Сквозь облака, сияньем нежным, Сверкнула радуга, лучась. Лазурным, розовым, лиловым, Зелёным цветом разлилась В солёных брызгах, в гребнях белых
Прибоя пенного. Она предстала вестницей спасенья И украшеньем полотна.(с)
На этой картине мы видим два судна, которые терпят бедствие среди бушующей стихии. На их пути расположен скалистый берег, который может стать для пассажиров спасением, а может и гибелью.
Однако эта картина не случайно называется «Радуга». Чуть заметные полукольца этого природного явления мы можем увидеть в углу картины — они простираются над бурлящими волнами, давая героям сюжета и зрителям надежду на спасение.
Картина написана в необычной для Айвазовского манере — она не насыщена яркими цветами, а, наоборот, создана в помощью блеклых, едва заметных оттенков. Именно благодаря этому нюансу полотно выглядит настолько реалистичным, что погружает зрителя в самую гущу событий, делая его невольным участником сюжета.
Картина была сразу куплена у художника его другом и крупным коллекционером Павлом Третьяковым, считавшим «Радугу» жемчужиной русской живописи. Известно, что купец уже заранее ждал эту картину и просил у Айвазовского побольше реалистичности: «...дайте мне Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант. Простите, что пишу Вам, но уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции».
Изначально художник хотел назвать это полотно «Шторм», но в процессе написания решил переименовать его, чтобы не оставлять своих героев без надежды на спасение.