Джузеппе Верди
художник Джованни Болдини
Опера на либретто Антонио Сомма по сюжету Э. Скриба.
Первая постановка состоялась в римском Театро Аполло 17 февраля 1859.
Сюжет оперы основан на истории убийства короля Швеции Густава III,
но был сильно изменён по требованию цензуры.
В настоящее время при постановках на отечественной сцене действие оперы переносится либо в Италию начала XVII века, либо в Швецию XVIII века.
Каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия вокальна.
Нет ни одной крупной оперной звезды в 20 веке, кто бы не участвовал в постановках
«Бала-маскарада»
В партии Густава (Ричарда) блистали Л. Паваротти, Ю. Бьёрлинг, Д. Ди Стефано, К. Бергонци, П. Доминго, Х. Каррерас,
в партии Анкарстрёма – Э. Бастианини, Р. Меррилл, Т. Гобби, П. Каппуччилли, Р. Брузон, Д. Хворостовский,
в партии Амелии – М. Каллас, К. Риччиарелли, Б. Нильсон, Л. Прайс, Р. Тебальди, М. Кабалье.
«Бал-маскарад» - это опера, наполненная зловещим смехом.
Здесь есть и смеющаяся ария, и даже смеющийся квинтет.
Исторический факт, послуживший основой сюжета - нападение на Густава III, случился на балу-маскараде в Шведской королевской опере 15 марта 1792 года. Король был смертельно ранен из пистолета и скончался двумя неделями позже. Заговор носил сугубо политические мотивы – группа консервативной знати, среди которой был и Я. Ю. Анкарстрём (королевским секретарём он, разумеется, не служил), желала освободиться от правителя, следующего принципам просвещенного абсолютизма.
Краткое содержание (версия оригинального либретто)
Утро в королевском дворце Стокгольма, 1792 год, Густав III принимает посетителей. Его секретарь, граф Анкарстрём, предупреждает об опасности – здесь среди толпы присутствуют граф Риббинг и граф Хорн, планирующие его убийство. Но для Густава важнее то, что Анкарстрём не догадывается о любви, которую он питает к жене секретаря, Амелии – её имя в списке гостей грядущего маскарада взволновало короля. Однако после приятных воспоминаний о возлюбленной Густав обращает внимание еще на одну приглашенную – Мадемуазель Арвидсон. Узнав, что это известная гадалка, король решает её навестить. Заговорщики видят шанс реализовать свои планы.
В жилище Мадемуазель Арвидсон тесно от наплыва посетителей, встречи с ней ищет знатная дама. Густав, инкогнито находящийся среди людей в костюме рыбака, узнает в этой даме Амелию – она пришла просить помощи в избавлении от запретной любви. Гадалка рекомендует ей собрать травы, растущие на поле для казни. Когда Амелия уходит, Густав просит предсказательницу сообщить о его будущем. Она предрекает, что его убьет тот друг, который первый подаст ему руку. Поскольку им оказывается Анкарстрём, все смеются над столь невероятным пророчеством.
Амелия под покровом ночи приходит в пустынное место за травами. Густав тайно следует за ней, признается в любви и получает подтверждение взаимности своего чувства. Внезапно появляется Анкарстрём, предупреждая короля о том, что его выследили заговорщики. Амелия набрасывает вуаль. Густав и Анкарстрём меняются плащами. Перед тем как скрыться, монарх берет слово со своего секретаря, что тот проводит даму, не открывая ее лица. Неприятели окружают пару, полагая, что перед ними – Густав. Амелия защищает мужа, но тем самым выдает себя. Анкарстрём становится объектом насмешек и клянется отомстить.
В доме Анкарстрёма происходит драматическая сцена – граф полон решимости убить свою жену, но понимает, что главный виновник не она, а Густав. Он принимает у себя заговорщиков и заставляет Амелию тянуть жребий – кто из них убьет короля. Эта участь падает на него самого. Густав подписывает указ о переводе Анкарстрёма на службу в Англию. Амелия пытается предупредить возлюбленного об опасности посредством анонимного письма, но король его игнорирует.
Вечер бала-маскарада. Анкарстрём выпытывает у Оскара под какой маской скрывается его господин. Амелия пытается уговорить Густава покинуть бал, но не успевает - секретарь ударяет его ножом. Король заверяет своего убийцу, что между ним и Амелией ничего не было, произносит слова прощения и умирает.
Музыка оперы отличается живостью, красотой и богатством мелодий, выразительностью оркестровых красок.
Композитор широко использовал песенные и танцевальные жанры, что придало музыке особую выразительность. Драматургическое мастерство Верди наиболее полно проявилось в превосходных хоровых и ансамблевых сценах.
Увертюра построена на двух противостоящих друг другу лейтмотивах — лирической теме любви Ричарда и зловеще звучащей «колючей» теме заговорщиков.
Wiener Philharmoniker Konzertvereinigung Wiener Staatsopernchor
Густав - Пласидо Доминго (Placido Domingo)
Ренато - Лео Нуччи (Leo Nucci)
Амелия - Джозефин Барстоу (Josephine Barstow)
Ульрика - Флоренс Квивар (Florence Quivar)
Оскар - Суми Йо (Sumi Jo)
Художник-постановщик: Luciana Arrighi
Эскизы декораций и костюмов: William Dudley
Костюмы: Luciana Arrighi
Хореография: Eleanjr Fazan
Оркестр: Wiener Philharmoniker
Художественный руководитель оркестра: Sir Georg Solti
Хор: Konzertvereinigung Wiener Staatsopernchor
Хормейстер: Helmut Froschauer
«Бал-маскарад» стал предвестником нового периода в творчестве Д. Верди, после него за 42 года оставшейся жизни маэстро напишет всего лишь 5 опер, но среди них будут такие бесспорные шедевры, как «Аида» и «Отелло».