АННА, КОТИК, МАЛЬЧИК И ДЕД |
Лукоморье
Аня – соседка. Этой осенью пойдёт в школу. А до сих пор ходила в детский сад. Аня девочка русская, а садик латышский. Поэтому Аня умеет ловко переходить с одного языка на другой. Меня эта способность искренне удивляет, поэтому я частенько с Аней забавляюсь литературными переводами. Ей эта забава тоже нравится.
-- Аня, а переведи-ка мне на латышский вот это: «У лукоморья дуб зелёный…»
Аня вскидывает бровки, потом их хмурит, шепчет что-то в сторону, потом радостно шмыгает носом:
-- Рie Sīpol jūras dižais ozols.
-- Так… А почему – Sīpol jūra?
-- Так ведь море же -- Луковое!..
-- Нет, лукоморьем на Руси называли морскую лагуну…
-- Лагуну? Я про такую ещё не знаю… А море чьё, наше?
-- Э-э-э… Наверное, наше.
-- Да? Тогда… Тогда: «Pie mūsu jūras spēcīgs ozols». Или вот так: «Pie auksta jūras spēcīgs ozols»
-- Годится! Молодец! Аня, а почему дуб у тебя великий, а не зелёный?
-- Я и так думала... Но по-латышски «зелёный» к «дубу» никак не приставляется… Вот если был не дуб, а липа… Ну, я пойду?
И Аня поскакала. Они в таком возрасте почему-то не ходят, а скачут.
У лифта
Выхожу из квартиры, Аня стоит у лифта, ждёт. С какой-то хитринкой на рожице.
-- А лифт не работает! Пешком пойдём!
-- Да? Увы и жаль… Видишь ли, Анна, не ходок я по лестницам…
Аня смотрит на мою палочку, думает.
-- Так я тебе помогу!
-- Как же это?
-- Буду что-нибудь рассказывать тебе, ты будешь слушать и не устанешь.
-- Сказки? Или стихи?
-- Нет, книгу.
Здесь надо бы пояснить некоторые особенности нашего с Аней общения. Когда мы с ней наедине, мы оба на «ты». В присутствии посторонних Аня ко мне, как мама учила, только на «вы», и ни разу не сбилась. В знак уважения к этому, я величаю её полным именем. Она не против… И ещё: Ане шесть лет, с четырёх она уже читатель, а я внимательный «выслушиватель» прочитанного.
– Что же это за книга?
Аня, как герой телесериала, спускается на несколько ступенек, внимательно смотрит вниз, потом запрокидывает голову и смотрит вверх, возвращается и тихо говорит.
-- Это секрет.— Прищуривает глазки, и ещё тише. – Только никому! Особенно маме.
Холодок, испаринка и дурные предчувствия окутывают дедушку… Аня же еле слышно шепчет:
-- «Анна Каренина».
Я не стал спрашивать, почему выбор девочки пал именно на этот роман. Прежде всего, он про её тёзку… К тому же я слышал, как соседки живо обсуждали одноименный телесериал с Лизой Боярской в заглавной роли, эпитетов в оценках не жалели, насмерть стоя на противоположных позициях. Аня при этом невдалеке сидела, безучастно за котиком Мурзиком наблюдала, ножками болтала.
-- И как тебе книга? Нравится?
-- Очень! Только слов много непонятных. Что такое «Аз воздам»? Ты знаешь?
Дедушка вспоминает, что это эпиграф к роману, то есть, Аня – на первой странице.
-- Это слова Бога из Библии, «Мне отмщение, и Аз воздам»… Понимать их надо так: «Не мстите никому сами, это моё дело, и уж я отомщу, как надо».
-- Так что мало не покажется, да?!
-- Ну, да, где-то так…
-- А чего мы стоим?! Мы бы уже давно спустились!
-- Извини, Анна. Спуститься-то я могу, а вот подняться -- навряд ли…
Анна собирает мордочку в гримаску, не по-детски вздыхает, произносит: «Ну, пока!» и уносится вниз, стрекоча ботинками по ступенькам.
Тучи
У Ани талант не только в филологии. Их несколько. Это от того, что она много думает. Сидит на лавочке, вроде как всего лишь ногами бессмысленно болтает, но нет – она осмысливает явления…
Например, поворачивается и спрашивает, откуда дождь берётся?
Я отвечаю, что из туч.
А тучи откуда?
Я собираю по сусекам все свои знания детской дошкольной педагогики и начинаю методично рассказывать ребёнку про нагревание, испарение, конденсацию...
Аня в ответ: вот и мама так говорила... А тучи -- они из Африки!
Почему ты решила, что из Африки?
Отвечает: но это же просто! Там же пустыня. А пустыня потому, что нет дождей. А дождей нет потому, что все африкановские тучи перелетают к нам и тут выливаются. Ну, просто же?!
И она тут же забывает эту тему, увидев дворового котика Мурзика. Мурзики в этом возрасте -- самое важное. А я всё сижу и думаю про какую-то ерунду, про конденсацию и про испарение...
Шарик
-- Привет!
-- О, Анна! Ну, здравствуй. С приездом тебя.
-- Мы уже вчера приехали. Но шёл дождь, поэтому я не гуляла. Как тут у вас?..
-- У нас всё хорошо, а как у вас там было?
-- Тоже хорошо. Вот только дождь… Он – ну, прямо везде.
Анна вернулась из латгальской деревни, куда её увезли ещё в июне. Вернулась загорелая, с повзрослевшими глазками.
Через три дня Ане идти в школу, в первый класс, а со школой у нас тут – полнейшие непонятки… Думаю, девочка про это уже знает, переживает, поэтому я болезненную тему старательно не трогаю. Мы беседуем об особенностях патриархальной деревенской жизни, о коровах, барашках и мёдосборе…
А ещё Аня рассказывает, что научилась плавать.
-- Каким же стилем? -- спрашиваю я.
-- Бубликом.
-- То есть?
-- Ну, бубликом! Это такой резиновый бублик. Его надуваешь, просуваешься в него и плывёшь. Мама!!
Это подъехало такси, из него вышла Анина мама -- с пакетами и гроздью надувных шариков. Аня гордо перенимает шариковую эстафету, подходит, сияя.
-- Это -- в школу, на Первый Звонок! Тебе какой больше нравится?
-- Так ведь все хороши…
-- Да… Но на Первый Звонок сказали принести только один.
Мы, помнится, в школу ходили только с цветами, поэтому я наивно спрашиваю, а зачем шарики?..
-- Как зачем?! Для радости! Мы же их на Звонке в небо запустим!
-- А почему только по одному шарику?
-- Ты что?! Много нельзя, там же самолёты летят... Мурзик!!
И Аня поскакала к дворовому котику Мурзику, который после долгой разлуки тоже обрадовался встрече, ошалел от шариков, растопырился да и замер посреди улицы.
До удалёнки
Иду на прогулку, печалюсь от только что прочитанных новостей про победное шествие по стране подлого коронавируса. Он и хоккеистов сборной скосил, и производителей мясных продуктов, вывел из строя сразу семь учебных заведений, включая Государственный Университет… То было 3-4 заболевших в день, а сегодня аж 30 с лишним… Это ужасно. А что ж будет завтра?
Открываю двери на улицу. Вижу Аню. Она уже первоклашка, ходит с огромным ранцем, полным знаний, спортивной формы и плюшевых медведей. Аня как раз идёт из школы. Мордочка у неё серьёзная.
-- А что, Анна, вы разве не на удалёнке учитесь?!..
-- Нет. Мы в школу ходим, -- вздыхает соседка.
Но тут неожиданно мордочка у Анны принимает хитренькое выражение и она произносит недетскую, явно где-то подслушанную фразу:
-- Но этот вопрос решается!
Произнесенная ею фраза говорит о том, что первоклассники внимательно отслеживают статистику заболеваемости коронавирусом и не упускают из виду принимаемые на сей счёт правительственные решения. Они бдительны.
Мы распрощались, и Анна застрекотала ножками по лестнице, невзирая на тяжеленный ранец, полный знаний и мишек.
На удалёнке
Погода сегодня хорошая. Выхожу из дому, а напротив подъезда Аня на лавочке сидит, ножками болтает. В руке мобильник – розово-синий, с брелоком, на брелоке что-то плюшевое висит…
-- Привет, Анна. Это почему же ты не в школе?
-- Привет. Так ведь удалёнка! А компьютер сломался! А если сломался, надо звонить учителю и ждать указаний… Я и звоню! А у неё мобильник «vai izslēgts vаi ārpus zonas». Как думаешь, это всё равно, где ждать? Компьютер же сам не начнёт работать, правда?..
-- Правда. Лучше подождать маму, и лучше на свежем воздухе.
-- Вот и я так подумала! А ты думаешь, мама придёт и починит? У нас браузер левый, он, наверное, и накрылся… У тебя нет правого?
-- Нет, у меня тоже левый…
-- Вот видишь. Всё вокруг какое-то левое…
У Ани свиристит и квакает мобильник.
-- Да, мама! А у нас компьютер сломался! Да, звонила. А у неё «Vai izslēgts vаi ārpus zonas». А я уже вышла. Да, не далеко, сижу у подъезда. Да, звоню ей всё время… Нет, ни с кем… Нет, только с дедушкой Витей.
Аня поднимает на меня свои ясные простодушные глазки и вздыхает:
-- Нет, мама, он не поможет. У него браузер тоже левый…
Как всегда невесть откуда на авансцене появляется дворовой кот Мурзик. Он появляется -- и мир взрослых с его левыми проблемами на какое-то время перестаёт для Ани существовать.
Кавалер
У Ани появился кавалер. Его зовут Артур. Он учится с Аней в одном классе, а живёт в соседнем подъезде. Он там живёт всю свою жизнь, но так неприметно, что его ни Аня никогда не видела, ни я.
Теперь он регулярно сидит с Аней на лавочке и смотрит перед собой, снедаемый обидой, происходящей от неразделённого чувства.
-- Привет, Анна. Ну как вам там, на «удалёнке»?
-- Привет. На «удалёнке» плохо.
-- Почему же?
-- Скучно. Ни посмеяться нет с кем, ни попрыгать. – Аня кидает взгляд на кавалера и вздыхает. -- И поговорить тоже нет с кем.
Артур изо всех сил делает вид, что это не про него. Я пробую прийти ему на помощь:
-- Чтобы поговорить, нужно найти и предложить собеседнику интересную для обоих тему.
-- А есть такая! – радостно восклицает Аня.
-- Какая же?
-- Размножение!
Я невольно концентрируюсь. Артур и вовсе каменеет.
-- Смотри: вон -- каштан. А вон -- дуб. У дуба – жёлуди. У каштана – каштаны. С ними всё ясно – у них есть плоды.
В подтверждение Аня достаёт из карманов куртки горсточку каштанов и желудей. Раскладывает их на лавочке. Артур смотрит на них очарованным взором, будто впервые видит. И не мудрено -- он дитя паркета, мультиков и вкусняшек…
-- А вот это что? -- Аня вытягивает руку и палец, Артур в том же направлении вытягивает шею и нос.
-- Это, если не ошибаюсь, туя, -- говорю я.
Аня скрещивает руки на груди, и отвечает как бы мне, но поворачивается почему-то к Артуру:
-- Верно. Туя. А где её плоды? А? Я весь август, весь сентябрь внимательно следила, но нету у туи никаких плодов! Нету! И как же они тогда?..
Аня поворачивается ко мне, не знающему что и ответить, кроме того, что можно, пожалуй, в Гугл залезть, почитать там…
-- Ладно! Залезу в Гугл, почитаю там, -- опережает меня Аня. -- А ты куда шёл? В «Максиму»? Купи мне, сам знаешь, что. Одну штучку! Я денежку тебе потом отдам. Ладно?
И я пошёл в «Максиму». За картошкой, молоком и одной штучкой «чупа-чупса». То был наш с Аней маленький секрет.
За спиной моей раздалось девчоночье: «Му-у-урзик!»
То, пошатываясь, вышел из подвала на прогулку сытый и заспанный дворовой котик, Анин кавалер номер один.
Завтра суббота…
Завтра одним первоклассным кондитером и одной первоклассницей в нашей стране станет меньше. Хотя ещё неделю назад ничто вроде не предвещало такой убыли.
Неделю назад на нас выпал первый снег. Выпало его немного, но он оживил пейзаж. А дети, невесть откуда выкатившиеся на заснеженную поляну, пейзаж скрасили.
Я вышел из подъезда и занял на лавочке причитающуюся мне позицию, наблюдая за изготовлением снеговика. Ему как раз прилаживали морковный нос. Приладив, стали кидать в нос снежками. Попали, и морковку сбили. Снова приладили. И на этом угомонились… Всё, как и мы когда-то, и как до нас, 300 лет тому назад.
От группы снайперов отделилась Аня и присела на лавочку:
-- Привет!
-- Здравствуй, Анна. С первым снегом тебя!
-- И с новым годом.
-- Ну, с новым годом я тебя ещё успею… Или ты думаешь, что не успею? Что так?..
-- Я в субботу уезжаю.
-- Далеко? Надолго?
Аня поднимает на меня глаза, в которых я впервые замечаю нечто совсем не детское. И не опуская глаз, она говорит:
-- К бабушке в Россию. Навсегда. Будем с мамой там начинать жить. А папа к нам потом приедет.
Я знаю, что другие Анины бабушка и дедушка живут в небольшом российском городке, совсем недалеко от нашей Латгалии. Аню иногда и туда возили, но не на долго, а вот теперь увозят навсегда. Видимо, таки кончилось у её родителей терпение и они, всё сравнив и просчитав, перебираются жить в маленький русский городок, где им, конечно же, будет нелегко во всём, но в главном -- будет полегче…
Аня молчит, лишь ножками болтает. И я молчу, у меня ком в горле.
-- Тогда -- с наступающим, Анна… Пусть у вас там всё будет хорошо… Передавай привет Артисту.
-- Передам. И у тебя пусть всё будет хорошо… Не болей, ладно?
Аня встаёт и идёт к подъезду. С неба сыплет снег. От подъезда бредёт недовольный Мурзик, он есть хочет, да и лапкам его холодно. Аня приседает, берёт котика на руки, прижимает к себе. И дикий дворовый Мурзик нисколько этому не сопротивляется, напротив, кладёт мордочку Ане на плечо и удивлённо смотрит на меня круглыми глазами. Котики – они не всё понимают, но много чего чувствуют…
Да, про Артиста. Он одиноко стоит на набережной того самого маленького русского городка, в котором когда-то родился. А теперь он -- памятник. Аня часто его вспоминала, а завтра к нему поедет.
Письмо
Письмо пришло вчера. Пришло по обычной бумажно-конвертной почте. Долго шло. Конверт изрядно помят, густо облеплен марками и штемпелями. Давно таких почтовых раритетов не получал…
На конверте красивым женским почерком начертан мой адрес – улица, дом, квартира. И имя, отчество. Фамилии нет.
А внутри сложенный вчетверо листок из школьной тетрадки. На пол листка крупно фломастером написано: «С днём Победы!» И нарисованы берёзка, танк и флаг со звездой.
А дальше классические «прописи» первоклассника, в которых мне пришлось кое-какие буквы подправить и расставить знаки препинания.
«Привет, дедушка Витя. (Чуть выше вставлено: «Степанович») У меня всё хорошо. Мы уже не учимся, нас перенесли, мы будем учиться в августе. У нас всё хорошо. В садах уже всё цветёт. Но ещё прохладно. А как у вас? У меня просьба: снеси котику Мурзику сосиску и скажи, что от Ани. Привет артисту от тебя я передала, а он передал тебе. (Чуть выше: «Нет, он не передал, это я обманула (зачёркнуто) пошутила»)) ) Твоя соседка Аня (имя зачеркнуто) Анна».
THE END
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |