|
Киноэпопея создана при участии американских кинематографистов для показа в США и других странах. В 20-ти фильмах использованы съёмки фронтовых кинооператоров и документы из зарубежных архивов. В США, где многие не знают о решающей роли СССР в разгроме гитлеровской Германии, о сотрудничестве союзных держав в годы войны, эта кинопрограмма вышла под названием "Неизвестная война" («The Unknown War»).
Были созданы две версии фильма — для американского и советского зрителя. Ведущим и рассказчиком выступил американский актёр Берт Ланкастер, русскую версию озвучивал Василий Лановой. После 1991 года в России получила распространение версия фильма для американского зрителя. Она отличается, в частности, нумерацией серий.
Всеми дорогами Великой Отечественной, все её 1418 дней и ночей вместе с солдатами шли советские фронтовые кинооператоры. В огне боёв они сняли почти 4 миллиона метров плёнки и если бы её не было — не было бы и этих фильмов. Многие кадры оплачены кровью кинооператоров. Их было 252.
Парадокс, но фильм, рассказывающий американцам об участии Советского Союза во Второй мировой войне, появился почти в самый разгар последовавшей за ней войны холодной. Легенда гласит, что во многом определяющим стал факт личной благосклонности генсека Леонида Брежнева к режиссеру‑документалисту Роману Кармену. Сам Кармен, говорят, долгие годы и не догадывался, отчего первый человек в государстве так ему благоволил. Точнее, не помнил, что однажды на одной из военных дорог помог вытолкнуть застрявшую на обочине машину какого‑то офицера. А вот Брежнев не мог забыть, что его автомобиль вытаскивал из грязи известный уже тогда фронтовой кинооператор Роман Кармен.
Премьера сериала «Неизвестная война» в США состоялась в символическую дату 22 июня 1978 года. На советские экраны под титулом «Великая Отечественная» фильм вышел в феврале 1979 года. Он шел с огромным зрительским интересом и во многом ломал наши традиционные стереотипы. Документальные кадры не просто показывали боевой, ратный подвиг солдат, атаки и битвы, но и рассказывали об обратной, повседневной стороне войны, порой гораздо более жестокой и трагической.
Мы, школьники семидесятых‑восьмидесятых, регулярно встречаясь с ветеранами, слышали немало рассказов о сражениях. Наше художественное военное кино в большинстве своем также несло героический посыл. Этот сериал был другим. Боль, страдания, кошмар отступления, крупным планом лица: солдат, партизан, блокадников Ленинграда. Решимость бойцов, отправляющихся на передовую… Фронтовые операторы запечатлели их в редкие, для кого‑то последние минуты отдыха. И теперь, спустя более чем тридцать лет, случалось, прямо в темном кинозале пожилые люди на экране узнавали своих близких, не вернувшихся с войны. Мать — сына, сестра — брата, жена — мужа… В адрес создателей фильма шли письма с просьбой сделать фото с кинокадра.
источник
|
| |
|