-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 6945


Кустодиев Борис Михайлович

Пятница, 15 Сентября 2017 г. 20:51 + в цитатник
Цитата сообщения АНТОНИНА_МАТВЕЕВНА

КУСТОДИЕВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ

Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)

Алина Алексеева

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА.

Борис Кустодиев, "Купчиха за чаем", 1918

В этой работе Кустодиев воплотил свой давний замысел о создании картины на тему купеческого чаепития, но с женщиной в качестве главной героини полотна. Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса — Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

На картине она - студентка первого курса медицинского факультета. 
Известно, что Адеркас врачом проработала недолго, а в советские годы пела в хоре, озвучивала фильмы и даже работала в цирке, оставив мемуары о том времени.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы» — они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. В ту небывалую кустодиевскую Русь, наполненную жизнью, светом и силами, изобилием и музыкой, красками и весельем, и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске по причине опухоли спинного мозга и проведший последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами

В 1922 году в новой галерее Ван-Димена на Унтер-ден-Линден, недалеко от здания советского посольства в центре Берлина, прошла Первая выставка русского искусства. В вернисаже, открывшемся 15 октября, приняли участие около 180 художников с более чем тысячей произведений, в том числе и Кустодиев со своей «Купчихой за чаем», а также «Невестой», написанной в 1919 году.

Выставка широко освещалась в советской прессе и в берлинских эмигрантских изданиях. Когда картины ещё развешивались, художник и искусствовед Георгий Лукомский восторженно написал в эмигрантской газете «Накануне», что «Кустодиев — „богатейшие“ сюжеты: „Купчиха“ за чаепитием у самовара — русский Тициан! Живопись его стала строже, продуманнее. Кустодиев — огромный художник!», и «может быть поставлен вровень с Венециановым . После открытия выставки он же дал возможно лучшую литературно-художественную критику этой картине Кустодиева:

"Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по сторонам ворот. Налево балкон, и купец или подрядчик бородач, в красной рубахе и жилетке пьёт с женой чай.

Вдали налево, как бы на холме, шатёр церкви в «Нарышкинском Барокко», направо — город, гостинный двор, «ряды», колокольня церковная, столь типичная для «уезда» — провинциальный «ампир» 1830-х годов.

Справа и слева обрамление из листьев, дубовые листья и кусты.

На таком фоне сидит у стола и услаждает свою душу и тело чайком красивая, полная дама — купеческая.

Платье лилового шёлка с кружевами, повязка на голове, в руке блюдце, и ластится кот к круглому плечу хозяйки. И жмурит он глаза и прижимается мордочкой и к шёлку и к телу.

А прижаться-то есть к чему! Тело — атласистое, плечи круглые, формы пышные, руки полные, пальчики нежные. И глаза серые, чуть вкось смотрят.

Брови лукавые дугой вытянутые. Губы-то какие-то витьеватые и пышные.

На столе порасставлены яства. Здесь и крендельки, и ватрушки, и бисквитная булка, и варенье, — а на самом видном месте — арбуз. Самовар, чайник на нем расписной, с розанами, «поповский». Живопись (арбуза) рисунок (губ) — силы, достойной Франца Гальса.

Небо в облачках порозовевших передано с изумительным совершенством. Осень в небе, в городке, как игрушечной модели Троице-Сергиевой Лавры, в «рядах» гостиного двора и каланче пожарной, в общем тоне.

Это первые дни августа. Спала жара, а расцвет ещё полный. Пейзаж — российский. Быт, — русского Брегэля — неприкрашенный "

Михаил Нестеров высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую.

В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика».

В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа

=========================
На террасе. 1906

Какое все светлое - и какие все светлые, лес темный, но не мрачный,- он просто дарит прохладу.
Живопись Кустодиева понятна и прозрачна, - вот оно, счастье)

Провинция (Кострома). 1906

Холст, масло. 83 x 105 см
Частное собрание

wwwartcata_2042474_26515676[1] (700x551, 38Kb)

 

Жатва 1914, 133×133 см • Масло, Холст

135633968_artchiveru_9861993_263244921[1] (690x699, 54Kb)

 

Чаепитие. 1913
Холст, масло. 99 x 127 см
Частное собрание

wwwartcata_3615149_27016558[1] (700x546, 62Kb)

 

Купец (Старик с деньгами). 1918
Холст, масло. 88 x 70 см
Музей-квартира И.И.Бродского, С.-Петербург

wwwartcata_9211019_27164297[1] (552x700, 73Kb)

***

Борис Кустодиев. ИЗВОЗЧИК.(Продана за 4,4 миллиона фунтов стерлингов)

«Извозчик», датируемый 1923 годом, относится к серии работ, изображающих народные типажи.

В 1924 году картина стала основным экспонатом выставки русского искусства в Нью-Йорке. Капица выкупил «Извозчика» у вдовы художника в 1936 году.

Петра Капицу и Бориса Кустодиева связывала многолетняя дружба.

В ноябре 2012 года картина Бориса Кустодиева "Извозчик" из коллекции лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 4,4 миллиона фунтов стерлингов, что стало мировым рекордом стоимости для работ русского художника.

 

Вид с Воробьевых гор. 1919
Холст, масло. 36 x 53 см
Санаторий "Узкое" Российской академии наук, Московская обл.

wwwartcata_1192329_27490490[1] (700x455, 60Kb)

 

Трактирщик.
Из серии "Русь. Русские типы"  
1920, 32×26 см • Акварель, Графит, Бумага

Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург

artchiveru_8343684_27533426[1] (559x700, 56Kb)

 

 

Рубрики:  Искусство/Русские художники
Страны и народы/Россия
Искусство/Импрессионизм
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку