Жил в позапрошлом веке в голландском городе Рурмонде полковник кавалерии (то есть не исключено, что гусар) по имени Дж. В. Ц. ван Горкум, 33-х лет от роду.
Повстречал он как-то и полюбил 22-летнюю девушку по имени Дж. В. Ц. Х. ван Аэфферден из приличной и даже богатой семьи. И женился на ней.
Тот брак вызвал крайнее недовольство семейства Аэфферден и кучу пересудов в Рурмонде. Потому что полковник был протестантом, а его любимая католичкой.
Тем не менее, они счастливо прожили 38 лет при одном единственном неудобстве: по воскресеньям направлялись каждый в свою церковь…
Потом полковник умер. И был похоронен на протестантской части городского кладбища, у стены, отделявшей усопших протестантов от усопших католиков. Его жена пережила его на восемь лет и завещала похоронить себя не в семейной гробнице, а с другой стороны кладбищенской стены -- как можно ближе к могиле мужа. Таковы были в Голландии нерушимые правила религиозной сегрегации: покойники разных конфессий рядом лежать не имели права, только через стену.
А раз так, то мудрая женщина велела соорудить себе и мужу надгробия выше стены. И там вверху, над стеной, где правилами религиозной сегрегации уже не действует -- соединить её с мужем в рукопожатии…
Так они и держатся за руки с 1888 года.
Увидев вот этот снимок, я был так сильно впечатлён историей любви и верности, что решил узнать поподробнее о памятниках, по крайней мере, понять, где чей.
Голландского я не знаю, но каким-то боком вышел на сайт именно этого кладбища -- Begraafplaats Nabij de Kapel in 't Zand. Из надписей на плитах с помощью гугловского переводчика с трудом выяснил, что вот это памятник Ей.
А вот этот принадлежит Ему.
Для тех, кто, как и я, не силён в голландском, скажу, что основным заметным отличием в памятниках является оградка. У Неё она полукруглая, с лилиями наверху прутьев.
А у Него прямоугольная, с заострёнными прутьям.
Вот так могилки и стена выглядят сверху. Сверху видно, что католики лежат справа – у них кресты, которых у протестантов нет…
Кроме того попались крупные фото Её и Его рук, из чего мне стало ясным и ещё одно различие у надгробий. У Её рукава кофточек с отделкой, а у него без.
Стало известно также, что на этом кладбище кроме католиков и протестантов хоронили евреев. Для них отведены два участка – старый и новый. На плане кладбища хоть и не совсем всё это видно, но разобрать можно. Стрелкой я показал Её и Его могилки через стену.
Кстати, на новом еврейском кладбище можно увидеть ещё две сплетённые любящие руки – на мемориале, установленном на могиле Генриетты Маркс ( ушла в 1906 году) и Исаака Береца (ушел вослед через четыре года).
Евреев здесь тоже хоронили за стеной! Или для того, чтобы как бы чего не вышло… Или дабы останки одних людей не оскверняли останки других…
Роясь в Сети, узнал, что эта социальная придумка называется «пилларизация» (pillarization, производное от англ. «pillar» (столп, опора) – это основополагающее разделение общества по религиозному, национальному, территориальному или какому-то ещё признаку.
И в просвещенной Европе впервые эта придумка была возведена в закон как раз в Голландии.
Согласно придуманному отдельные группы людей жили непересекающейся, параллельной жизнью.
И особенно сильно это проявлялось в отношении религиозной принадлежности. И особенно после смерти!
Казалось бы, любовь к единому Богу должна объединять людей, но нет, она разделяла.
И всё же находились те, кто ставили любовь к ближнему выше социальных придумок…
Вот единственное, друзья мои, чего я так и не узнал, весь день копаясь в Сети, это имена героев моего рассказа, восставших против предрассудков. Потому что все сайты, словно сговорившись, называют их исключительно так: J.W.C van Gorcum и J.C.P.H van Aefferden.
Может, кто-то когда-то найдёт… :)
Послесловие
Я молодец, я к исходу дня сам нашёл, как звали героев этого рассказа. :)
Если верить этой публикации их имена были Якоб Вернер Константин и Йозефина Каролина Петронелла Хубертина.