-Рубрики

 -Цитатник

Переход на коды...HTML5 для ЛиРу - коды плееров - (0)

Переход на коды...HTML5 для ЛиРу - коды плееров Добрый день! Приятно, что на ЛиРу всё больше и...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Создание аватар Создание аватарСервис для создания аватар в режиме онлайн. Позволяет вырезать из большой фотографии свою мордочку и сделать из неё аватару :) Есть возможность сразу же установить аватару в качестве своей основной.
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Музыкальный плеер

 -Всегда под рукой

Cхемы (тёмные)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛЮДМИЛА_ГОРНАЯ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2015
Записей: 33364
Комментариев: 7594
Написано: 50776


Колокола земли русской

Среда, 10 Июля 2024 г. 10:59 + в цитатник
Цитата сообщения Лена-Бирюсинка Колокола земли русской


***
2 (700x443, 359Kb)
Колокол — это одновременно символ веры, музыкальный инструмент и средство оповещения. Испокон веков его звон собирал горожан на молитву, возвещал о приближении беды или оглашал политические перемены. Именно поэтому колокола часто называют голосом России.



3 (700x466, 504Kb)

История колоколов на Руси начинается с принятием православия в 988 году. Именно тогда по всей стране возводят первые храмы, а вместе с ними и звонницы. Письменное упоминание о первом колоколе на Руси относится только к 1066 году. Но уже через сто лет малиновые переливы звучали повсеместно в крупных городах. Свидетельством тому считают житие православного святого Антония Римлянина, где говорится, что, приехав в Новгород, он слышал в городе «звон великий».

4 (502x700, 394Kb)
Миниатюры из Лицевого летописного свода, 1565-1576 год:
1403 год. Великий князь Симеон Иоаннович с братьями
отливают два меньших и три больших колокола.

Однако самые первые колокола были отлиты задолго до Древней Руси и далеко за её пределами — где именно, историки до сих пор спорят. По одной из самых распространённых версий — в Китае. Найденный там колокольчик «лин», отлитый из меди, был создан примерно в 2000 году до н. э. Он считается самым старым металлическим колоколом в мире. С распространением буддизма изделия, очень похожие на колокола, появляются и в других регионах Восточной и Юго-Восточной Азии — в храмах на территории современных Индии, Японии и Тибета.

5 (485x700, 301Kb)
1547 год. Падение тысячепудового благовестного колокола.

Есть запись о колоколе в Путивле, от 1146 года, во Владимире-на-Клязьме в 1168 году. А знаменитый вечевой колокол в Великом Новгороде впервые упомянут в 1148 году.

6 (486x700, 285Kb)
4 декабря 1533 года. «Плачевный звон» о смерти Василия III.


Хотя колокола начали появляться на Руси с распространением православия, первое время они были скорее редкостью. Для созыва на церковную службу чаще использовали массивные пластины, в которые ударяли молотком. В зависимости от материала они назывались по-разному. Деревянные — «било», металлические — «клепало».

9 (645x700, 274Kb)
Металлическое клепало

7 (700x466, 452Kb)
С совершенствованием технологий распространение стали получать колокола более сложных форм, однако вплоть до XVII столетия для их изготовления в основном выписывали иностранных мастеров. Даже первый на Руси литейный завод — Пушечный двор — был основан итальянцем Аристотелем Фиораванти.

10 (700x483, 535Kb)
Пушечный двор на реке Неглинной. Худ. Апполинарий Васнецов

Русская литейная школа начала активно развиваться вместе с обнаружением в стране залежей металлов и созданием плавильных заводов в Центральной России и на Урале. Одну из первых и самых известных мастерских открыли знаменитые ремесленники Моторины. Русские умельцы очень быстро превзошли зарубежных учителей и начали отливать богато декорированные колокола сложных форм.

8 (700x440, 346Kb)
1905-1915 год. Колокололитейный завод братьев Усачёвых

Расцвет колокольного производства пришёлся на середину XIX века: тогда в России существовало полсотни крупных заводов. Как правило, в мастерских работали династиями: секреты профессии передавалась от отца к сыну. Литейщик должен был прекрасно знать химию, физику, обладать музыкальным слухом, художественным вкусом и при этом быть в отличной форме, ведь отливка колокола предполагала серьёзную физическую нагрузку.


Из чего делали колокола ? Понятно, что из колокольной бронзы – сплава меди и олова. Многие считают, что для чистоты звука в сплав добавляли драгоценные металлы. Ничего подобного ! Наоборот, для достижения лучшего звучания в колоколе не должно быть никаких примесей – лишь медь и олово, причём в следующем соотношении – 80% меди и 20% олова.

12 (700x487, 369Kb)
«Литьё колоколов». М. Я. Виллие, конец XIX века

В сплаве для изготовления колокола допускалось не более 1, максимум – 2% естественных примесей (свинец, цинк, сурьма, сера и другие). Если же состав примесей в колокольной бронзе превышает допустимые два процента, звук колокола значительно ухудшается. С колокольной медью всегда были трудности. Ведь процентное отношение примесей точно никто не знал, химического анализа ещё не существовало.

11 (700x460, 340Kb)
1836 год. Подъём царь-колокола из литейной ямы. Рисунок из книги 1840-го года «Описание большого колокола в Москве» О. Монферрана

Интересно, что в зависимости от величины колокола мастер увеличивал или уменьшал соотношение олова. Для небольших колоколов олова добавляли больше – 22-24%, а для крупных – 17-20%. Ведь если в сплаве больше олова, звук будет звонче, зато сплав будет хрупким и колокол легко может разбиться. В старые времена понижали процент олова для гарантированной прочности колокола.

13 (700x459, 354Kb)
Что касается золота и серебра, то этими металлами нередко золотили или серебрили поверхности колоколов, делали надписи, изображения. Известен колокол, который сплошь покрыли серебром. А иногда серебряными колоколами называли те, в составе которых было много олова – сплав в этом случае получался светлым.

14 (700x393, 366Kb)
Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина – т.е. малиновым звоном.

15 (700x525, 552Kb)
В России первый карильон услышали благодаря Петру I, царь заказал его в Южных Нидерландах и его звон соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту.

16 (700x466, 264Kb)
Процесс изготовления колокола был (и остаётся) длительным и трудоёмким. Сначала мастера производили сложные расчёты. Нужно было учесть множество параметров: диаметр и толщину колокола, плотность сырья. На основе расчётов создавался прототип будущего изделия в натуральную величину — глиняный фальшколокол.

17 (700x525, 482Kb)
Одновременно работа кипела и в литейной яме. Внутри выстраивали каменное основание, которое обмазывали толстым слоем глины. Поверх насаживали фальшколокол и снова обмазывали конструкцию глиняной смесью, а затем обвязывали металлическими прутьями. Так внешний и внутренний рисунок фальшколокола отпечатывался на будущих формах для литья.

18 (700x393, 346Kb)
Когда глина высыхала, при помощи прутьев внешнюю форму осторожно снимали, а затем, убрав с основания фальшколокол, возвращали на место. В образовавшееся пустое пространство заливали расплавленный металл. Когда он остывал, внешний глиняный корпус разбивали и снимали с основания уже готовый колокол.

19 (700x437, 305Kb)
Процесс этот был настолько сложным, что наделялся почти сакральным смыслом и обрастал забавными обычаями. Например, во время отливки мастера распускали по городу слухи, причём самые неимоверные. Считалось, что голос колокола получится тем красивее и звонче, чем больше народу поверит в эти небылицы. Исследователи считают, что именно так появилось понятие «заливать», то есть говорить неправду.
Медь плавится в печи в течение нескольких часов, а олово добавляют в последний момент — перед заливкой формы. И хотя температура металла достигает 1200 °С, он быстро остывает. Поэтому у мастеров есть всего несколько минут, чтобы правильно залить бронзу в формы.

20 (700x518, 406Kb)
Когда колокол был готов, к нему относились как к живому: крестили, давали имя, а если считали, что он «провинился», наказывали !


А сколько же колоколов было на Руси ? Или, хотя бы в Москве ? По сведениям шведского дипломата Петра Петрея, который написал «Историю о великом княжестве московском» в столице государства в XVII веке было свыше четырёх тысяч (!) церквей. В каждой – от 5 до 10 колоколов. А норвежский писатель Кнут Гамсун на рубеже XIX – XX веков пишет:

«Я ПОБЫВАЛ В ЧЕТЫРЁХ ИЗ ПЯТИ ЧАСТЕЙ СВЕТА. МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ СТУПАТЬ НА ПОЧВУ ВСЕВОЗМОЖНЫХ СТРАН, И Я ПОВИДАЛ КОЕ-ЧТО. Я ВИДЕЛ ПРЕКРАСНЫЕ ГОРОДА, ГРОМАДНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА МЕНЯ ПРОИЗВЕЛИ ПРАГА И БУДАПЕШТ. НО ЧЕГО-ЛИБО ПОДОБНОГО МОСКВЕ Я НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ. МОСКВА – ЭТО НЕЧТО СКАЗОЧНОЕ. В МОСКВЕ ОКОЛО 450 ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН. И КОГДА НАЧИНАЮТ ЗВОНИТЬ В КОЛОКОЛА, ТО ВОЗДУХ ДРОЖИТ ОТ МНОЖЕСТВА ЗВУКОВ В ЭТОМ ГОРОДЕ С МИЛЛИОННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ. С КРЕМЛЯ ОТКРЫВАЕТСЯ ВИД НА ЦЕЛОЕ МОРЕ КРАСОТЫ. Я НИКОГДА НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛ СЕБЕ, ЧТО НА ЗЕМЛЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ПОДОБНЫЙ ГОРОД. ВСЁ КРУГОМ ПЕСТРИТ КРАСНЫМИ И ЗОЛОЧЁНЫМИ КУПОЛАМИ И ШПИЛЯМИ. ПЕРЕД ЭТОЙ МАССОЙ ЗОЛОТА В СОЕДИНЕНИИ С ЯРКИМ ГОЛУБЫМ ЦВЕТОМ БЛЕДНЕЕТ ВСЁ, О ЧЁМ Я КОГДА-ЛИБО МЕЧТАЛ».

21 (700x465, 295Kb)
В старину, да и теперь, большие звучные колокола получали собственные имена. Например – «Медведь», «Господарь», «Гуд», «Переспор», «Неопалимая Купина», «Георгий», «Сокол». Некоторые , напротив, получали обидные клички: «Баран», «Козёл», «Беспутный» – так народ именовал те колокола, что диссонировали с звучанием общего ансамбля звонницы.

22 (700x466, 362Kb)

Интересно, что звучание подбора, то есть группы колоколов зависит от того, где они расположены.

23 (700x525, 489Kb)
Суздаль. Колокольня Смоленской церкви

Необходимо, чтобы вес колоколов равномерно распределялся на несущих конструкциях звонницы во избежание перекоса. Обычно колокола развешивают, увеличивая их вес справа налево от помоста звонаря.

24 (700x467, 344Kb)
Выяснилось также, что оптимальной для благозвучия является шатровая колокольня с опорным столбом посередине. Самый большой колокол (или пара больших) размещают по одну сторону столба, все остальные – по другую. Колокола подвешивают на брусьях, которые одновременно служат опорой для основания шатра, иногда их располагают на специальных балках.

25 (700x525, 424Kb)
Суздаль. Кремлёвская часобитная башня

Почему же в некоторых храмах и монастырях строят колокольни, в некоторых – звонницы ? Колокольни удобны с точки зрения размещения колоколов на разных ярусах. В них можно поместить много разных колоколов. И звук с колокольни распространяется равномерно, во все стороны.

26 (700x463, 343Kb)
Со звонницы звучание подбора с разных сторон слышно по-разному. Но на них удобно добиться слаженности звучания. Ведь на разных ярусах колокольни звонари не видят друг друга, тогда как на звоннице они стоят рядом и ансамбль колокольного звона звучит слаженно.

27 (700x525, 672Kb)
На Русском Севере, где селения редки а расстояния огромны, колокольни старались располагать таким образом, чтобы звук от одной из них был слышан на другой. Таким образом колокольни «переговаривались» друг с другом, передавали вести.

28 (700x525, 324Kb)

Благозвучный перезвон колоколов зависит не столько от их расположения. У каждого из них есть свой родитель – мастер, который их сделал. Есть мнение, что старые колокола звонили лучше, звон у них был серебряный, малиновый. Но нужно знать, что древние мастера тоже ошибались. У них под руками не было пособий и технических методик. Всё делалось методом проб и ошибок.

29 (700x468, 539Kb)
Порой приходилось не раз переливать колокол. Опыт и умение приходили со временем. История донесла до нас имена знаменитых мастеров. При царе Борисе Годунове жил литейщик, которого больше помнят как создателя знаменитой «Царь-пушки» в Москве.

30 (700x403, 270Kb)
Царь-пушка. 1883 год.
Царь-пушка в Кремле отливалась на Пушечном дворе.
Состоялось это событие в 1586 году.
Вес Царь-пушки — 39,31 тонны, длина — 5,34 метра, диаметр узорного пояса у дула равен 1,34 метра, в то время как наружный диаметр ее ствола составляет 1,2 метра. Калибр — 890 мм. Отлито орудие из бронзы, лафет чугунный.

32 (700x429, 362Kb)
Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись:
«Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».

Но он был известен и как колокольных дел мастер. Звали его Андрей Чохов. До наших дней дожили четыре его пушки и три колокола. Колокола висят на Успенской звоннице Московского Кремля. Самый большой из них зовут «Реут». Он весит 1200 пудов, отлит был в 1622 году. Там же есть и два небольших колокола, отлитые годом ранее.

31 (525x700, 466Kb)
Соборная площадь Кремля.
Успенская звонница и колокольня Иван Великий.

Знаменит был и мастер-литец Александр Григорьев. Жил он при царе Алексее Михайловиче. Колокола его работы предназначались для самых знаменитых храмов. В 1654 году он отлил 1000-пудовый колокол для Софийского собора в Новгороде. Годом позже – 187-пудовый, набатный на Спасские ворота Кремля. Ещё через год – колокол весом в 69 пудов для Иверского монастыря на Валдае. В 1665 году 300-пудовый для Симонова монастыря в Москве и в 1668 – для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, весом в 2125 пудов. К сожалению, не один из них не сохранился.

33 (700x466, 342Kb)
Софийский собор в Новгороде.

34 (700x362, 294Kb)
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь

35 (700x518, 24Kb)
Первая фотография колокольни Симонова монастыря. 1852 год

36 (700x502, 508Kb)
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде

Знаменитой была и династия литейщиков Моториных. Родоначальником её был Фёдор Дмитриевич. Его дело продолжили сыновья Дмитрий и Иван, внук Михаил. В истории колокольного дела Иван Дмитриевич считается самым выдающимся мастером. Его колокола звонили и в Троице-Сергиевой лавре, и в Киево-Печерской. Для последней он отлил самый главный колокол весом в 1000 пудов.

37 (700x525, 419Kb)
Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад

Он подготовил отливку Царь-колокола, завершил дело его сын Михаил Иванович Моторин.

38 (700x466, 310Kb)
Царь-колокол
Масса колокола составляет около 202 тонн (!), язык колокола весит 5 тонн. Высота – 6 м 60 см, а диаметр “юбки”, т.е. нижней, широкой части колокола – 6 м 14 см. В конце ХХ века в провинции еще бытовала легенда о том, что внутри Царь-колокола по кругу может ездить повозка, запряжённая тройкой лошадей. На самом деле имя колокола никак не связано с его величиною. Появилось оно лишь 100 лет спустя после отливки.


На смену мастерам-одиночкам пришли целые артели, а потом – заводы. На всю страну славился завод П.Н.Финляндского. Открылся завод в Москве в конце XVIII века, когда литейное производство в самом городе, на Пушечном дворе держать более стало опасно. На его заводе выполняли заказы на отливку колоколов из Парижа, Сан-Франциско, Афона, Иерусалима, Токио и других городов.

40 (700x466, 454Kb)
Отливали колокола и для храма «Спас на Крови». А когда сам хозяин появлялся на Сухаревке и покупал бронзовый лом, то в Москве знали – скоро колокол отливать будут. Пора слухи распускать. И ходили по златоглавой удивительные небылицы – что в Москва-реке кита поймали, что Спасская башня провалилась, да что на ипподроме жена швейцара тройню родила и все с жеребячьими головами! И все знали – у Финляндского колокол льют, а чтобы звук будущего новорожденного чище и звонче был, надо небылиц побольше наплести, вот и старались.

42 (700x466, 348Kb)
Ранее сплав меди и олова перемешивали берёзовым бревном
43 (700x466, 404Kb)
44 (700x466, 402Kb)
41 (700x466, 371Kb)
Отлив звонницы для главного храма Вооруженных сил РФ

Славился также завод Михаила Богданова. Делали они и маленькие поддужные колокольчики и нередко на заснеженных дорогах «однозвучно звучал колокольчик», отлитый на заводе Богданова.
На заводе Афанасия Никитича Самгина отливали колокола для храма Христа Спасителя Преславного Преображения, что был построен на месте крушения царского поезда где, благодаря огромной физической силе Александра III, осталась невредимой вся императорская фамилия.

45 (700x440, 45Kb)
46 (560x700, 272Kb)
Утраченный православный храм-памятник на месте крушения императорского поезда в 1888 году рядом с селом Борки в Харьковской губернии. Воздвигнут в 1891-1894 годах, разрушен в 1943-м.

В конце XIX столетия все путеводители Ярославля настойчиво рекомендовали посетить литейный завод товарищества Оловянишникова, чтобы понаблюдать за захватывающим зрелищем – отливкой нового колокола. Высокое качество колоколов Оловянишниковых признали и в Старом, и в Новом свете – завод получил серебряную медаль на выставке в Новом Орлеане и золотую – в Париже.

47 (700x656, 130Kb)
48 (700x469, 235Kb)
Колокола завода Оловянишниковых в Ярославле


50 (700x466, 524Kb)
Но как бы не хорош был колокол, если тронет его рука постороннего человека, то не запоёт он, а застонет. Были на Руси знаменитые звонари. Есть и сейчас. Но один из них был совершенно уникальным музыкантом – по другому и не назовёшь Константина Сараджева. Его судьбу, как и судьбу многих других, разрушило послереволюционное лихолетье. Умер удивительный звонарь в 1942 году в возрасте 42 лет в доме для нервно-больных.

49 (700x466, 374Kb)
Соборный колокол для нижегородского храма отлили в Санкт-Петербурге

Послушать Сараджева приходили профессиональные музыканты, учёные, поэты, все любители хорошей музыки. О том, где и когда будет звонить Сараджев, узнавали друг от друга и собирались к назначенному времени.

51 (700x525, 388Kb)
Незавидна судьба Сараджева. Незавидна и судьба многих колоколов. Горельефы знаменитых учёных и писателей, что украшают здание библиотеки им. Ленина в Москве на Моховой улице сделаны из колокольной бронзы – к 16-ти летию Октябрьской революции для них перелили колокола восьми московских храмов.

52 (600x430, 339Kb)
Горельеф на библиотеке им. Ленина



А с колоколами Данилова монастыря и вовсе произошла удивительная история. Коммунисты запретили колокольный звон по всей России в 20-х годах ХХ века . Множество колоколов сбросили с колоколен, разбили, перелили на “нужды индустриализации”. В 30-х годах американский предприниматель Чарльз Крейн купил по цене лома колокола Данилова монастыря: 25 тонн колоколов, весь подбор монастырского звона.

53 (700x466, 505Kb)
Московский Данилов монастырь — это ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви (Московский патриархат)

Крейн хорошо понимал и ценил русскую культуру и осознавал, что если не выкупить этот ансамбль, он навсегда будет потерян. В письме Чарльза сыну Джону мы находим объяснение его поступку: «Колокола великолепны, красиво установлены и сделаны в совершенстве… этот небольшой подбор может быть последним и почти единственным фрагментом прекрасной российской культуры, оставленным в мире».

54 (560x700, 312Kb)
Приобретение предпринимателя нашло новый дом в Гарвардском университете. Настраивал этот ансамбль Константин Сараджев. Среди 17 вновь прибывших колоколов студенты сразу выделили один с удивительным и редким по красоте звуком и сразу окрестили его «Колокол Матушки Земли». Его отливал в 1890 году на заводе П.Н.Финляндского знаменитый мастер Ксенофонт Верёвкин. Были в ансамбле и два колокола самого Фёдора Моторина, отлитые в 1682 году – «Подзвонный» и «Большой».

55 (525x700, 409Kb)
После войны студенты Гарвардского университета организовали клуб звонарей русских колоколов и осваивали традиции звона. Но вот незадача, как бы не настраивали русские колокола на чужбине, каких бы мастеров не приглашали, звучали они не так радостно, звучно и весело, как в родном Даниловом монастыре. Звук от них шёл чистый, громкий, мощный, но очень одинокий и настороженный, не создающий ансамбль.

56 (700x476, 404Kb)
Колокола подтвердили старое русское поверье, что лучший звук у колокола – у себя на Родине. Ведь не стал звонить владимирский колокол в Суздале, куда возил его великий князь Александр Васильевич Суздальский. Об этом и в летописях упоминается. А как вернули его на родное место, так и «глас яко же и прежде богоугоден».

57 (700x287, 252Kb)
Видно тосковали колокола по родной Даниловой обители. Прошли безбожные времена. В 1988 году одним из первых на Руси вновь открылся монастырь князя Даниила, возобновились службы в его храмах. Патриарх Алексий II освятил звонницу старейшей обители в Москве. Для университета Гарварда на воронежском колокололитейном заводе фирмы «Вера» заказали новые колокола – точно такие же, числом 18, общим весом 26 тонн. Отливку делали по старинным технологиям. Разве что вместо глиняных форм применили керамические. Поэтому рисунки на новых колоколах получились на редкость чёткими. И звучание дубликатов соответствует звучанию подлинного подбора – это было главным условием возвращения колоколов в Москву.

58 (600x400, 161Kb)
А «странники», столько лет благодарно служившие американским студентам, вернулись в родную обитель. Вместе с копиями колоколов Данилова монастыря на заводе отлили ещё два – для университета с символикой Гарварда с благодарностью за сохранение бесценного сокровища и для Свято-Данилова монастыря с символикой России и США в благодарность тем, кто участвовал в судьбе нашей звучащей святыни, кто верил, ждал и дождался.


Говоря о колокольных традициях, нельзя не вспомнить и маленькие поддужные колокольчики, которые отливали на Валдае. Колокольчики эти звенели на всех проезжих трактах, а в городах велено было их подвязывать. Только императорские курьерские тройки могли скакать в городах с колокольчиком.

59 (700x525, 68Kb)
Легенда гласит, что когда повезли в Москву мятежный Вечевой колокол из Новгорода, то не покорился он завоевателям. На Валдае свалился колокол с саней и разбился на тысячи… маленьких колокольчиков. Конечно, это не более чем легенда, но именно там находится единственный в России музей колоколов. Подчеркну – колоколов, а не валдайских колокольчиков.

60 (700x466, 337Kb)
Русские колокола всегда отличались колоссальными размерами по сравнению с их европейскими собратьями. Ещё при Иване Грозном у нас отлили 35-тонный колокол. Известен был колокол весом 127 тонн, отлитый по приказу царя Алексея Михайловича. Он разбился, упав со звонницы, во время одного из многочисленных московских пожаров.

61 (700x465, 377Kb)
Отливка огромного колокола была богоугодным делом, ведь чем больше колокол, чем ниже его звучание, тем быстрее молитвы, вознесённые под этим колоколом, достигнут Господа. Но есть и другая причина, почему в Западной Европе колокола не достигли таких размеров, как у нас. Ведь на западе раскачивают сам колокол, а в России – лишь его язык, который весит несоизмеримо меньше.

62 (700x525, 344Kb)
Русский народ придумал множество загадок о колоколе. Вот самые интересные:
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули – стали бить,
Чтоб мог говорить.

В церковь других созывает, а сам в ней не бывает.

Живой мёртвого бьёт,
Мёртвый благим голосом кричит,
На крик народ бежит.

63 (700x466, 407Kb)
64 (700x524, 354Kb)
Каменский колокольный завод "Чудо колокол" (Урал)



Он не сохранился до наших дней, в отличие от летописных упоминаний о нём, а также множества легенд и версий его непростой судьбы. Известно, что колокол имел важное символическое значение: созывал новгородцев на вече — народное собрание. Но в 1478 году Иван III пришёл в Новгород, чтобы лишить город независимости. Бояре, стремясь сохранить своё благополучие, сражаться за независимость не стали и согласились на условия великого князя Московского взамен на сохранение своего привилегированного положения и богатств. В итоге вече было распущено, а колокол сняли и отправили в Москву, где он, как трофей, был повешен на колокольню с другими колоколами.
65 (519x700, 849Kb)
Созыв вече в Новгороде. Лицевой летописный свод,1568-1576 год.
66 (524x700, 381Kb)
Увоз вечевого колокола из Новгорода. Лицевой летописный свод.
Новгородцы долго отказывались смириться с потерей своей свободы и утратой главной реликвии. Поэтому родилась легенда, что по дороге в Москву воз с ценным грузом опрокинулся и колокол скатился в овраг где-то на холмах Валдая. Расколовшись, он превратился в тысячи маленьких колокольчиков, которые потом вешали на свои повозки ямщики. И звон, который разносился по всей стране, был символом утерянной свободы Новгорода.
Что же стало с колоколом в реальности — историки спорят до сих пор. Одни считают, что его поместили на звонницу Успенского собора в Москве. Другие утверждают, что в конце XVI века он был перелит в набатный колокол и висел в настенном шатре у Спасских ворот Кремля, а в 1681 году его звон так напугал царя Фёдора Алексеевича, что тот сослал его в Николо-Карельский монастырь близ Архангельска.
67 (700x521, 401Kb)
«Новгородское вече. Вечевой колокол». Худ. В. Худяков, 1861 год.
Есть также мнение, что в 1713 году Вечевой новгородский колокол, который на тот момент находился в Московском Кремле, разбился во время пожара. Якобы затем по приказу Петра I оружейник Иван Моторин отлил из осколков новый — набатный колокол, который отправили на хранение в Оружейную палату, где он и находится по сей день. Однако это всего лишь одна из версий. Утверждать, что колокол, хранящийся в музее, — прямой потомок Вечевого, нельзя.



Этот колокол Спасо-Преображенского собора в городе Угличе в мае 1591 года стал вестником исторических событий. В него звонили, чтобы оповестить о смерти царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Сразу же появилась версия, что царевича убили.
68 (700x465, 434Kb)
Спасо-Преображенский собор
Местные жители устроили самосуд над предполагаемыми преступниками, после чего будущий царь Василий Шуйский, который расследовал это дело, казнил двести человек, а десятки семей отправил в Сибирь. Подстрекателем бунта объявили… колокол ! Его сбросили на землю, оторвали ему язык, отрубили ухо (часть колокола, за которую его подвешивают), принародно дали 12 плетей и тоже отправили в сибирскую ссылку.
69 (700x525, 416Kb)
Угличский колокол



Отлитый в конце XVII века колокол называли Благовестником. Он был главным символом подмосковного Звенигорода, его даже изобразили на гербе города. Гигантский колокол отливали прилюдно — на соборной площади монастыря (яма для литья сохранилась и находится в нескольких метрах от звонницы). Бронзового гиганта весом 35 тонн с трудом подняли на звонницу, причём не на самый высокий, а на средний ярус. С тех пор он стал главным колоколом знаменитого монастыря, одного из важнейших духовных центров России. По легенде, звон, раздававшийся отсюда, был настолько мощным, что слышали его даже в Москве.
70 (438x700, 326Kb)
1900-1904 год. Большой Благовестный колокол
Колокол поражал не только своим звучанием. На его поверхности в девять рядов был нанесён текст. Частично это тайнопись, придуманная царём Алексеем Михайловичем, которую удалось расшифровать в XIX веке. В тексте говорилось, что колокол отлит по распоряжению царя и в знак его особого отношения к Саввино-Сторожевскому монастырю.
71 (700x458, 199Kb)
«Руническое письмо» царя Алексея Михайловича на колоколе,
до сих пор не переведено
Спустя столетия колокол постигла трагическая участь. В октябре 1941 года, когда фашисты наступали под Москвой, колокол решено было снять, чтобы спасти. Сложнейшая операция оказалась неудачной: колокол упал и застрял в пролётах звонницы. В итоге его раскололи, чтобы вытащить, и переплавили для изготовления оружия.
72 (700x467, 381Kb)
Монастырь в наши дни


Он получил известность после Крымской войны. В 1854 году Англия и Франция, выступавшие в конфликте на стороне Османской империи, попытались заблокировать российские войска со стороны Белого моря: взяли в осаду Соловецкие острова и поселения на территории нынешней Мурманской области. Корабли западной коалиции нанесли серьёзный ущерб некоторым поселениям, но не Соловецкому монастырю: монахи дали отпор врагу и вынудили англичан отступить.
73 (700x528, 312Kb)
Царская колокольня: 1900-1910 год
Уже в начале XX века служители монастыря потребовали у англичан вернуть то, что, по их мнению, украли вражеские солдаты: колокол Никольской церкви в Ковде — небольшом поморском селе. Выяснилось, что колокол действительно хранился в английском графстве Гэмпшир, то есть был «в плену», — отсюда и его название. В 1912 году англичане его вернули: освобождённого встречали торжественно — на берегу собрались соловецкие монахи и верующие, звон десятка других колоколов возвещал о возвращении «пленника».
74 (700x647, 668Kb)
1916 год. Фото: С. М. Прокудин-Горский /
реставратор - С. О. Прохоров
Колоколу выделили почётное место — на Царской колокольне монастыря. Однако после революции звонница была уничтожена. Считается, что погибли и все находившиеся на ней колокола, в том числе и бывший «пленный». По другой версии, он всё-таки уцелел и был вывезен из монастыря вместе с другими «собратьями». Но доподлинно его дальнейшая судьба неизвестна до сих пор.

Его отлили по приказу императора Александра II в память о героизме служителей обители, которые дали отпор неприятелю в годы Крымской войны. Речь о той же схватке, после которой был утрачен Соловецкий пленный колокол. Англичане при явном силовом превосходстве — как ни старались — не смогли нанести существенный вред монастырю, а никто из находившихся внутри не был даже ранен. Служители называли это настоящим чудом.
75 (700x525, 442Kb)
Для отливки памятного колокола император распорядился использовать бронзовые украшения с надгробия своего отца, Николая I. Декорировали Благовестник рельефными изображениями штурма Соловков и специально под него построили колокольню. Как и многие другие религиозные постройки, в 1930-е звонница была разрушена, но колокол уцелел. Сегодня он стоит на постаменте на центральном дворе монастыря — причём на том самом месте, где во время осады служители складывали пушечные ядра, которыми в ответ вели огонь по неприятелю.


Звонницу Успенского собора Ростовского кремля можно по праву назвать одним из самых больших музыкальных инструментов мира и одним из ценнейших памятников страны. Из 15 её колоколов четыре были отлиты ещё при царях Алексее Михайловиче и Петре Великом. Самый большой из них — Сысой — весит 32 тонны и носит имя в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, при котором в XVII веке и возводилась звонница.
76 (700x525, 392Kb)
Звонница Успенского собора
Второй по весу колокол — 16-тонный Полиелейный. Однако он к числу древнейших не относится, так как его переливали несколько раз, последний — в середине XIX века. Ещё три самых исторически ценных колокола звонницы — Лебедь (8 тонн), Господарь (3 тонны) и Баран (около 1,3 тонны).
77 (700x521, 378Kb)
Сысой
Однако наслаждаться их перезвонами горожане могли далеко не всегда. Во время антирелигиозной кампании 1930-х на территории Ростовского кремля открыли музей. Можно сказать, что Успенскому собору повезло, ведь его не разрушили, а колокола оставили на своих местах, но с тех пор они почти всегда молчали. Только в 1960-е годы фирма «Мелодия» записала пластинку «Ростовские звоны». А в начале 1970-х годов колокола Ростовского кремля прозвучали на весь Союз, — правда, в комедийном ключе: в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» запутавшийся в верёвках Бунша сыграл на них «Чижика-Пыжика».
78 (700x479, 400Kb)
Колокола Лебедь, Полиелейный и Сысой
Возрождение православных традиций началось только в 1987 году, а вместе с ними и возрождение Успенского собора. Сегодня колокольные переливы, доносящиеся с его звонницы, вновь наполняют город в дни служб и церковных праздников.
79 (700x698, 586Kb)
1963 год. Пластинка «Ростовские звоны»


Это один из самых многоголосных ансамблей страны. И солирует в нём огромный Царь-колокол — полный тёзка московского. Первый вариант этого колокола был изготовлен ещё при императрице Елизавете Петровне в 1748 году, он исправно служил почти двести лет, пока в 1930-е не пал жертвой советской антирелигиозной кампании. Тогда со звонницы лавры сбросили больше половины колоколов.
80 (451x700, 279Kb)
1900-1917 год. Колокольня
В 2002-2004 годах звонницу частично восстановили, в том числе и главную её жемчужину — величественный Царь-колокол. Его отлили заново по образу и подобию оригинала. С тех пор это самый большой действующий колокол России: он весит почти 72 тонны, из них две тонны — вес языка. Колокол украшают изображения радонежских святых и служителей церкви, которые внесли вклад в развитие Троице-Сергиевой лавры.
81 (558x700, 199Kb)
82 (700x469, 213Kb)
1930 год. Снятие колоколов
Интересно не только «содержимое» звонницы, но и её архитектурный облик. Строительство здания, начатое в 1741 году, длилось без малого 30 лет ! А когда завершилось, 88-метровая колокольня стала самой высокой в стране. При этом современников восхищала утончённость линий и визуальная лёгкость конструкции, устремлённой в небо. Добиться такого эффекта архитектору Дмитрию Ухтомскому удалось благодаря отклонению от первоначальных чертежей: вместо запланированных двух ярусов на двухэтажной основе - высятся четыре.
83 (560x700, 337Kb)
84 (560x700, 494Kb)


Один из символов Севастополя и всего полуострова Крым, который красуется на купюре достоинством 200 рублей. Колокол был отлит в конце XVIII века в Таганроге, а исходным материалом для него послужили переплавленные трофейные турецкие пушки.
85 (700x301, 307Kb)
Купюра, на которой изображён колокол (на заднем плане)
После поражения Российской империи в Крымской войне в середине XIX века колокол был отправлен во Францию, где «служил» в знаменитом соборе Парижской Богоматери. И только перед Первой мировой, благодаря дружескому жесту французского президента, вернулся в севастопольский Херсонесский монастырь.
86 (700x434, 360Kb)
Колокол сегодня
Кстати, колокол не только созывал верующих на службу, но и оповещал моряков о близости скалистого берега — отсюда и пошло его прозвище «туманный». Именно эта дополнительная функция спасла его от гибели во время религиозных гонений 1920-1930-х годов: его не отправили на переплавку, а оставили на месте. Однако с усовершенствованием навигационного оборудования необходимость в колоколе отпала, и в 1960-е его лишили языка.
87 (700x525, 449Kb)
Колокол вновь зазвучал в 2001 году. Теперь это один из экспонатов историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», установленный прямо на берегу Чёрного моря.

Сегодня колокололитейное дело в России возрождается, появляются школы звонарей, а колокола, проданные за границу в 1930-е, постепенно возвращаются на родину. Те из них, что навсегда утрачены, в мастерских воссоздаются по древним технологиям. А те, что уцелели, становятся объектом исследований и неизменного интереса путешественников.



***





------------------------------------
Рубрики:  🌸КРАСОТА ВОКРУГ НАС🌸/✿РОССИЯ✿

Понравилось: 3 пользователям