-Цитатник

ПОХВАЛИ МЕНЯ ЭТИМ ВЕЧЕРОМ...МЕКСИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК JESUS HELGUERA (1910-1971) - (0)

Похвали меня этим вечером...Мексиканский художник Jesus Helguera (1910-1971) Похвали меня...

СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК ПРАВЕДНЫЙ И ВАЖНЫЙ, СВЯТАЯ ТРОИЦА НА РАДОСТЬ НАМ ПРИШЛА. - (0)

Сегодня праздник праведный и важный, Святая Троица на радость нам пришла.   1. ...

С ДНЕМ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА! - (0)

С днем медицинского работника! С Днем медика от души Вас поздравляю! Желаю легких рабочих...

https://www.liveinternet.ru/users/madam_irene/post505768693/ - (0)

С Днем России!   1. 2.

ЖЕНЩИНА ОНА,КАК САД ВЕСЕННИЙ... ХУДОЖНИК СТАНИСЛАВ ФОМЕНОК (STANISLAV FOMENOK) - (0)

Женщина она,как сад весенний... Художник Станислав Фоменок (Stanislav Fomenok) ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в юрчил

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.04.2015
Записей: 12283
Комментариев: 316
Написано: 16342


" ВЕСЕЛАЯ ЦАРИЦА БЫЛА ЕЛИСАВЕТ"

Среда, 16 Сентября 2015 г. 13:35 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова " Веселая царица была Елисавет"

                                                                            

                               

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1757 .Царское Село

Елизавета I Петровна — российская императрица из династии Романовых с 25 ноября (6 декабря) 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I, рождённая за два года до их вступления в брак.

По отзывам современников, в Елизавете Петровне удивительным образом сочетались новые европейские веяния с московской стариной. Страсть к развлечениям, французским нарядам, танцам, спектаклям уживались в ее характере и поведении с набожностью, строгими постами, хождениями на богомолье.

 

Императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском дворце 18 декабря 1709 года. День этот был торжественным: Пётр I въезжал в Москву, желая отметить в столице свою победу над Карлом XII. Император намеревался тотчас праздновать полтавскую победу, но при вступлении в столицу его известили о рождении младшей дочери. «Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с пришествием в этот мир мою дочь!», — сказал он.

                         

Юная царевна Елизавета в образе Флоры, портрет Каравака из Царскосельского дворца

Внебрачная дочь получила имя Елизавета, которое ранее Романовыми не использовалось. «Имя Елизавета, в галлицизированной форме „Лизетт“, пользовалось особой любовью Петра I. Так называлась шестнадцатипушечная шнява, строительство которой было начато в 1706 году по проекту самого Петра и корабельного мастера Ф. М. Скляева (спущена на воду 14 июня 1708 года). Это был один из первых кораблей русского флота, построенных на петербургской верфи. То же имя носили и одна из любимых собак Петра — гладкошерстный терьер Лизетта — и любимая лошадь царя, кобыла персидской породы, которую он приобрёл в 1705 году». Именины приходились на 5 сентября (тезоименная святая — праведная Елисавета, мать Иоанна Предтечи).

                        

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Луи Каравак, 1717 год.

                        

Мусикийский, Григорий Семенович Миниатюра на эмали: Портрет семьи Петра I Россия, 1716/1717 гг. 

Через два года после рождения Елизавета была «привенчана», как тогда говорили: её родители вступили в законный брак. По этому случаю царь дал 6 марта 1711 года своим дочерям, Анне и Елизавете, титул царевен. После принятия Петром I титула императора его дочери Анна, Елизавета и Наталья получили, 23 декабря 1721 года, титул цесаревен, внучка царя Наталья Алексеевна при этом оставалась великой княжной, а дочери покойного царя Ивана Алексеевича (Екатерина, Анна и Прасковья) — царевнами

                           

И.Н.Никитин Портрет Елизаветы Петровны ребенком 

Будучи только восьми лет отроду, царевна Елизавета уже обращала на себя внимание своею красотой. В 1712 году обе дочери встречали императора, возвращающегося из-за границы, одетыми в испанские наряды. Тогда французский посол заметил, что младшая дочь государя казалась в этом наряде необыкновенно прекрасной.

                         

Портрет Елизаветы Петровны в молодости. Неизвестный художник XVIII в.

В следующем 1713 году введены были ассамблеи, и обе цесаревны явились туда в платьях, вышитых золотом и серебром, в головных уборах, блиставших бриллиантами. Все восхищались искусством Елизаветы в танцах. Кроме лёгкости в движениях, она отличалась находчивостью и изобретательностью, беспрестанно выдумывая новые фигуры. Французский посланник Леви замечал тогда же, что Елизавета могла бы назваться совершенной красавицей, если бы не её курносый нос и рыжеватые волосы.

Систематического образования Елизавета не получила и даже в зрелом возрасте «не знала, что Великобритания есть остров». Под руководством учёного еврея Веселовского она основательно изучила только французский язык и заодно выработала красивый почерк. Именно с Елизаветы принято начинать отсчёт русской галломании. Причина того, что обучение велось по-французски, заключалась в желании родителей выдать Елизавету за её ровесника Людовика XV, либо за юного герцога Орлеанского. К 16-ти годам Елизавета Петровна говорила на французском как на своём родном. Однако, на предложения Петра породниться с французскими Бурбонами те отвечали вежливым, но решительным отказом.

 Елизавета Петровна изображена в латах, с орденами святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и святой Екатерины Большого креста (бант из орденской ленты на левой руке; 1744). Слева - конная группа вельмож во главе с великим князем Петром Федоровичем, изображенным с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного. Справа - конная группа статс-дам, среди которых великая княгиня Екатерина Алексеевна. 

« Беспорядочная, причудливая, не имеющая определённого времени ни для сна, ни для еды, ненавидящая всякое серьёзное занятие, чрезвычайно фамильярная и вслед затем гневающаяся за какой-нибудь пустяк, ругающая иногда придворных самыми скверными словами, но, обыкновенно, очень любезная и широко гостеприимная. »

                     


Многое резко изменилось с кончиной Петра I (1724), а затем императрицы Екатерины I (1727). Императором в 1727 году стал 12-летний Петр II, который был очень привязан к своей тетке. Они вместе охотились и веселились, Елизавета царила на балах, очаровывала придворных своей легкостью и жизнерадостностью. Волшебная сказка закончилась быстро и неожиданно: молодой царь заболел оспой и скончался. Елизавета оказалась в сложном положении.


 

Портрет работы Караваджо

Елизавета помогала матери после смерти отца, даже принимала участие в осуществлении правления: приготовливала к подписанию указы, следила за почтой. На протяжении 14 следующих лет Елизавета фигурировала во всевозможных брачных комбинациях, ни одна из которых не состоялась. Воспитание, ориентированное на брак с кем-либо из иностранных принцев, и годы, проведенные после смерти матери вдали от серьезных дел, наложили отпечаток на склонности, характер и привычки Елизаветы - она уделяла основное внимание нарядам, фаворитам, охоте и танцам.

Завещание Екатерины I 1727 года предусматривало права Елизаветы и её потомства на престол после Петра II и Анны Петровны. В последний год правления Екатерины I и в начале царствования Петра II при дворе много говорили о возможности брака между тёткой и племянником, которых связывали в это время приятельские отношения. Долгие прогулки верхом и выезды на охоту они совершали вместе.

«Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», картина В.Серова

Проекту родственного брака, предложенному Остерманом, воспротивился Меншиков, мечтавший выдать за императора собственную дочь. После этого портреты Елизаветы были отосланы Морицу Саксонскому и Карлу-Августу Голштинскому.Последний проявил интерес и прибыл в Петербург, где, не дойдя до алтаря, умер. После этого удара Елизавета примирилась с перспективой незамужней жизни и завела первого «галанта» — красавца-денщика Бутурлина.

После кончины Петра II в январе 1730 года про завещание Екатерины было забыто: вместо Елизаветы престол был предложен её двоюродной сестре Анне Иоанновне.Она старалась поддерживать свой имидж, как того требовало ее положение: во время свадьбы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом Елизавета со своею свитою следовала в семи каретах, со всем придворным штатом, располагавшимся по чинам, как у царицы, только у Елизаветы их было меньше. На венчании Елизавету сопровождал сын Бирона - Петр Курляндский; она была одета в розовое платье, вышитое серебром и богато украшенное драгоценными камнями. На свадебном маскараде Елизавета танцевала во второй кадрили с Петром Бироном, в зеленом домино с золотыми кокардами - так была одета вся кадриль. Такая жизнь требовала затрат.

Анна Иоановна.1730.

В её правление (1730—1740) цесаревна Елизавета находилась в полуопале, носила «простенькие платья из белой тафты, подбитые чёрным гризетом», чтобы не входить в долги.Из собственных средств она оплачивала воспитание двоюродных сестёр из рода Скавронских и пыталась подобрать им достойную партию. Помимо кузин, ближний круг Елизаветы составляли лейб-медик Лесток, камер-юнкеры Михаил Воронцов и Пётр Шувалов и будущая жена его, Мавра Шепелева

Неизвестный художник конца XVIII века. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Но пока Елизавета лишилась блестящего положения при Дворе и была принуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе, среди преданных ей людей, особое место среди которых с 1733 занимал Алексей Разумовский. Полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, при существовании к тому же за границей внука Петра Великого, принца Голштинского, спасли Елизавету от пострижения в монастырь и от брака с герцогом Саксен-Кобург-Мейнингенским, но столкновения между ней и императрицей Анной Иоанновной вспыхивали неоднократно.

Преннер, Георг Каспар фон Портрет императрицы Елизаветы Петровны Германия, 1750-е гг.

Анна Иоанновна на протяжении всех десяти лет своего царствования следила за Елизаветой и ее друзьями и любовниками. Красота Елизаветы раздражала Анну, а сама великая княжна являлась для нее политической конкуренткой, с которой необходимо было считаться. Принцесса Елизавета имела в Санкт-Петербурге свой особый двор, жила в отдельном дворце (на углу Большой Миллионной улицы и Царицына луга); не делала приемов, но часто бывала у царицы на вечерних собраниях и на всех парадных церемониях. Она жила на доходы с мыз, завещанных ей матерью. Привыкнув к роскоши, цесаревна, любившая наряды и удовольствия, постоянно нуждалась в деньгах и занимала их везде, где только могла достать.

 

Различные дворцовые группировки всегда рассматривали Елизавету как реальную претендентку на царский трон. После смерти Анны Иоанновны (1740) и прихода к власти Анны Леопольдовны отношение к Елизавете не изменилось. Цесаревну окружала атмосфера недоверия и подозрительности.Недовольные Анной Иоанновной и Бироном возлагали на дочь Петра Великого большие надежды. Тем не менее, наблюдатели не считали её особой достаточно деятельной, чтобы встать во главе заговора. Английский посол Финч, обыграв слова Цезаря в пьесе Шекспира, докладывал на родину: «Елизавета слишком полна, чтобы быть заговорщицей».

                        

Идеализированный парадный портрет Елизаветы Петровны кисти Шарля ван Лоо

Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период регентства Анны Леопольдовны, в ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 года 31-летняя Елизавета в сопровождении инициатора заговора Лестока и своего учителя музыки Шварца подняла за собой гренадерскую роту Преображенского полка.

Из казарм все двинулись к Зимнему дворцу. Не встретив сопротивления, с помощью 308 верных гвардейцев она провозгласила себя новой императрицей, распорядившись заточить в крепость малолетнего Ивана VI и арестовать всю Брауншвейгскую фамилию (родственников Анны Иоанновны, в том числе регентшу Ивана VI — Анну Леопольдовну) и её приверженцев. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь — дабы показать Европе терпимость новой самодержицы.

Иван Вишняков. Портрет Елизаветы Петровны (1743).

Коронационные торжества состоялись в апреле 1742 года и отличались беспрецедентной пышностью. В качестве напоминания о них в Москве сохранялись до середины XX века Красные ворота, под которыми проезжал коронационный кортеж. Уже тогда в полной мере проявились любовь государыни к ярким зрелищам и стремление утвердиться в народной памяти. Была объявлена массовая амнистия, вечером стены Кремля сотрясли залпы салюта, фасады окрестных домов были затянуты парчовой материей. В память о торжествах был издан «Коронационный альбом Елизаветы Петровны»

Коронационное платье Елизаветы Петровны

Веселый характер Елизаветы как нельзя лучше подходил ко вкусам двора. В развлечениях ей не было равных. Счастливое детство наложило отпечаток на всю ее жизнь: велики были ее огорчения в период царствования Анны Иоанновны, но она не утратила своей природной веселости и остроумия. Как ни вознесла ее потом судьба, в ней всегда оставалась прежняя девчонка и в манерах, и в ее далеко не изысканном способе выражать свои мысли.

 

Рубль золотом (1756). Императрица была курноса и настаивала на том, чтобы нос её под страхом наказания писался художниками только анфас, с лучшей его стороны. В профиль портретов Елизаветы почти не существует, кроме случайного медальона на кости работы Растрелли.

Эпоха императрицы Елизаветы является в целом одной из самых художественных страниц русской истории. Жизнь во всех ее многообразных проявлениях была для нее подлинным искусством.

                                               

Портрет работы Аргунова

Основными принципами внутри — и внешнеполитической деятельности Императрицы были провозглашены возвращение к принципам правления Государя Петра Великого. Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, созданный при Анне Иоанновне, восстановила роль Сената, Берг— и Мануфактур-коллегии, Главного магистрата. В связи с вступлением России в Семилетнюю войну 1756-1763 учредила Конференцию при Высочайшем Дворе.

Именным указом 2 декабря 1742 г. Елизавета Петровна потребовала высылки всех иудеев как из великороссийских, так и малороссийских городов, сел и деревень, с их имуществом. В будущем могли пропускаться в страну лишь принявшие "христианскую веру греческого исповедания", с тем чтобы они никогда уже не могли покинуть страну.

                      

Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком. 1743 г. ГТГ

 

В следующем году, донося Елизавете Петровне, что уже высланы 142 еврея (обоего пола), Сенат решился подчеркнуть, что высылка евреев повлечет за собою убыток для казны и просил разрешить последним временное пребывание для торговых целей. Но Императрица оставила в силе свое повеление, положив на донесение Сената знаменитую резолюцию: "От врагов Христовых не желаю интересной прибыли".

В социальной политике продолжалась линия расширения прав дворянства. В 1746 году за дворянами было закреплено право владеть землёй и крестьянами. В 1760 году помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов. Крестьянам было запрещено вести денежные операции без разрешения помещика. В 1755 году заводские крестьяне были закреплены в качестве постоянных (посессионных) работников на уральских заводах.

                        

Проезд Елизаветы Петровны мимо Шуваловского дворца

Впервые за сотни лет смертная казнь при Елизавете в России не применялась. Когда в 1743 году суд постановил колесовать Наталью Лопухину (которая унижала Елизавету перед придворными в правление Анны Иоанновны), императрица выказала милость и заменила смертную казнь на менее строгое наказание («бить кнутом, вырвать язык, сослать в Сибирь, все имущество конфисковать»).

Пушки и валы крепости Святой Елисаветы в современном Кировограде.Елизаветинская крепость была главным военным поселением (штаб-квартирой) Русской армии на юге в тот период, позднее Новослободского казацкого и Елизаветградского пикинёрного полков.

Тем не менее при Елизавете распространяется практика жестоких телесных наказаний как в армии, так и крепостных крестьян. Формально не имея права казнить своих крестьян, помещики нередко запарывали их до смерти. Правительство крайне неохотно вмешивалось в жизнь крепостной усадьбы и закрывало глаза на вопиющие преступления дворян. Время Елизаветы отмечено усилением роли женщины в обществе. И российские помещицы, по свидетельству современников, все шире входят в дела управления имениями. По жестокости они иногда превосходили мужчин. Как раз в конце правления Елизаветы творила свои расправы с крепостными Салтычиха.

Императрица.Портрет Пферда

Как следствие, в последние годы правления Елизаветы зафиксировано более 60 волнений монастырских крестьян, началось же её правление с очередного восстания башкир. В 1754—1764 годах волнения наблюдались на 54 заводах Урала (200 тыс. приписных крестьян). На 1743—1745 годы пришлось Терюшевское восстание эрзян.

Для правления абсолютных монархов XVIII века, включая преемников Петра Первого, характерен фаворитизм. Лица, пользовавшиеся расположением или личной привязанностью императрицы, как, например, братья Шуваловы, Воронцов и др. часто тратили средства государственного бюджета на собственные интересы и нужды. В последний период царствования Елизавета меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его Шуваловым и Воронцовым.

Императрица Елизавета Петровна с арапчонком. Скульптурная группа, фарфоровая статуэтка. Модель И.И. Кендлера

В целом, внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещённого абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II.

Воскресенский девичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший на востоке Санкт-Петербурга в 1744—1764 годах. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой.

С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения и реорганизация военно-учебных заведений. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 году по инициативе фаворита И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1757 году — Академия художеств. Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. Изыскания Д. И. Виноградова сделали возможным открытие в 1744 году Порцелиновой мануфактуры под Петербургом.

Вид на Мариинский дворец.Дворец в Царском саду был заложен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году. Проект в стиле барокко был разработан её придворным архитектором Бартоломео Растрелли. Под руководством москвича Ивана Мичурина, а также группы других архитекторов дворец был возвёдён к 1752 году.Заказчица не успела посетить дворец. Первой царской особой, остановившейся в Мариинском дворце, была Екатерина II, посетившая Киев в 1787 году. Здесь она принимала 14 февраля венесуэльского политического деятеля Франсиско Миранду, будущего освободителя от испанской колониальной системы

Портрет работы Гроота

Огромные средства выделялись из казны на обустройство царских резиденций. Придворным архитектором Растрелли были выстроены Зимний дворец, служивший с тех пор главной резиденцией российских монархов, и Екатерининский в Царском Селе. Основательно перестроены были петровские резиденции на берегу Финского залива — Стрельна и Петергоф. Строительство такого размаха не только привлекало в Россию мастеров из-за рубежа, но и способствовало развитию местных художественных кадров. Пышный, мажорный стиль полихромных построек Растрелли получил в истории архитектуры наименование елизаветинского барокко.

Жалованная грамота Троице-Сергиевой лавре на вотчины в разных уездах

Императрица велела перевести из Ярославля в столицу труппу Фёдора Волкова и 30 августа 1756 года подписала указ о создании императорского театра. Она вообще любила наряжать других. «В пьесах, разыгрываемых при дворе воспитанниками кадетских корпусов, женские роли раздавались молодым людям, и Елизавета придумывала для них костюмы. Так, в 1750 году она собственными руками одела кадета Свистунова, игравшего роль Оснельды в трагедии Сумарокова, а немного позднее появление Бекетова в роли фаворита объяснялось подобного же рода знакомством», — пишет Казимир Валишевский

                          

Портрет работы Гроота

Несмотря на явное преобладание западного вектора внешней политики, при Елизавете продолжилось и расширение границ империи на восток. В 1740—1743 годы в состав России добровольно вошёл Средний жуз. Освоением земель на юге Урала руководил Иван Неплюев, заложивший в 1743 году город Оренбург. С. П. Крашенинников занимался исследованием Камчатки, а вторая экспедиция Беринга обследовала берега Аляски.

Военные завоевания Елизаветы-предмет отдельного поста.

                         

Неизвестный автор

Полного представления о жизни Елизаветы и ее двора в Царском Селе, к сожалению, сложно составить. Мемуарный материал для этой эпохи слишком беден и не носит того драгоценного интимного характера, который позволяет историку познакомиться с обыденною жизнью изучаемаго иремени.А между тем Царское Село при жизни императрицы Елисаветы почти не переставало быть именно интимной резиденцией, в которой царица отдыхала от утомительной пышности и назонливого многолюдства.

       Паломничество Елизаветы в Новый Иерусалим              

К тому же дворцовые здания в Царском Селе почти в течение всего царствования не переставали строиться и в неоконченном виде представляли мало удобств  для устроения больших приемов и торжеств. В Царском бывал лишь интимный кружок императрицы и так называемая "малая свита", и даже наследник престола великий князь Петр Феодорович до вступления на престол посетил Царское всего 8 раз.

                       

Через два месяца после восшествия на престол Елисавета, как кажется, в первый раз посетила Царское, будучи императрицею. Это было 18 января 1742 года. Утром, в девятом часу государыня „восприняла путь в Село Царское, где она была встречена пушечными салютами, сперва 31-м выстрелом, а потом, „какъ изволила сесть кушать за столъ стреляли неоднократно".

                        

Кисти Бухольца

В восьмом часу вечера Елизавета посетила хоромы, что в огороде и называются трактир, где были прежде мыльни (и тут забавлялась (играли?) до десятого часа", а потом, вернувшись во дворцовые палаты, еще немного позабавясь, она расположилась там ночевать. На следующее утро в седьмом часу императрица выезжала на охоту. В свите были и герои дня - лейбъ-компанцы. Вернулась она к полудню, а после был устроен импровизированный бал с пением и игрой в карты


Кубок с рельефным профильным портретом императрицы Анны Иоанновны с надписью Vivat Anne Imperatrice de Roussic. Саксония, 18 век. Стопа с профильным портретом императрицы Елизаветы Петровны. Россия, Петербургский стеклянный завод, 18 век.

С приходом Елизаветы к власти в 1741 году любимое Царское Село огласилось шумом стройки: по проекту Ф.-Б. Растрелли существующему зданию придали блеск и роскошь дворца. Он был необычным сооружением: перед подъезжавшими постепенно открывалось сказочное зрелище. На фоне зелени леса и небесного свода сиял золотыми украшениями громадный голубой дворец.

Впечатление усиливалось, когда гости входили в здание - золотая анфилада залов потрясала воображение.

Барокко - елизаветинский стиль - как нельзя более соответствовал ее вкусам и способствовал тому внешнему блеску, который был характерен для жизни двора Елизаветы. Всевозможные празднества и церемонии проводились в великолепных апартаментах, что разумеется, усиливало впечатление.

Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять — шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.


Посреди стола сооружались фонтаны из вина, цветной воды и шампанского. Число блюд на парадных обедах елизаветинского двора доходило до восьмидесяти. Некоторые блюда носили странные и вычурные названия, например: «бычьи глаза в соусе поутру проснувшись», «щеки селедок», «лосиные губы», «жаркое по-императрицыному » и другие. Для парадных обедов из Астрахани денно и нощно везли фрукты, из Украины — раков, из Кронштадта доставляли устриц, а из Страсбурга каждый день высылали свежие паштеты.Обязательной принадлежностью обе¬денных церемоний являлись столы сложной фигурной формы, создавав¬шиеся в середине XVIII века по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. Большое значение придавалось оформлению столов

        

Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, но в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село. Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.

 Восстановление комнаты началось в 1979 году. В 2000 году в музей вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. К 2003 году убранство зала было полностью восстановлено

Непременной заключительной частью всех празднеств были фейерверки и иллюминации, проводившиеся в темное время суток Это было подлинное искусство, почти театральное действие: искусные пиротехники и инженеры из белых и цветных огней создавали огромное количество движущихся фигур, аллегорий, групп. Эти картины сопровождались музыкой, салютом, иллюминацией и представляли собою сказочное зрелище; особенно эффектны были представления на Большом пруду.Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе проводила летнее время в соответствии с устоявшейся традицией: приемы, банкеты, праздники проходили по утвержденной программе. В ее царствование в резиденции сложилось обширное дворцовое хозяйство, обслуживавшее императорский ансамбль. В обычные дни в резиденции находилось около тысячи человек, во время приемов - до 5000.


Убранством дворца и парка, ежедневным бытом ведала Придворная контора и Гофмаршальская часть. Службы, занимавшиеся организацией царских обедов, подразделялись на Тафельдекерскую (ведала обеденным столом и посудой); Мундшенскую (ведала напитками); Кофишенскую (сервировкой кофе, чая); Кондитерскую (десертами). Кроме того, существовала Буфетная и различные кухонные службы. В подвале дворца под комнатами императрицы и ее приближенных находились службы и прислуга, прислуживавшие двору при малейшей необходимости.


 

Всем хозяйством и устроением праздников во дворце заведовал гофмаршал; повседневно он отвечал за содержание царского стола и стола придворных чинов и служителей, делившихся на классы. К I классу относились гофмаршал, гофмейстерины, начальники кавалергардских рот, которые к тому же имели право приглашать гостей; ко II классу - офицеры, секретари, адъютанты, камер-пажи, пажи и другие лица, несшие службу при дворе; к III классу - старшие служители двора.

Камеи с изображением императрицы

С 1749 года в жизни императрицы появился молодой человек, которого звали Иван Шувалов. Особенно большую роль при дворе он стал играть в последние годы жизни императрицы, когда она все больше отходила от дел и уединенно жила в Царском Селе. Первая библиотека, первые музеи, драматический театр, кадетский корпус для малолетних детей дворян, Московский университет, Академия художеств - далеко не полный перечень событий русской культуры и науки, которые обсуждались в стенах Царскосельской резиденции. Он готовил тексты распоряжений: «Приказано мне написать письмо к собственному подписанию, которое теперь и подано». Это был выдающийся деятель русской культуры.

Балы, обеды, маскарады, концерты, фейерверки и иллюминации шли непрерывной чередой, превращая жизнь императрицы в вечный праздник. Среди государственных указов, подписанных императрицей Елизаветой, встречаются и такие: "Отныне и впредь и будущую зиму при дворе ее императорского величества каждую продолжавшуюся неделю по нижеписанным дням быть, а именно: по воскресеньям — куртагам, по понедельникам — интермедиям, по вторникам — придворным маскарадам, по четвергам — комедиям французским...».

Маскарады проводились по сценарию, созданному хозяйкой дворца, о чем свидетельствуют записи, сделанные в камер-фурьерских журналах тех лет: «...быть дамам в платье кавалерском, кавалерам в дамском, у кого какой имеется: в самарах, кафтанах или шлафорах дамских, а обер-гофмейстерине госпоже Голицыной объявлено, чтоб ей быть в маскарадном мужском платье: в домино, в парике и в шляпе».
Елизавета очень любила театр и увлекалась им с юности. В 1730-е годы при дворе цесаревны ставились спектакли, в которых актерами выступали придворные и певчие.

                   
Возможно поэтому, всматриваясь в парадные портреты, изображения залов, разглядывая ее лицо и одежду, прически и драгоценности, каждый раз видишь те же отраженные черты и в искусстве ее времени. Императрица отражала пышную красоту стиля середины XVIII века.

Кресло импратрицы

Ее до конца дней заботил собственный гардероб, насчитывавший тысячи платьев» сундуки обуви и склады тканей. Имея огромный, постоянно пополнявшийся гардероб, насчитывавший тысячи платьев, на всех парадных портретах императрица изображена в серо-жемчужных, отливающих серебром нарядах.Она была героиней в громадном театре и жила в атмосфере спектакля с системой театральных приемов - гигантской театральной декорацией дворца, сверкающие золотыми нарядами актеры-придворные.

Регламент застолья, этикет и вечный праздник осуществлял итальянский живописец Дж. Валериани (1708-1762). Начиная с 1744 года весь свой незаурядный талант «первый инженер и маляр театральный» посвятил организации официальных праздников, представлений, юбилеев, парадов, балов, маскарадов, обедов и церемоний. Таким образом, дворец был драгоценной оправой для императрицы-красавицы, которая, по словам историка В.О. Ключевского, жила «не сводя с себя глаз».

Загородный дворец Елизаветы Петровны, XVIII-XIX вв. - Москва, ул. Гастелло, 44 корпус 1.

С детства Елизавета Петровна любила пение птиц, и множество их содержалось в клетках в ее личных комнатах. Она могла спокойно спать под их пение и щелканье, храня, таким образом, в своем быту патриархальные традиции

                                                                                                                                                    

Табакерка

Новые веяния проявляли себя в парадных гостиных: модные экзотические птицы - попугаи - сидели в больших бронзовых клетках на окнах и гортанно кричали, привлекая внимание к своей персоне. Скромные певчие лесные птицы находили себе место в уютных спальных-будуарах, которых во дворце было множество.

XVIII век - век смеха и игры. Императрица Елизавета Петровна обладала редким даром ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Когда волею судьбы она стала императрицей, она жила в свое удовольствие; круг придворных составляли, в основном, близкие люди.

Карета. Подарена императрице Елизавете Петровне прусским королем Фридрихом II


Елизавета позволяла себе быть свободной и делать то, что ей нравилось - например, она любила петь и была приятной певицей, в тесном кругу проявляла себя: разворачивалась вся тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность ее гибкого голоса. После прогулки по царскосельскому саду, императрица с самыми близкими и приятными ей людьми, как правило, в числе не более 16 лиц, обычно садилась за ужин в павильоне «Эрмитаж». Приглашенные входили в изысканно меблированный зал, на стенах которого была живопись Дж. Валериани, сюжетами были любовные сцены и роскошный пир богов па Олимпе, но в самом зале не было и намека на ужин.

                     

Портрет Алексея Разумовского,с которым царица состояла в тайном церковном браке

Едва императрица переступала порог, к ней приближались два придворных и испрашивали приказания насчет начала. Императрица благосклонно кивала головой - знак, что можно подавать; расступался пол и снизу поднимался роскошно сервированный стол. Ели легкие, вкусные блюда, пили тонкие вина, вели веселые и изящные разговоры.                    

Иван Иванович Шувалов

После ужина стол опускался, и начинались танцы.Камер-фурьерские журналы - своеобразный официальный дневник времяпрепровождения императрицы - подтверждают ее частое присутствие в павильоне «Эрмитаж». Сохранилось достаточно отзывов о характере Елизаветы ее современников. Авторы писем и мемуаров - люди разных характеров, мнений, ума, темперамента - сходились в одном: Елизавета была обаятельна и необычайно привлекательна в дружеском кругу. Павильон был одним из любимых мест отдыха императрицы и она часто отправлялась с иностранными дипломатами на прогулки, собственным присутствием украшая прием в Большом зале Эрмитажа
.                   

                    
Торжественные приемы требовали соответствующего роскошного обрамления. Позолоте архитектурных и скульптурных деталей фасада дворца вторило обилие золота и в его интерьерах. «Золотой» называли современники парадную анфиладу залов второго этажа Большого дворца, где не только стены, но и двери были украшены позолоченной резьбой. Соединенные резными золочеными дверями-порталами, эти помещения образовали длинную цепь парадных комнат — уходящую в бесконечность, сверкающую золотом резьбы, поражающую воображение своей протяженностью анфиладу.

          

           

                      Резной декор сильнее всего впечатлял в помещениях, предназначенных для ожидания выходов императрицы,Антикамерах, Церковном зале и в различных столовых — Кавалерской, Парадной, Малой Белой, Китайской. Когда из-за распахнутых дверей, точно из какого-то зазеркального царства, выходила императрица, она постепенно превращалась из еле видимой, по сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и шелками величественную фигуру.

      

Многолюдные празднества, проходившие в Большом зале и Антикамерах, завершались торжествами, предназначенными для узкого круга гостей и приближенных, которых принимали в многочисленных залах анфилады: Янтарной комнате, Малиновой и Зеленой столбовых и в Портретном зале. По воскресеньям, после обедни, императрица принимала от своей свиты поздравления, «жаловала» к руке, при этом ритуал поведения, так же, как и одежда придворных, были строго регламентированы, и, как отмечает придворный журнал, «дамы были в сюртуках и шляпах, а кавалеры до полудня в орденах, а потом без орденов». По вечерам в гостиных дворца играли в карты и шахматы, забавлялись разгадыванием шарад, устраивали вечерние музыкальные концерты.

По заказу Елизаветы Петровны была создана серия украшений – букетов из золота, серебра и драгоценных камней. Самый известный из них - Большой Букет (1760) - был покрыт бриллиантами и изумрудами. Императрица любила прикреплять эту затейливую брошь к корсажу своего парадного платья.

Елизавета Петровна была страстной любительницей драгоценностей. Среди её украшений были настоящие произведения искусства. Например, серьги и брошь для шляпы в виде алмазно-сапфировых фонтанов.

 Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.

Фельдмаршал граф Миних описывает внешность императрицы следующим образом: «...императрица Елизавета обладала прекрасной наружностью и редкими душевными качествами. Она имела необыкновенно живой характер, была очень стройна и хороша собою, смела на лошади и на воде, и, несмотря на свою полноту, ходила так скоро, что все вообще, а дамы в особенности, едва могли за нею поспевать». Елизавета обожала прогулки верхом, обладала редкой выносливостью и была способна по нескольку часов проводить в седле: она была страстной охотницей и наездницей. Как и ее отец - Петр I - она была легка на подъем и часто путешествовала. Целью ее многочисленных поездок были монастыри, богомолье, прогулки и охоты.

В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».

Дальше - Буфетная, до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.

Для плафона использована картина итальянского художника XVII века П. да Кортоны «Ловля кораллов», переданная из фондов Эрмитажа

Жилые комнаты Елизаветы Петровны в царскосельском дворце находились с садовой стороны в верхнем этаже правого крыла, примыкавшего к дворцовой церкви. Из этих комнат самой роскошной была спальня императрицы, «убранная оранжевым штофом с серебром». В спальне стояла кровать «штофная, голубого французского штофа, ново-сделанная в последнем вкусе».

                       По традиции того времени эта парадная кровать была самым пышным предметом обстановки дворца, о котором еще в начале XX столетия сохранялось «подробнейшее... описание как о чем-то диковинном...». И, действительно, простой дубовый каркас кровати был пышно убран расшитыми драпировками, украшен бахромой, серебряными позументом и кистями. На балдахине серебряною битью и канителью были вышиты корона, крест и вензель императрицы. Спинку изголовья украшал шитый шелком и серебром государственный герб. С трех сторон кровать закрывалась завесами, также декорированными серебряным шитьем.

Кавалерская столовая - небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.

На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.Живописный плафон в центре потолка украшен картиной неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос, полученный из фондов Русского музея.

Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.

 


Спальня Елизаветы Петровны по наследству на долгие двадцать лет перешла к ее преемнице, Екатерине II. По-видимому, при Екатерине Алексеевне на стенах комнаты появились расписные китайские шелка, наборный паркет, а альковную нишу увенчал вензель Е II. Этот интерьер стал Опочивальней не только для Екатерины II, но и для ее внука Александра I, установившего в нарядной барочной нише свою походную складную кровать.

                              

                       

Художник Г.Х. Гроот 

Убранство столов времени Елизаветы Петровны - самостоятельное искусство. Каждому сервизу соответствует определенный стеклянный набор для напитков. На белых льняных, скатертях составлялись композиции из фруктов и цветов.

 

         

                        Оформление столов по богатству, затейливости и разнообразию в украшениях не уступало убранству залов. Елизавета Петровна очень часто проводила время с дамами и кавалерами за «фриштоками» (завтраками), «ординарными» (повседневными) обедами, вечерними кушаньями. Обеденным церемониям соответствовала изысканная сервировка. Столы пышно украшались независимо от того, обедал только узкий круг лиц с императрицей или были гости. На столе обычно находилось от 17 до 30 кувертов (приборов). Трапезы заканчивались «по полуночи в первом часу».

                         

Елизавета Петровна

На парадных столах в лафитниках, штофах, графинах, кувшинах стояли пиво, квас, рейнвейн (белый и красный), «бургонское», мед вареный и сладкий; водки - боярская, водка с лавровыми ягодами и травами, кларет, водка из «французского штофа» (так называли коньяк. В России его часто подделывали, закрашивая обычную водку жженым сахаром с добавлением коньячного спирта для запаха. Поэтому французская бутылка - штоф - гарантировала качество напитка).

Еда обычно состояла «в трех переменах с десертом», меню бывало очень разнообразным; десерты чаще всего бывали «из редчайших плодов». Выставлялись чай, мед, прохладительные напитки, сласти и мороженое. Кулинарные изыски французской кухни исполнялись под руководством поваров, выписанных из Франции. В их распоряжении был огромный поварской штат, состоявший из нескольких сотен помощников-исполнителей и поварят. Импортировались и сами кулинарные изделия из Парижа, Лиона, Реймса и Бордо, перед затратами не останавливались.

Шмидт, Георг Фридрих Портрет императрицы Елизаветы Петровны Россия, 1761 г.

Личной прихотью императрицы Елизаветы Петровны принято считать организацию фарфорового дела в России. Она непременно хотела иметь свою мануфактуру, так как в начале XVIII века каждый царский двор, претендовавший на оригинальность и блеск, имел собственное производство.

Памятник Императрице Елизавете Петровне перед зданием Национальной президентской школы-интерната для одаренных детей на набережной Брюгге в Йошкар-Оле (Россия, республика Марий Эл)

Несмотря на кровавые баталии Семилетней войны, которые не принесли России ощутимых политических дивидендов, Елизавета оставила по себе хорошую память. «С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания», — констатировал В. О. Ключевский

В декабре 1761 года Елизавета умерла от горлового кровотечения вследствие неустановленного медициной тех времён хронического заболевания.

Источники

К истории воцарения императрицы Елизаветы Петровны. / Сообщ. П. Ильинский // Русская старина, 1893. — Т. 78. — № 4. — С. 213—215.
Мессельер де ла. Записки г. де ла Мессельера о пребывании его в России с мая 1757 по март 1759 года (С предисловием, примечаниями и послесловием переводчика) // Русский архив, 1874. — Кн. 1. — Вып. 4. — Стб. 952—1031.
Фавье Ж.-Л. Русский двор в 1761 году. Перевод с французской рукописи Лафермиера… // Русская старина, 1878. — Т. 23. — № 10. — С. 187—206.
Эце Ф.-Х. Императрица Елизавета Петровна в Ревеле в 1746 г. Отрывки / Сообщ. А. А. Чумиков. // Русская старина, 1885. — Т. 46. — № 5. — С. 417—420; в другом варианте: Русский архив, 1895. — Кн. 3. — Вып. 9. — С. 5—12

Рубрики:  ИСТОРИЯ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку