы Тинторетто во Дворце дожей. Это первый крупный обзор творчества художника в его родной Венеции с 1937 года.
Параллельный показ проводит Галерея Академии — он фокусируется на раннем этапе карьеры живописца. Экспонаты обеих выставок весной следующего года совершат совместную поездку в Национальную галерею искусств в Вашингтоне и впервые будут представлены в Северной Америке.
Обращение святого Павла.Якопо Тинторетто.1544, 152.7×236.3 см
Ранний период Тинторетто особенно труден для исследований. По сведениям одного из биографов, он десять дней провёл в мастерской у Тициана, но был изгнан, поскольку мастер увидел угрозу в не по годам развитом таланте мальчика. Впрочем, записи об обучении Тинторетто — у Тициана или любого другого живописца — не сохранились. «На самом деле нет ни одной надёжно задокументированной картины молодого Тинторетто», — говорит Эколс.
Самая ранняя работа Тинторетто, датированная с определённостью, — это «Состязание Аполлона и Марсия» (1545) из коллекции музея Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут. Она была написана для Пьетро Аретино, который в публичной рекомендации отметил быстроту её исполнения и гениальность художника.
Состязание Аполлона и Марсия. Якопо Тинторетто.1545, 139.7×240 см
По словам британского арт-критика Джонатана Джонса, искусство Тинторетто — «это отказ от чувственной полноты Тициана».
«Его творчество на самом деле нарушает правила Ренессанса […] и представляет собой головокружительную смесь благочестия и стилистического неповиновения», — пишет искусствовед. Быстрые и свободные мазки Тинторетто рассматривались как «радикальные и даже позорные», добавляет Роберт Эхолс.
Якопо Тинторетто, «Похищение тела святого Марка» (1566). Галерея Академии, Венеция
Кроме того, венецианец выбирал для своих фигур смелые ракурсы и экспрессивные позы — в подражание Микеланджело. На стене мастерской Тинторетто, якобы, даже был начертан девиз: «Рисунок Микеланджело и цвет Тициана».
Однако, в отличие от автора фресок Сикстинской капеллы, Тинторетто работал очень быстро, используя для моделирования форм только свет и тени. Из-за этого фигуры выглядят так, будто обрели пластичность с помощью своего рода магии.
Якопо Тинторетто.Чудо раба. 1548, 416×544 см
При разработке масштабных композиций Тинторетто создавал модель из небольших восковых фигур, которые размещал или подвешивал в ящиках. Они были подсвечены таким образом, чтобы сочетания света и теней на картине, которую он писал, были такими же, как в комнате, где она должна была висеть.
Якопо Тинторетто.Диспут Иисуса в храме 1546
Пиком карьеры Тинторетто считаются его картины для скуолы Сан-Рокко, которые он выполнял с перерывами между 1564-м и 1587 годами. Стены и потолки здания почти полностью покрыты произведениями, которые иногда сравнивают с фресками Сикстинской капеллы.
На них изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов и жизни святых. Особое внимание уделяется святому Роху, покровителю братства, которое помогало больным.
Якопо Тинторетто. Распятие 1565, 518×1224 см
Кульминацией является огромное «Распятие» (1565) в Зале Альберго. Тинторетто изобразил тот момент, когда губку погружают в уксус, чтобы смочить им раны Христа.
Вокруг креста расположены солдаты, последователи Иисуса, зеваки, язычники и современники художника (их портреты чётко обозначены), которые смотрят на сцену, будто она разворачивается у них на глазах.
Слева поднимают крест с Благоразумным разбойником, а справа — пригвождают Безумного разбойника, лежащего на земле. У подножия креста спутники поддерживают Марию, лишившуюся чувств.
Вся композиция строится на сложных жестах и необычайно смелых ракурсах, уводящих внимание зрителя в пространство картины.
Якопо Тинторетто, «Рай» — роспись зала Большого совета во Дворце дожей в Венеции
Кисти Тинторетто принадлежит самая большая в мире картина на холсте.
«Рай», украшающий главный зал Дворца дожей в Венеции, достигает двадцати пяти метров в длину и девяти метров в высоту. Художник получил заказ на роспись после смерти Веронезе.
Тот изначально выиграл конкурс на украшение зала, пострадавшего во время пожара в 1577 году, но скончался, так и не приступив к работе.
Тинторетто представил два эскиза (1, 2), однако финальная работа не соответствует им. Когда художник приступил к росписи, ему было 70 лет, и картину в основном завершали подмастерья под руководством его сына Доменико.
А самая дорогая на данный момент картина Тинторетто — «Портрет бородатого старика», написанный в зрелый период карьеры мастера.
В июле 2008 года полотно, с конца XIX века входившее в английскую частную коллекцию, было продано на аукционе Sotheby’s за 1,6 млн фунтов стерлингов (3,1 млн долларов).
При этом предварительная оценка произведения составляла всего 200 — 300 тыс. фунтов.
Якопо Тинторетто, «Портрет бородатого старика» (вторая половина XVI в.). Частная коллекция
Выставки «Молодой Тинторетто» в Галерее Академии и «Тинторетто» во Дворце дожей продлятся до 6 января 2019 года.