Как танцевали на балах в России 200 лет назад, и какой танец говорил о серьёзных намерениях кавалера |
Можно забыть имена персонажей из «Войны и мира» или «Анны Карениной», но многие ли вычеркнули из памяти описание первого бала Наташи Ростовой или другого, на котором возникло роковое чувство между Анной и Вронским, а сердце Кити было разбито? Вряд ли - и торжественный столичный бал с участием императора, и более скромный, но зато и более веселый московский благодаря Толстому превратились чуть ли не в собственные воспоминания вчерашних школьниц.
Одной из главных функций бала действительно было проведение «ярмарки невест» среди дворянского сословия, и тому служило многое: и обычаи относительно нарядов, и строгий церемониал, и негласные правила и обычаи, которые позволяли разглядеть в потенциальных супругах важные для совместной жизни достоинства.
Начало истории балов в России связывают с Петром I – в 1718 году император повелел проводить ассамблеи, которые постепенно приучили русских дворян к этой западной традиции. Только сначала все было несколько проще, чем в Европе: ассамблеи подразумевали скорее дружеские посиделки с танцами: подавалось крепкое спиртное, много табака, затевались разные игры и потехи, в придумывании которых сам Петр был большим мастером. Хозяева и гости таких ассамблей не то чтобы были в восторге от причуды правителя, но деваться было некуда: и жен с дочерьми приводили, и танцевать себя заставляли – эти мероприятия были объявлены обязательной к исполнению традицией.
Но вот наступила эпоха императриц – а те настолько любили наряжаться и показываться во всем своем великолепии на балах, что и аристократия очень скоро полюбила этот вид времяпрепровождения. Никто никого больше не принуждал – наоборот, получить приглашение на бал считалось честью и свидетельством принадлежности к привилегированным кругам общества. Присутствуя на балах, было довольно легко завести нужные знакомства, добиться расположения ценных гостей, удачно выдать замуж дочь или женить сына. Правда, одним лишь прибытием на бал дело теперь не ограничивалось – ассамблеи ушли в прошлое, настало время особого церемониала и строгого бального этикета.
В каких случаях на балу требовались маски
Разумеется, бал-маскарад предполагал обязательное наличие маски, а еще – плаща. В остальных случаях мужчины являлись на бал во фрачной паре или в парадном военном мундире и непременно в перчатках, женщины появлялись на балах в платьях любого цвета и разнообразных фасонов, но шея и плечи должны были быть открыты. А раз так, предполагалось, что на даме обязательно будет или колье, или цепочка, или другое украшение.
Неудобные башмаки петровской эпохи больше не стесняли движения танцоров, обувь стала удобной. Разве что военные могли щегольнуть и явиться на бал в сапогах, да еще со шпорами – это не одобрялось, поскольку во время танцев страдали подолы дамских платьев, но успех молодых офицеров в свете всегда был достаточно велик, чтобы закрывать глаза на такие отступления от правил. Обязательным дамским бальным аксессуаром была маленькая книжечка-карне, куда записывались номера танцев и имена кавалеров.
Этикет требовал, чтобы кавалер не танцевал с одной дамой больше одного раза за вечер – лишь во второй половине XIX века это правило стало чуть менее строгим. Но все равно, больше трех раз вместе могли танцевать только жених и невеста. При такой насыщенности танцевальных планов на вечер немудрено, что появились бальные книжки. Они становились для молодых барышень подтверждением успеха в обществе, а пригласившие их на танец мужчины заносились в список личных побед.
Большинства танцев юные барышни, особенно первый сезон выезжавшие в свет, ждали с замиранием сердца, но в программу бала входили и особенные, как будто специально предназначенные для романтических объяснений.
Бал открывался полонезом, или, в буквальном переводе с французского, «польским» – торжественным шествием, прогулкой под музыку, при этом хозяин шел в паре с самой почетной гостьей, а хозяйка – с самым почетным гостем. В России полонез был первым из «привезенных» западных танцев: и в этом опять же заслуга Петра I. По сути, полонез представлял собой демонстрацию танцующими самих себя: своих нарядов, осанки, умения себя держать, своего чувства ритма и предупредительности по отношению к партнеру.
Вслед за полонезом играли менуэт, другой церемониальный танец, представляющий собой последовательность поклонов и реверансов. Исполнялся он на полупальцах, длился долго и, кстати, требовал от танцующих выносливости и хорошей физической формы – движения в менуэте со временем становились все более сложными. Императрица Елизавета Петровна, которая славилась тем, что могла подряд протанцевать несколько менуэтов, была, по общему признанию, одной из самых неутомимых дам среди танцевавших этот танец. Но постепенно популярность менуэта снижалась; к тридцатым годам XIX века менуэт уже редко включался в программу бала.
Еще со времен Екатерины дворяне в России начали танцевать кадриль – тоже не самый простой танец; он требовал выполнения парами разных фигур, которые объявлял ведущий. Во время кадрили не особенно удавалось поговорить – легко было ошибиться в движениях.
Танец, предшествовавший признаниям в любви
После нескольких кадрилей, англезов, полек наступало время мазурки – того самого танца, которого с замиранием сердца ждала Кити Щербацкая. Мазурку дамы расписывали в первую очередь, и вообще в свете ей отводилось много внимания. Умение хорошо танцевать мазурку приравнивалось к «высшему» бальному образованию. После танца кавалер отводил даму к столу для ужина, во время бала блюда подавались на небольших столиках в маленьких гостиных. Время после мазурки считалось самым романтичным и подходящим для признания и объяснения.
Но ужином бал, тем не менее, не заканчивался. Завершением вечера становился танец котильон, танец-игра, – им опять-таки «управлял» кавалер ведущей пары. Порой в конце вечера танцевали вальс, который стал популярен с восьмидесятых годов XVIII века. Вообще говоря, это была своеобразная революция в бальном этикете: слыханное ли дело, чтобы кавалер прикасался к даме настолько откровенным образом, да чтобы танцующие еще и оказывались лицом к лицу?
Но в этом и состояло преимущество нового танца. Кавалер и его дама получали возможность не только обмениваться не слышными другим репликами, но и могли тайком от других гостей передавать друг другу записки. В XIX веке вальс мог становиться первым танцем бала, а полонез, напротив, завершал вечер. Кстати, именно вальсом начался бал в романе «Анна Каренина», тот самый, с которого начались отношения героини с Вронским.
Балы для российских дворян были слишком важной частью светской жизни, чтобы относиться к ним легкомысленно. Когда-то было совершенно немыслимо получить хорошее образование, не посвящая время урокам танцев. Этот вид занятий входил и в программу Царскосельского лицея. А чтобы подготовить маленьких аристократов к участию в настоящих, взрослых балах, для них часто устраивались детские.
Конечно, балы различались по масштабности и пышности. Придворные столичные празднества собирали по несколько тысяч гостей и предполагали роскошь и изысканность во всем, включая угощения. Московские балы были проще с точки зрения строгости этикета. Свои вечера устраивались и провинциальными помещиками.
По этикету приглашение на бал предполагало «обязанность» танцевать, а еще – держаться легко, весело, вести непринужденный разговор, который не касался бы излишне серьезных тем
Рубрики: | БАЛЕТ..ТАНЕЦ ИСТОРИЯ нравы обычаи ценности |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |