Картины и иконы, посвященные Женам-Мироносицам.Часть 1-я. Живопись, фрески, витражи |
Картины и иконы, посвященные Женам-Мироносицам.Часть 1-я. Живопись
Картины и иконы, посвященные Женам-Мироносицам.Часть 1-я.ЖивописьЖены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду.
И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес!
Нестеров Михаил. «Ангел у гроба Господня возвещает весть о Воскресении Иисуса.
фрагмент картины
И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных – вспомним с трудом...
Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?
В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);
у Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне.
Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.
Валерий Андреевич Копняк. «Песня. В День Празднования Памяти Жен Мироносиц»
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.
«Жены-мироносицы у Гроба Господня». 1180–1194. Мозаика. Собор в Монреале. Палермо
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.
Джотто ди Бондоне. «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (фреска из капеллы Скровеньи, Падуя).
Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день. (отмечается во второе после Пасхи воскресенье или еще говорят третья неделя Пасхи-"неделя" по-славянски и есть воскресенье, Пасха-первое, следуещще-Фоимино , и потом- Жен мироносиц)
В этом, 2018 году - 22 апреля
Дуччо ди Буонинсенья 1311г. «Явление Христа Марии Магдалине» 1311г.
Дуччо ди Буонинсенья. «Жены-мироносицы у гроба Господня» 1308-1311 Сиена, Музей собора дерво темпера
Карраччи, Аннибале. «Жены мироносицы у гроба Господня» 1597-1598
Пьетро да Кортона
Шнорр фон Карольсфельд. Schnorr von Carolsfeld. «Жены-мироносицы»
Вильям-Адольф Бугро. William Bouguereau - «Жены-мироносицы».
Батони, Помпео Джироламо «Ангел и жены-мироносицы»
Фра Анджелико. «Воскресение Христа и жены у гроба» 1440-1441 фреска 189 x 164 см. Конвент Сан-Марко
Фра Анджелико. «Воскресение Христа и жены у гроба» 1440-1441 фреска 189 x 164 см. Конвент Сан-Марко. фрагмент
Франческо Альбани . «Жены-мироносицы у гроба Христа» 1640—1650-е СПТб
Фреска Джотто в церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1320 года
Петр фон Корнелиус. Peter von Cornelius. «Три Марии у гробницы»
Роберт Эннинг Белл. Robert Anning Bell. «Жены-мироносицы»
Джон Роддэм Спенсер Стэнхоп. John Roddam Spencer Stanhop. «Зачем ищите живого среди мертвых»
Джулиана Де Вриендт. Juliaan de Vriendt. «Не прикасайся ко мне»
Герберт Гюстав Шмальц. Herbert Gustave Schmalz (1856–1935) . «Раввуни (Мой Господин, Учитель)»
Герберт Гюстав Шмальц. (1856–1935) ««Раввуни (Мой Господин, Учитель)» фрагмент
Джеймс Тиссо . James Tissot .«Не прикасайся ко мне»
Антонио да Корреджо. Antonio da Correggio. «Не прикасайся ко мне»
Генри Хьюз. Henry Hughes. «Не прикасайся ко мне»
Мартин Трэверс. Martin Travers. «Не прикасайся ко мне»
Витраж «Не прикасайся ко мне»
Витраж «Не прикасайся ко мне»
«Ангел и жены-мироносицы». Витраж
Альберт Эдельфельт. Albert Edelfelt. «Христос и Мария Магдалина»
Эдвард Берн-Джонс. «Ангелы возвещают о воскресении Христа»
Ян ван Эйк - «Явление ангела женам-мироносицам»
Ян Младший (1601-1678) Брейгель «Не прикасайся ко мне»
«Адские муки» (слева) и «Три Марии у гробницы» (справа) или «Воскресение и Явление Архангела Свв. женам-мироносицам». Иерусалим, псалтырь Мелисенды (Эгертон, 1139, 9в и 10r), 1131-1143 Британская библиотека)
фреска
Василий Поленов. «Возвестила радость плачущим». Нач. XX в
Владислав Коваль. «Жены-мироносицы»
Евгений Демаков «Утро Воскресения Господня» 1998 г. Холст, масло. 230х345см. Музей Российской живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Евгений Демаков - «Вестницы Воскресения» 1999г. Холст, масло. 120х200см.
Евгений Демаков « Спаситель Воскрес», 2013г., холст. масло,130х200см. (частное собрание)
Иванов Александр Андреевич 1806 - 1858. «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». 1835
Петров-Кириллов Владимир
Наталья Климова. «Равноапостольная Мария Магдалина»
Нестеров Михаил Васильевич
«Мария Магдалина и жены-мироносицы»
«Явление Христа Марии Магдалине». Михаил Дамаскин вторая пол 16 в.
Полетаев Михаил Анатольевич. Роспись в церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Фреска «Белый ангел» в церкви Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.
***протоиерей Николай Агафонов делится своими мыслями...
Человеческий род достиг своего высшего духовного развития в Деве Марии. Поднявшись до невиданных ангельских высот, Она превзошла их, став «честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Явившись Вратами Небесными, через которые в мир пришел Спаситель, Пресвятая Дева на все времена стала знаменем женского естества, освященного Божественным величием. И если Матерь Божию именуют «главизной нашего спасения», то Ее надо признать и главизной женского служения Христу и Его Церкви.
На страницах Евангелия Господь часто обращается к женщинам. И не только прощая грехи, исцеляя, но и беседуя с ними о тайнах Царствия Божия. Достойно внимания то, что впервые прямо и открыто Господь указал на Себя как Мессию, то есть Христа, именно женщине (Ин 4, 25–26). Как и апостолы, женщины, следовавшие за Христом, именовали Его своим Учителем (Ин 20, 16). Правда, в отличие от апостолов, которых Господь Сам избирал и призывал на служение, женщины следовали за Ним исключительно по зову сердца. Но разве зов сердца не от Бога? Это говорит лишь о том, что сердца женщин способны слышать призыв Божий, не нуждаясь в его словесном подтверждении.
Когда пришли дни испытания, Спаситель говорил апостолам: «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14, 1). Но даже они, любящие Христа, испугались и разбежались. С Господом остались лишь те, о ком почти ничего не повествуется в Евангелии до голгофских событий.
Это были тихие, скромные женщины, всюду ходившие за Христом и служившие Ему своими имениями (Лк 8, 1–3). Теперь же, когда униженного и истерзанного пытками Христа, как преступника, вели на распятие, женщины были рядом. Среди беснующейся толпы, истошно вопящей: «Распни, распни Его!», они не дрогнули. Когда читаешь строки Евангелия, то перед мысленным взором встает трогательная картина идущих за Христом на Голгофу женщин.
Растерянные и напуганные, еле сдерживая рыдания, они идут в молчаливой скорби. Почти не видя от слез дороги, поддерживая друг друга, они следуют за своим любимым Учителем, поруганным и осмеянным. Только в любви эти слабые женщины черпают свои силы и идут до конца.
Когда же пришло время и прославился Сын Человеческий, то первым благую весть о Своем воскресении Он даровал женщинам. «Радуйтесь!», — говорил Он им, повелевая идти и рассказать апостолам о Его победе над смертью. А когда апостолы не поверили, Христос явился и «упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк 16, 14).
В подвиге жен-мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру.
Их жизнь, по словам священномученика митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных христианок». Подражание мироносицам в жертвенной любви и на миссионерском поприще находило себе место на протяжении всей двухтысячелетней истории христианской Церкви.
Трудно переоценить роль женщины в сохранении православной веры и в нашем Отечестве. Я бы даже дерзнул сказать, что именно женщины в годы безбожных лихолетий и сохранили эту веру.
О чем хорошо сказано в замечательном стихотворении моего любимого поэта Александра Солодовникова[1]:
Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.
Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.
***
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |