-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Подлубный

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.02.2015
Записей: 730
Комментариев: 187
Написано: 1008


"Кубик», или Нечаянная находка на антресолях

Суббота, 09 Января 2021 г. 17:11 + в цитатник
Jan. 9th, 2015 at 9:23 AM

Полез я что-то искать на антресолях, наглотался там пыли, но зато извлёк коробку, полную старых фотографий, слайдов и фотоплёнок, которые лежат там с прошлого века.
Как все нормальные люди в такой ситуации начал с любопытством рассматривать найденное, за этим занятием время до вечера и прошло…

Там же обнаружился и конверт с фотографиями, который мне некогда, а именно в 1997 году прислали из Москвы.
А в конверте – фото с премьеры моего «Кубика» в театре им. Моссовета – милое сердцу воспоминание. Решил сим далёким воспоминанием нескромно поделиться...
Фотки скверные, снятые на плёнку дешёвой «мыльницей», да еще и переснятые мною для этой публикации, так что приношу извинения. Но других фото нет.

1

На верхнем снимке – сцена из второго акта спектакля. Финальная «разборка».
Слева направо актёры Андрей Ильин, Николай Прокопович, Александр Пашутин, Евгений Лазарев и спиной к нам Анатолий Васильев.
После премьеры пришлось раздать множество интервью, но я ни в одном из них не оценивал работу актеров, оставляя эту задачу зрителю и маститым критикам. Однако прошло уже почти 20 лет и я, наверное, уже имею право высказаться об актёрской игре, в том смысле, как же они сыграли то, что задумал автор, то есть я.
Абсолютных попаданий в трактовке образов было два – у Пашутина и Лазарева. Они были абсолютно органичными и узнаваемыми.
Особенно был узнаваем Лазарев в роли президента РФ, коим тогда был Борис Ельцин. Нет, он его не копировал. И не пародировал. Но при этом Евгений был вполне узнаваемым президентом вполне узнаваемой страны. Мастер! Лазарев – бывший рижанин, актер РТРД, низкий благодарный мой поклон ему за мастерство! Сейчас он живёт в США.

2 Е.Лазарев

Под стать игре Лазарева была игра Пашутина. Мне очень важно было, чтобы по ходу пьесы главного героя из рук в руки передавали люди, чьи властные полномочия становились всё больше, а человеческие качества всё меньше... Герой Пашутина был вторым в выходе на сцену, и актёр явил всё, что драматург задумал: трезвый ум, понимание ситуации в стране начала 90-х, осторожность в словах и аккуратность в поступках... С выходом Пашутина на сцене повис драматизм и стало интересно наблюдать за диалогами! Пашутин своей точной и сочной игрой вытягивал спектакль на нужный «градус», и даже спасал его.

3 А.Пашутин

А спасал потому, что самым первым на сцену выходил герой опытного актёра Прокоповича, который своей «водевильной» игрой спектакль опускал и даже разваливал. Он почему-то решил играть какого-то мелкого совкового чиновника-проходимца. А должен был сыграть первого большого и при этом опытного, умного чиновника, который первым понимал и осознавал притязания главного героя, представляя при этом все последствия от его гениального изобретения. Увы, Николай нужный градус пьесе не задал...Очень досадно было смотреть, как спектакль в самом начале становится каким-то «старорежимным», «производственным», начинает черпать воду бортами и готовится уйти на дно...

4 Н.Прокопович

Главного героя, придумавшего неистощимый источник энергии размером 4 х 4 х 4 см, сыграл Андрей Ильин. Тоже бывший рижанин, тоже актёр РТРД. Я вообще-то видел в главной роли Евгения Стеблова, о чем и сказал постановщику Павлу Осиповичу Хомскому, отвечая на его вопрос... Но он предложил Сергея Юрского. Ладно, согласился я. Ещё бы – Юрский был суперзвездой. Но звезда нас в тот момент покинула, уехав с женой гастролировать по Америке...

5 А.Ильин

В общем роль сыграл Андрей Ильин, тогда известный только по двум киноролям в фильмах «Анкор, ещё анкор» и «Какая чудная игра». Андрей после прогона, перед премьерой спрашивал меня, похож ли он на ученого? Да, конечно, он был похож. Но он совсем не был похож на бывшего зека. А мне это было очень важно, особенно в финале спектакля, где его в итоге сводят с главным авторитетом страны, и ученый, мужественно отбросив в сторону свою интеллигентность, решает вопрос, как того требовала ситуация, то есть по понятиям... Нет, не зек он, да и возраст у Андрея был совсем уж юный... Но в целом он выстраивал свою роль точно, с требуемым нарастанием, и потому финал удался.

Актеру Анатолию Васильеву роль главного криминального авторитета не совсем подходила. В том смысле, что не во всех сценах верилось в его абсолютную крутизну, да и внутренний воровской стержень у Анатолия местами куда-то пропадал... А он у воров в законе никогда никуда не пропадает! Но в целом Васильев производил на сцене яркое впечатление, да и финал в целом получился благодаря его громоподобной игре.

6 А.Васильев

Очень хочу отметить ещё игру Леонида Фомина. Роль маленькая, это – электрик, человек из народа, который все время потешается над хлопотами, с которыми высокие чиновники ищут и не находят выход из простой в общем-то ситуации... Какая точная и колоритная игра у Фомина! Как распускались в улыбках лица зрителей (а я обе премьеры отстоял за кулисами, видя и актёров, и зрителя), мгновенно реагировавших на каждую реплику Леонида.

ф.jpg Л.Фомин

Сейчас на Фомина тех лет (по внешнему контуру игры, по актёрскому темпераменту) очень и очень похож популярный актер Фёдор Добронравов...

***
Премьера состоялась в начале лета 1996 года. После чего театр должен был ехать на летние гастроли куда-то «в черноземье». И было намечено везти туда «Кубик». Народ в глубинке любит смотреть московские спектакли про то, как «прикладывают высокое начальство», потому что местные театры про такое ставить опасаются – они сильно зависят от своего «невысокого» начальства, которое совсем рядом. Но главная «прелесть» «Кубика» была в том, что этот спектакль в плане сценографии был дешёвым и удобным – ни одной смены декораций.

Однако на гастроли «Кубик» не поехал... Это и огорчило, и насторожило. А поскольку у меня был в театре «свой человек», то на мою просьбу узнать, в чём причина, он написал, что «Лосев только молча развёл руками и показал пальцем вверх...». Лев Лосев – это тогдашний директор театра. То ли приказали ему, то ли попросили его в Моссовете (театр ведь в его прямом подчинении) – так и останется тайной.

Я было совсем нос повесил, но неожиданно в октябре объявили о повторной премьере. Театральная Москва, подогретая слухами о скандальном спектакле, ломанулась было, но мест на «Сцене под крышей» всего 120. Со временем ажиотаж спал. Спектакль сыграли 17 раз и сняли.

Конечно, пьеса не была шедевром драматургии, и я это знаю лучше всех. Но одна из причин того, что пьесу сначала отодвинули в сторонку, потом вернули на сцену, затем и вовсе сняли – выборы в России и благополучное переизбрание Ельцина в июле того же года, после чего российский народ аж до конца века потерял интерес и впал в апатию по отношению к верховной власти... Пьеса опоздала к зрителю. Бывает. :)

А сейчас, ещё несколько фоток, найденных на антресолях.

Выход на поклоны...
8


Выводят вперёд режиссера-постановщика, исполнителя главной роли и драматурга с опущенной головушкой...
10


А потом, как и положено на театре, скромный банкет в театральном буфете... Автор, как и положено, в красном углу. Или, наоборот, просто посажен в угол... :)
11


***
Лет пятнадцать после этого я был последним драматургом из Латвии, чья пьеса была поставлена на московской сцене. До меня им был Владлен Дозорцев.
А сейчас таким драматургом стал Алексей Щербак, мой коллега по двум цехам – по драматургическому и газетному. А кроме того у нас с ним одни корни – из Островского района Псковской области.
Его «Полустанок» вышел за пределы Латвии и разошелся по всей России! Может быть, выйдет туда и его «Танго между строк». Алёша очень талантлив, я желаю ему творческих побед, и прежде всего в России!

Наша с Алексеем любовь к театру не является помехой любви к иным проявлениям прекрасного!.. Это мы на "Алдарисе", по работе... :)
13


Лирическое заключение

Премьера «Кубика» была летом. А зимой я был в Москве по другим делам, взяв с собою дочку-подростка.
Идем по Тверской, сворачиваем на Большую Садовую.
А там, на этом самом театрально-концертном перекрёстке Москвы, на электронном табло бегущей строкой – наша фамилия и название спектакля.
Я глянул на дочку.
Никогда не забуду выражение её лица, её глаз.
Это самая главная оценка мне как драматургу и одно из самых незабываемых мгновений жизни. :)                                 THE END

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку