Цитата сообщения АНТОНИНА_МАТВЕЕВНА
КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ
Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)
![](https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/21032492_504379759908898_8857354958818358689_n.jpg?oh=dc9a5e270893e996177ee6e354f0f416&oe=5A1FDA50)
ЛУЧШИЕ РАБОТЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА.
Борис Кустодиев, "Купчиха за чаем", 1918
В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, но с женщиной в качестве главной героини полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса — Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
На картине она - студентка первого курса медицинского факультета.
Известно, что Адеркас врачом проработала недолго, а в советские годы пела в хоре, озвучивала фильмы и даже работала в цирке, оставив мемуары о том времени.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы» — они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами, изобилием и музыкой, красками и весельем, и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске по причине опухоли спинного мозга и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами
В 1922 году в новой галерее Ван-Димена на Унтер-ден-Линден, недалеко от здания советского посольства в центре Берлина, прошла Первая выставка русского искусства. В вернисаже, открывшемся 15 октября, приняли участие около 180 художников с более чем тысячей произведений, в том числе и Кустодиев со своей «Купчихой за чаем», а также «Невестой», написанной в 1919 году.
Выставка широко освещалась в советской прессе и в берлинских эмигрантских изданиях. Когда картины ещё развешивались, художник и искусствовед Георгий Лукомский восторженно написал в эмигрантской газете «Накануне», что «Кустодиев — „богатейшие“ сюжеты: „Купчиха“ за чаепитием у самовара — русский Тициан! Живопись его стала строже, продуманнее. Кустодиев — огромный художник!», и «может быть поставлен вровень с Венециановым . После открытия выставки он же дал возможно лучшую литературно-художественную критику этой картине Кустодиева:
"Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по сторонам ворот. Налево балкон, и купец или подрядчик бородач, в красной рубахе и жилетке пьёт с женой чай.
Вдали налево, как бы на холме, шатёр церкви в «Нарышкинском Барокко», направо — город, гостинный двор, «ряды», колокольня церковная, столь типичная для «уезда» — провинциальный «ампир» 1830-х годов.
Справа и слева обрамление из листьев, дубовые листья и кусты.
На таком фоне сидит у стола и услаждает свою душу и тело чайком красивая, полная дама — купеческая.
Платье лилового шёлка с кружевами, повязка на голове, в руке блюдце, и ластится кот к круглому плечу хозяйки. И жмурит он глаза и прижимается мордочкой и к шёлку и к телу.
А прижаться-то есть к чему! Тело — атласистое, плечи круглые, формы пышные, руки полные, пальчики нежные. И глаза серые, чуть вкось смотрят.
Брови лукавые дугой вытянутые. Губы-то какие-то витьеватые и пышные.
На столе порасставлены яства. Здесь и крендельки, и ватрушки, и бисквитная булка, и варенье, — а на самом видном месте — арбуз. Самовар, чайник на нем расписной, с розанами, «поповский». Живопись (арбуза) рисунок (губ) — силы, достойной Франца Гальса.
Небо в облачках порозовевших передано с изумительным совершенством. Осень в небе, в городке, как игрушечной модели Троице-Сергиевой Лавры, в «рядах» гостиного двора и каланче пожарной, в общем тоне.
Это первые дни августа. Спала жара, а расцвет ещё полный. Пейзаж — российский. Быт, — русского Брегэля — неприкрашенный "
Михаил Нестеров высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую.
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика».
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа
=========================
На террасе. 1906
![](https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/13775936_1181454611894300_7522172958043128198_n.jpg?oh=02a6eb706261d1ee678cf2fd0a80f15a&oe=59FE8797)
Какое все светлое - и какие все светлые, лес темный, но не мрачный,- он просто дарит прохладу.
Живопись Кустодиева понятна и прозрачна, - вот оно, счастье)
Провинция (Кострома). 1906
Холст, масло. 83 x 105 см
Частное собрание
![wwwartcata_2042474_26515676[1] (700x551, 38Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/503/136503792_wwwartcata_2042474_265156761.jpg)
Жатва 1914, 133×133 см • Масло, Холст
![135633968_artchiveru_9861993_263244921[1] (690x699, 54Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/503/136503808_135633968_artchiveru_9861993_2632449211.jpg)
Чаепитие. 1913
Холст, масло. 99 x 127 см
Частное собрание
![wwwartcata_3615149_27016558[1] (700x546, 62Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/533/136533548_wwwartcata_3615149_270165581.jpg)
Купец (Старик с деньгами). 1918
Холст, масло. 88 x 70 см
Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург
![wwwartcata_9211019_27164297[1] (552x700, 73Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/136/717/136717588_wwwartcata_9211019_271642971.jpg)
***
Борис Кустодиев. ИЗВОЗЧИК.(Продана за 4,4 миллиона фунтов стерлингов)
«Извозчик», датируемый 1923 годом, относится к серии работ, изображающих народные типажи.
В 1924 году картина стала основным экспонатом выставки русского искусства в Нью-Йорке. Капица выкупил «Извозчика» у вдовы художника в 1936 году.
Петра Капицу и Бориса Кустодиева связывала многолетняя дружба.
В ноябре 2012 года картина Бориса Кустодиева "Извозчик" из коллекции лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 4,4 миллиона фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом стоимости для работ русского художника.
![](https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/21032552_505232569823617_6283541828147282925_n.jpg?oh=ecd0e436c1b3b081f8495b218fd82b18&oe=5A1A3F0E)
Вид с Воробьевых гор. 1919
Холст, масло. 36 x 53 см
Санаторий "Узкое" Российской академии наук, Московская обл.
![wwwartcata_1192329_27490490[1] (700x455, 60Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/137/223/137223541_wwwartcata_1192329_274904901.jpg)
Трактирщик.
Из серии "Русь. Русские типы" 1920, 32×26 см • Акварель, Графит, Бумага
Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург
![artchiveru_8343684_27533426[1] (559x700, 56Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/137/278/137278321_artchiveru_8343684_275334261.jpg)