-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Подлубный

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.02.2015
Записей: 730
Комментариев: 187
Написано: 1008


Папа Римас из волчьей стаи

Суббота, 26 Ноября 2016 г. 15:16 + в цитатник

Посвящаю эту публикацию памяти

советского учёного-физика Николая Степанова (Москва).

 

Недавно в интернете мне попалась информация о том, что в подготовке полета космического корабля многоразового использования «Буран» в общей сложности принимали участие около 15 миллионов человек. Это была самая масштабная научно-техническая программа в СССР.

Где-то на левом фланге этой гигантской пятнадцатимиллионной шеренги стояли мы с моими товарищами из Рижского ВВАИУ им. Алксниса.  А на самом правом фланге возвышались два беспредельно засекреченных классных мужика. Об одном из них я вам и расскажу.

 

«Волчья стая»

Программа пилотируемого полёта «Бурана» решалась в том числе летчиками-испытателями Летно-исследовательского института (ЛИИ), что в городе Жуковском. Эту «буранную гвардию» возглавил лётчик-испытатель Игорь Волк, отчего «гвардию» иногда именовали «волчьей стаей». Волком самим отбирались в «стаю» лучшие из лучших летчиков-испытателей СССР.

 

5814203_1 (700x483, 245Kb)

 

Решая многочисленные проблемы на стыке авиации и космонавтики, ребята из «буранной гвардии» достигли недоступных другим высот профессионализма. А самой яркой фигурой среди них был Римантас  Антанас-Антано Станкявичюс, которого за глаза называли «папой Римасом» – из уважения к его возрасту, боевому опыту в арабо-израильской войне, за сдержанность, а так же требовательность к себе, которая была выше, чем к другим. В общении с Римасом каждый ощущал товарищеское участие, спокойствие и уверенность – словом, то, в чем человек нуждается более всего.

 

5814203_2 (453x450, 142Kb)

 

Герой Советского Союза  летчик-испытатель СССР Валерий Меницкий вспоминает: «Это был удивительно скромный, мягкий, но в то же время принципиальный парень, в нем была внутренняя культура и такт, он их никогда не выпячивал, но все это чувствовали и относились к Римасу с большим уважением».

В ЛИИ Римас летал практически на всех типах самолетов. Можно смело утверждать, что легендарные самолеты МиГ-29 и Су-27 были подготовлены к нынешней всемирной славе в том числе и полётами Станкявичюса.

Ну а его вклад в подготовку программы пилотирования «Бурана» не имеет равных. Римас с товарищами показали, что пилотировать несущийся к Земле с орбиты и фактически горящий «Буран» можно. И при этом можно решать на борту иные задачи, которые не в силах решить вычислительная машина.

Постепенно в СССР научились делать бортовые вычислительные машины нужной мощности и программировать всё, что надо. Поэтому первый полёт «Бурана» прошел в чисто автоматическом режиме. После чего многолетняя секретная программа была частично рассекречена, в СМИ разразилась буря восторга.

Но...

Впрочем, вот как сказал об этом «но» Леонид Попов, заслуженный штурман-испытатель СССР, Герой России.

«Но, чем ярче рассыпались фейерверки славословия, тем тревожнее становилось на душе. Смутные догадки перерастали в уверенность, что первый полет «Бурана» – это его последний полет. Но даже в самом кошмарном сне никому не могло присниться, что знамя и гордость Советского Союза – корабли «Буран» – будут трепать в ЦПКиО им. Горького в качестве развлекательного комплекса, или «за бугром»  – то в одном, то в другом музеях авиации. И отнюдь, не для славы России, а для ее унижения...»

 

Космонавт-испытатель

Мы еще вернёмся к унизительной судьбе «Бурана». Римас Станкявичус  до этого унижения не дожил, хотя дожил до унижения другого рода.

А пока несколько слов о его биографии. Родился он 26 июля 1944 года в городе Мариямполе Литовской ССР. Отец – Станкявичюс Антанас Ионо, водитель. Мать – Станкявичене Мария Антано, вязальщица комбината бытового обслуживания.  Сестра  Янина – экономист. Брат Витаутас – летчик гражданской авиации.

Там же в Мариямполе Римас окончил среднюю школу. После чего – Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в истребительном авиационном полку в Группе советских войск в Германии, затем в авиаполку в городе Мары, Туркменской ССР. Принимал участие в боевых действиях Египта против Израиля. В 1973 году в звании майора уволился в запас...

 

5814203_4f1 (445x576, 43Kb)

Окончил Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института, в котором  потом проработал до конца жизни...  Освоил 57 типов самолетов, имел более 4000 часов налета. В 1977 году был зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». После сдачи всех экзаменов и зачетов  ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

 По планам в первом космическом полете реального «Бурана» Римас Станкявичюс должен был быть вторым пилотом экипажа. Первым пилотом должен был стать Игорь Волк.

5814203_5f1 (449x383, 42Kb)

 

Римас был женат, у него рос сын. Увлечением Заслуженного лётчика-испытателя СССР были рыбалка, столярное дело и музыка...

 

5814203_6f (500x359, 32Kb)

 

 

Аналог «Бурана»

Все свои главные испытательные полёты Римас совершил на корабле БТС-02 –  Большом Транспортном Самолете – так зашифровали эту машину, аналог «Бурана».

 

5814203_7f (700x506, 136Kb)

 

(Существовал и БТС-01, который использовался только для наземных статических испытаний, это он был выставлен в качестве аттракциона в московском парке им. Горького).

БТС-02 при максимальном подобии аэродинамических характеристик с характеристиками «Бурана» обладал способностью самостоятельного взлета и  выхода в нужную точку траектории. Отличие от «Бурана» как раз и заключалось  в установке четырех двигателей, которые поднимали БТС-02 на высоту в 6 километров, откуда он уже в бездвигательном режиме несся к земле, выписывая сложную спираль, выходя в створ взлетно-посадочной полосы и совершая посадку.

 

5814203_8f (700x474, 232Kb)

 

БТС-02 стал потом экспонатом самого крупного в Европе Технического музея в немецком городе Зинсхайме...

А «Буран» слетал в космос всего один раз. После чего самая масштабная и самая дорогая научно-техническая программа в СССР была похерена. Потом зашатался и по швам затрещал сам Советский Союз.

5814203_10f (700x378, 61Kb)

 

И в то же самое время, а именно 9 сентября 1990 года во время показательных полетов самолета Су-27 на итальянской базе ВВС «Сальгареда» вблизи городка Тревизо погиб пилот Римантас Станкявичус.

 

Мёртвая петля над «Сальгареда»

Для меня это стало большой личной бедой, потому как я знал Римантаса, общался с ним и очень сильно уважал. Я про ту катастрофу самолёта Су-27 знаю всё, но пусть о ней расскажет коллега Римаса – Александр Гарнаев,  Герой России.

 

5814203_11f (400x612, 40Kb)

 

«Воскресенье, 9 сентября 1990 года. Рядовой сорокасекундный сюжетик ежевечерней информационной программы «Время». На экране телевизора – буднично привычный силуэт самолёта СУ-27, «загибающего» петлю. Так как наземные ориентиры в поле зрения пока не попадают, никаких особых эмоций эти кадры не вызывают... Хотя у очевидцев уже в момент прохода им верхней точки петли пульсировала одна мысль: «Низко! Очень низко!»

В следующую секунду, когда истребитель проходит отвесную вертикаль на нисходящей ветви, камера захватывает снизу в кадре деревья, дома – и становится страшно очевидным несоответствие высоты, вертикальной скорости и углового положения самолёта. Женский голос диктора за кадром: «Во время демонстрационного полёта на севере Италии потерпел катастрофу советский истребитель СУ-27. Пилотировавший его лётчик-испытатель Римас Станкявичус погиб...

 

5814203_12f (700x432, 259Kb)

Самолет Су-27 Римантаса Станкявичюса. Перед разбегом.

 

Ещё одна жертва лётных показов. Жертва очень болезненная. И потому, что это была уже четвёртая потеря в отряде лётчиков-испытателей, готовившихся к полётам на «Буране». И потому, что этот невысокого роста немногословный литовец в кругах лётчиков вызывал особые симпатии своей скромностью и честностью… 

Большинство аварий и катастроф в демонстрационных полётах, требующих от лётчика величайшего напряжения воли, внимания и физических сил, наиболее легко могут быть списаны на его ошибку. Расследование подобных происшествий обычно проходит относительно просто: ну ошибся – и ошибся... Никто и не будет анализировать глубоко то, каким путём пришёл погибший или чудом спасшийся человек к тому состоянию перевозбуждения, рассеянности или усталости, которое повлекло за собой трагедию. Никогда, к примеру, «официальные лица» не писали в заключениях аварийных комиссий о той толпе бездельников, мнящих себя незаменимыми начальниками и являющихся неотъемлемым атрибутом всех делегаций на каждом более или менее престижном авиационном салоне или шоу и при этом постоянно дёргающих горстку реально работающих людей...

Ещё и ещё раз просматриваю видеокадры гибели Римаса. Да, с высотой он ошибся сильно. В момент столкновения с землёй вертикальная скорость снижения была громадной. Ему не хватило отнюдь не считанных метров высоты.  Ведь так сильно ошибиться, по идее, не должен бы и совсем незрелый новичок! 

И нам остаётся лишь гадать, каким же образом создалась такая обстановка, в которой опытнейший лётчик-испытатель не смог увидеть ту грань, которая единожды и навсегда отделяет жизнь от небытия!»

 

Предел износа

Это рассказал коллега Римаса, летчик-испытатель. Сам я тоже много раз просматриваю вот этот видеоролик:

https://www.youtube.com/watch?v=4wlnnZZsx2k&index=2&list=PL716823206E271324

И каждый раз замираю от обречённого, прощального взгляда Римаса, готовящегося взобраться по стремянке в тот самый самолёт...

И каждый раз, как и его коллеги, задаюсь вопросом: «Ну почему, почему ему, умевшему безукоризненно пилотировать пять десятков самолётов и челнок «Буран», в Италии не хватило высоты?»

Ответ никогда не будет найден. Но ближе всех к нему подошел еще один летчик. Генерал-лейтенант Виктор Сокерин был не только самым молодым, но и, наверное, самым откровенным авиационным генералом в новейшей истории России.

 

5814203_14f1 (400x528, 35Kb)

 

Подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота, он так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «Вооруженные силы России испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации… Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего по несколько часов учебного налета. Только 3 процента летчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет».

То есть, молодые лётчики России объективно не умели летать. А умевшему летать Станкявичюсу было уже 46...

 

5814203_15f2 (502x359, 32Kb)

Будь он военным лётчиком, уже безоговорочно был бы отстранён от полётов и отправлен либо на штабную, либо на преподавательскую работу, либо на пенсию – столярничать да на рыбалку ходить. Потому что у лётчиков есть предел психо-физиологического износа. А Римас продолжал работать, семью кормить...

 

Десять и один

Есть в судьбе Станкявичюса и еще один роковой момент, от которого холодок по спине пробегает...

На снимке — первая восьмерка испытателей «Бурана»: Игорь Волк, Олег Кoноненко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев, Александр Лысенко.

5814203_16f1iii111 (553x298, 62Kb)

23 июня 1977 года погиб Александр Лысенко. Вместе с напарником они испытывал истребитель МиГ-23УБ , и самолет рухнул на землю. Напарник, не имевший к «Бурану» никакого отношения, выжил и продолжил летать, а Лысенко погиб.

8 сентября 1980 года отряд теряет Олега Кoноненко. При взлете с палубы крейсера «Минск» у его ЯК-38 не раскрылись сопла, и самолет мгновенно рухнул в Южно-Китайское море. Каноненко катапультироваться не успел.

Был объявлен новый набор в отряд, но после последней смерти среди летчиков «волчьей стаи» уже пошли слухи о «проклятии «Бурана», и они уже не так стремились попасть в элитный отряд. Но не отказались Виктор Заболоцкий, Урал Султанов, Магомед Толбоев, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Юрий Приходько и Владимир Туровец.

На поминках Олега Каноненко Владимир Туровец прочел стихотворение, которое заканчивалось словами «кто следующий?». Следующим стал сам Владимир, который погиб 8 февраля 1981 года при испытании вертолета Ми-8.

В 1987 году в космос на корабле «Союз» полетел Анатолий Левченко. В результате  жесткой посадки и удара у него образовалась опухоль головного мозга, и через шесть месяцев Анатолий умер.

Шестым стал Александр Щукин, который 18 августа 1988 года разбился при испытании  самолета Су-26М в Жуковском.

Во время его похорон по старой летной традиции проход над ним в небе ЛИИ сделал Римантас Станкявичюс, который через два года сам разобьется на Су-27 и станет седьмым.

 

5814203_17f (700x472, 75Kb)

 

Многоразовый «Буран» оказался одноразовым.  Программу закрыли, но проклятие не исчезло. 

Летчик-испытатель Николай Садовников дважды катапультировался, после полученных травм был списан, и умер от их последствий в 1994 году.

В июне 2001 года неожиданно умрет испытатель «Бурана» Юрий Шеффер — его сердце остановит тромб.

А через полтора месяца от рака скончается летчик-испытатель Юрий Приходько. Он станет десятым.

И вот 12 марта 2002 года произошло невероятное: на космодроме Байконур погиб и сам, единственный летавший в космос корабль «Буран». Сгнившая бетонная крыша монтажно-испытательного комплекса обрушилась, похоронив под собой и «Буран» и ремонтную бригаду – восемь человек. 

 

5814203_18f (700x483, 165Kb)

 

С гибелью «Бурана» тут же прекратились и смерти его испытателей.

Много лет спустя Игорь Волк скажет:

«Я часто вспоминаю своих ребят, которые готовились к полету на «Буране» и ушли из жизни в молодые годы... Почему они погибли? Это знак времени… Мы жили среди склок и зависти, во враждебной среде, вокруг бурлили интересы разных ведомств, и все это конечно же отражалось на нас. Если бы вы знали, как мне жалко ребят, прекрасных летчиков и верных товарищей… Полет «Бурана» стал им реквиемом»...

 

5814203_20f (453x247, 218Kb)

 

В городе Жуковский, Московской области, на Мемориальном кладбище рядом с могилами своих друзей и коллег по «Бурановской гвардии» Римасу Станкявичюсу установлен Памятный знак (кенотаф).

 

5814203_21f (700x525, 124Kb)

 

А похоронен Римас на родине, в Литве, на каунасском Военном кладбище, рядом с Дарюсом и Гиренасом – славными литовскими лётчиками, мужское дело которых Римас и продолжал... 

 

5814203_22f (700x553, 178Kb)

Летом поеду –  навещу.

 

25 февраля 2013 года, портал gazeta.lv.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Как-то раз мы с другом моим Александром Малиновским решили выполнить одну миссию: установить на Горе Крестов крест в память о государстве, которое называлась Великое Княжество Литовское.

Проезжая мимо музея авиации заехали в него. Там мы увидели технику, на которой в стране советов летали…  Саша пошёл на фотосессию, а я в кафе… А там на стене – Римас.  

 

5814203_IMG_3226 (700x534, 153Kb)

 

Аж сердце заныло. Это ж в память и о нём крест наш был задуман...

Молодцы, литовцы, тоже Римаса помнят… 

Пошел на лётное поле. Саша нафотографировался и осваивал вертолёт.  

 

5814203_IMG_3225 (700x525, 161Kb)

 

Рассматривая этот вот порог на входе в геликоптер, я вновь подумал о Римасе и о его гибели. Да, есть в авиации такое понятие «износ». Иной раз в стране советов всё работало не только на износ, а и до полного износа...

 

5814203_IMG_3224 (700x452, 176Kb)

 

Крест мы таки поставили. Беленький  был такой, сейчас уже небось потемнел, как все кресты на Горе.

 

5814203_IMG_3247 (700x525, 288Kb)

 

5814203_vvv_1_ (700x517, 181Kb)

 

5814203_IMG_3256_1_ (700x488, 221Kb)

 

Стоит наш крест в память о канувшем в Лету государстве, частью которого была когда-то и наша Латгалия. А также в память о лётчике Станкявичюсе. А также в память о юной девушке из Висагинаса и о пожилом ученом-физике из Москвы, которому посвящена эта публикация. И девушка, и ученый сильно болели, но до самого последнего дня своих жизней писали на наш портал, и хорошо писали.  Портал, как и вертолёт, износился до полного износа... А вот память о его насельниках всё еще жива.

Мир и покой вам, ушедшие.

 

При подготовке публикации использована информация и фото с сайтов:

http://www.gazeta.lv

http://www.testpilot.ru

http://www.zhukvesti.ru  

http://www.buran.ru

http://www.youtube.com   

http://www.airliners.net  

http://www.testpilot.ru

 

 

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку